Я. Н. Щапов. Об изучении древнерусских письменных источников
Древняя Русь в наше время все больше привлекает к себе внимание. Ее историю хотят знать не только те, кто профессионально занимается изучением прошлого, но и те, для кого первые века русской истории, полные романтики, служат источником вдохновения в литературной деятельности или просто являются любимой темой чтения, собирания книг, посещения памятников архитектуры. И за рубежом интерес к истории древней Руси растет, вызывая появление и новых специалистов, и новых работ.
Расширение и углубление исторических знаний о древней Руси в каждое время обладает своеобразием. Если когда-то практически единственными источниками для ее изучения были письменные памятники, открытие и введение которых в науку в XIX — начале XX в. шло постоянно, а археологические материалы, такие, как находки в кургане Черная могила или в Старой Рязани, служили блестящей иллюстрацией того, что сообщали летописи, жития, «Слово о полку Игореве», то в наше время положение изменилось. Круг традиционных письменных источников остается ограниченным, в то время как археологические исследования необычайно расширили наши знания о древней Руси и лишь на грани археологии и археографии продолжающиеся и пока неисчерпаемые открытия берестяных грамот и надписей на древних зданиях и предметах дают неоценимый новый материал, иногда более ранний, чем традиционные пергаментные рукописи. Осуществленное советскими археологами под руководством и по идее Б. А. Рыбакова издание памятников «Археология СССР. Свод археологических источников»1 сводное издание берестяных грамот2, печатей3, монет4, надписей-граффити5 и других памятников значительно обогатили фонд источников для изучения древнерусской истории, открыв неизвестные пласты социальной, политической и культурной жизни. В этих условиях вновь встает вопрос об особом внимании к письменным источникам по истории древней Руси. Хотя их круг в целом остается постоянным и увеличивается очень скупо, но на каждом новом этапе развития науки возникает необходимость заново осмыслить и оценить тот фонд, которым мы располагаем. Современное состояние изучения древнерусского государства и общества требует привлечения исследователями всей совокупности письменных памятников. Если для историков нового времени задача использования всех сохранившихся письменных свидетельств не всегда реальна и важное значение имеет правильный, репрезентативный отбор источников, достаточных для объективных выводов о соответствующих явлениях и процессах, то для истории Руси X—XIII вв. каждое письменное свидетельство того времени уникально и требует специального внимания и анализа. Хотя огромное большинство этих источников выявлено и введено в науку в XIX—XX вв. и многие из них исследованы, современный историк, занимающийся историей Руси, использует их выборочно, привлекая далеко не весь их крут, и ограничивается тем, что ему известно и доступно, и нередко не обладает достаточной информацией о состоянии изучения того или иного памятника. Учитывая большое значение для изучения отечественной истории иностранных свидетельств (скандинавских, немецких, византийских, арабских и других авторов), Институт истории СССР АН СССР выпускает издание иноязычных историков по истории, которые содержат подчас уникальные сведения, по другим памятникам неизвестные6. Совсем недавно новому обозрению и каталогизации были подвергнуты памятники древнерусской литературы. Эта ценная инициатива Института русской литературы АН СССР позволила начать подготовку словаря древнерусской книжности, призванного включить в себя информацию и о всех литературных памятниках древней Руси7. Настало время и для работы по учету и осмыслению того, какими отечественными историческими источниками, написанными на древнерусском языке, располагает исследователь. Хотя большинство этих источников издано и некоторые издавались неоднократно и на высоком научном уровне (Русская Правда, Повесть временных лет и включающие ее Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, Новгородская Первая Летопись, Слово о полку Игореве, Киево-Печерский патерик, княжеские уставы и грамоты церкви, жития Бориса и Глеба, Александра Невского и др.), однако сведения об изданиях и исследованиях многих источников в различных общеисторических и историко-литературных сериях и сборниках, в научных журналах, в приложениях к монографическим исследованиям не собраны. Многие важные и не изданные повторно издания относятся к довоенному и даже дореволюционному времени, сейчас и мало доступны, и недостаточно известны, не говоря уже о том, что они отражают пройденные этапы отечественной археографии и текстологии. Немало этих изданий, однако, остается вне внимания исследователей, занимающихся древней Русью, что не может не сказываться на изучении этого периода отечественной истории. Необходимую информацию о всех известных (введенных в науку) древнерусских памятниках призвано дать новое научное справочное издание — аннотированный справочник «Древнерусские письменные источники», подготавливаемый в Институте истории СССР АН СССР. В нем будут энциклопедические статьи о каждом из памятников: их краткие характеристики, указания на важнейшие издания и исследования. По охвату источников справочник должен быть исчерпывающим, представляя сведения о всех сохранившихся (целиком или во фрагментах) источниках на древнерусском языке. Хронологически издание будет включать сведения об источниках с древнейшего времени русской письменности до конца XIII в. Издание должно быть рассчитано прежде всего на историков, занимающихся историей Руси и близких проблем, но может быть полезно и для историков древнерусского языка, литературы и письменности. В него войдут статьи о тех памятниках, которые являются источниками по истории страны, а не только истории языка, литературы и пр. Такое целевое назначение предусматривает включить в книгу древнерусские произведения и документы, сохранившиеся в списках как XI—XIII вв., так и ^более позднего времени. Достижением современной науки является привлечение памятников XI—XIII вв., сохранившихся в поздних списках и переработках, которые не могут быть источниками по истории языка древней эпохи, но содержат ранние исторические сведения о ней. Вместе с тем многие источники истории древнерусского языка и литературы, например древнерусские переводы византийских произведений или надписи на стенах, содержащие только имена или молитвы, нет основания включать в справочник. Не включаются в него и те произведения древнерусских авторов (например, Кирилла Туровского), которые не содержат местных исторических регалий и построены на общехристианском литературном материале. При составлении словника справочника его авторы проводили и некоторые другие ограничения. Так, в него не вошли произведения, которые ни в какой форме до нас не дошли (например, житие Антония Печерского) и поэтому не могут служить историческим источником. Не включены и те древнерусские рукописи (списки) XI—XIII вв., которые могут быть источником для изучения истории письменности, книжной культуры, искусства, но не содержат конкретной информации по истории. В качестве источника из рукописей этого времени привлекаются или включенные в них древнерусские памятники (например, жития в Успенском сборнике), или записи на них писцов, заказчиков и других лиц, несущие историческую информацию, или, наконец, сборники исторических, литературных, правовых памятников, важные сочетанием включенных в них произведений. Есть основания включить в книгу и ранние русские переводы иностранных посланий на Русь и других связанных с нашей страной документов как сохранившихся в оригиналах, так и известных только в древнерусском переводе (например, Послание патриарха Германа II митрополиту Кириллу 1228 г.). Каждому источнику в справочнике посвящается отдельная статья, содержащая такие сведения, как название памятника, отражающее его жанровую принадлежность и принятое в науке, его характеристику с указанием важнейших исторических сведений, содержащихся в нем. Дается информация о результатах источниковедческого изучения памятника в науке с приведением мнений исследователей о времени и месте его возникновения, его содержании и авторе, даются археографические и текстологические сведения о памятнике: взаимоотношении его редакций, о старших списках. Избранная рекомендательная библиография включает указания на публикации текста (различных типов), исследования, переводы памятника на другие языки. Произведениям, включенным в состав других (например, летописных сводов), но имеющим особое происхождение (договоры с Византией, Поучение Владимира Мономаха и др.) или представляющим самостоятельный научный интерес (летописные повести), посвящаются отдельные статьи. Справочник призван дать информацию, которая может быть использована для компьютерной обработки. С этой целью каждая статья должна содержать однотипные сведения, отчасти формализованные и расположенные в определенном порядке, и включать основные реалии источника для их вынесения в указатели (имена, географические названия, исторические понятия и термины, даты, шифры рукописей и пр.). Статьи располагаются в справочнике по жанрово-тематическим группам, а внутри них по тематическим подгруппам и хронологии. Важнейшую группу составляют памятники историографии. Это своды и летописи, начиная от «Начального свода» конца XI в. и кончая Галицко-Волынской летописью XIII в. и Летописцем Переяславля-Суздальского; летописные (в том числе смоленские) записи XII в. в сборниках, «Летописец вскоре» с русским продолжением, летописные повести, сказания о постройке и освящении церквей, повести о монголо-татарском нашествии. В следующую группу входят Повесть о хождении калик из Новгорода, Хождение игумена Даниила XII в. и Книга паломник архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) начала XIII в. Слово о полку Игореве, Слово о погибели Русской земли и Моление (Слово) Даниила Заточника условно объединяются в одну группу. Также условно в одну группу соединены различные перечни (индексы). Это списки иерархов (митрополитов, новгородских архиепископов, игуменов Киево-Печерского монастыря), перечни русских епархий, ранние списки книг «истинных и ложных». «Учение» Кирика Новгородца как образец естественнонаучного произведения составляет отдельный раздел. Большую группу представляют риторические произведения. Это Поучение Владимира Мономаха, авторские поучения церковных деятелей, анонимные поучения против язычества, о христианской вере и обрядности, похвальные слова. Не менее многочисленна и ценна группа агиографических памятников: княжеских житий, цикла о Борисе и Глебе, житий печерских монахов из Патерика, сказаний о чудесах и других источников. Малоизучена в качестве исторического источника и очень недостаточно используется группа гимнографических произведений. Здесь объединены молитвы, каноны и службы древнерусским святым, содержащие исторические реалии вроде указания на происхождение из Пскова княгини Ольги в посвященном ей каноне. В группу посланий входят Послание Владимира Мономаха к кн. Олегу, послания церковных деятелей, международные послания из Руси и на Русь. Разнообразны и многочисленны памятники права. Сюда входят Русская Правда и дополнительные статьи к ней, Закон судный людем Пространной и Соединенной редакций, возникших на Руси, княжеские уставные грамоты городам, княжеские церковные уставы и грамоты, договоры Новгорода с князем Ярославом, договоры Руси с Византией, внешнеполитические и торговые договоры Новгорода, Смоленска, Полоцка, новгородские княжеские и частные земельные акты, духовные грамоты кн. Владимира Васильковича, ярлык хана Менгу-Темира и др. Выделены канонические памятники, представляющие собой изданные А. С. Павловым и другими историками правила и ответы киевских и новгородских иерархов, ответы на вопросы Сарайского епископа и пр., а также анонимные правила и епитимийники, изданные С. И. Смирновым, «Исповедание веры» митрополита Илариона. Особую группу составляют сборники и устойчивые комплексы статей, такие, как Пролог, Киево-Печерский патерик как цельное произведение, "Успенский и Устюжский сборники, Кормчая Русской редакции XIII в., сборник «Мерило праведному» и др. В справочник включаются записи на книгах с историческими сведениями: записи писцов, владельцев и переплетчиков, записи с упоминанием должностных лиц, поминальные и др. Выход из печати Сводного каталога славяно-русских рукописей XI—XIII вв.8 облегчает работу по их выявлению и использованию. Важно включить в книгу и лапидарные надписи. Это прежде всего граффити на стенах Киевских Софийского собора, Печерского монастыря, Михайловской церкви, черниговского Спасского собора, новгородских Софийского собора и церкви Спаса на Нередице, надписи из Старой Ладоги и Смоленска, а также надписи на камнях и предметах, сделанные как при изготовлении последних, так и позднее, в виде граффити. Наряду с датированными надписями, собранными в издании Б. А. Рыбакова9, в справочник включаются тексты, не имеющие точной даты, и новые открытия в этой области. В книгу будут включены берестяные грамоты, которые прочитаны и содержат исторические сведения. Хотя особая форма этих документов предполагает представить их в отдельном разделе (по городам, раскопам, усадьбам и хронологии), однако по существу это столь же разнообразный источник, как документы на пергамене и бумаге, и исследователь заинтересован скорее в том, чтобы иметь их характеристику по таким же жанрово-тематическим группам, как и всех других. Систематизация берестяных грамот потребует некоторого увеличения числа групп и выделение новых, но это возможно сделать в процессе подготовки текста справочника. Последний раздел книги должны составить поддельные документы, созданные как в средневековье, так и в новое время, с их характеристикой и указанием литературы. Здесь имеются в виду подделки не отдельных списков подлинных древнерусских сочинений (например, пергаментные списки Русской Правды, Слова о полку Игореве и житий, выполненные И. Бардиным), а известные в науке поддельные под древность произведения. Таковы так называемая «Влесова книга», «Сказание о Руси и о вещем Ользе» А. Я. Артынова, грамоты об основании Туровской епископии, о передаче Печерскому монастырю г. Василева, вкладная посадника Ивана Фомина Муромскому монастырю, грамота Ивана Берладника, целая серия грамот кн. Льва Даниловича и др. Сведения об этих подделках, приведенные в справочнике, призваны помочь не специалистам в истории освободиться от гипноза их «древности» и обратить свое внимание на многочисленные подлинные древнерусские документы, достойные изучения и популяризации. Подготовка справочника, посвященного древнерусским письменным источникам, позволит специалистам систематизировать и оценить то богатое историческое наследие киевского времени, которым обладает наша культура. Работа над ним покажет, какие из источников требуют монографического исследования на археографическом или источниковедческом уровне, что не имеет научных изданий и пр. Это в свою очередь позволит начать новое академическое издание «Памятники истории древней Руси» на современном научном уровне. 1Археология СССР: Свод археологических источников/Под общ. ред. Б. А. Рыбакова. Издается с 1961 г. 2Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте: (Из раскопок 1951 г.). М., 1953. 3Янин В. Л. Актовые печати древней Руси. М., 1970. Т. 1, 2. 4Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Сводный каталог русских монет X-XI вв. Л., 1983. 5Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966; Он же. Средневековые надписи Софии Киевской. Киев, 1976; Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. М., 1978. 6Мельников Е. А. Скандинавские рунические надписи: Тексты, перевод, комментарии. М., 1977. 7Буланин Д. М., Дмитриев Л. А. Задачи и принципы издания «Словаря писателей, деятелей книжной культуры и литературных памятников древней Руси» // Рус. лит. 1980. № 1. С. 109—120; Творогов О. В. Древнерусская книжность XI—XIII вв.: (О Каталоге памятников) // Духовная культура славянских народов: Литература, фольклор, история. Л., 1983, С. 5-18. 8Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР, XI-XIII вв. М., 1984. 9Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв.//САИ. 1964.. Вып. Е1-44. |
загрузка...