Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.8. Заключение

Примерно со второй четверти VII в. до н. э. начались вторжения евразийских номадов в западную часть Малой Азии. В результате у греков впервые установились с ними непосредственные контакты, которые продолжались несколько меньше столетия. Вторжения киммерийцев и появившихся позже скифов были существенным фактором, влиявшим на все стороны жизни греческих городов Малой Азии, и их упоминания сохранились как в произведениях архаических поэтов (например, Каллина), так и в разнообразных фольклорных преданиях. Впоследствии, особенно начиная с эллинистического времени, эти упоминания привлекали пристальное внимание филологов и историков и использовались для обоснования различных построений как хронологического, так и историко-литературного характера.

Контакты греков и евразийских номадов в Малой Азии не ограничивались лишь военными конфликтами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что часть малоазийских греков была знакома с духовной культурой, в частности с эпическими сказаниями, евразийских кочевников, и что они оказывали определенное влияние на греческую культуру. Среди фрагментов Алкмана сохранились несомненные следы знакомства с киммерийско-скифским эпосом и мифологией. Другим свидетельством такого влияния является отражение в греческой литературе скифского эпического образа доблестных воинов как яростных псов.

Евразийские кочевники играли важную роль в локальных фольклорных традициях ряда малоазийских городов. Эти традиции существенно отличались друг от друга. Так, в Гераклее Понтийской существовали предания, по которым киммерийцы в глубокой древности населяли окрестности будущей греческой колонии, но были уничтожены вторгшимися фракийцами. Представители местного народа мариандинов считались последними потомками истребленных киммерийцев. В основе гераклейской традиции скорее всего лежит местное предание о наличии в окрестностях Гераклеи входа в Аид. Благодаря всем известному тексту «Одиссеи», киммерийцы были локализованы возле него просто как одна из деталей «адского» ландшафта, как река Ахерон и аконит. Воспоминания о реальных киммерийцах не играли в развитии этой традиции никакой роли, и сама она возникла достаточно поздно — скорее всего не раньше конца VI—V вв. до н. э.

Синопская традиция о киммерийцах имела совсем иной характер. В ее основе лежат воспоминания, связанные с реальным основанием города. Первая попытка милетцев обосноваться в Синопе оказалась неудачной — основатель колонии Хаброн был убит киммерийцами, однако вскоре, после разгрома киммерийцев или их ухода, милетцы вернулись сюда и восстановили свое поселение. Предположения о двойном основании Синопы и ее колонии Трапезунта, в VIII и VII вв. до н. э., представляются безосновательными и основаны на ошибочной интерпретации данных Евсевия. В действительности Синопа была основана, видимо, в пределах последней четверти VII в. до н. э. Все связанные с основанием города события — убийство Хаброна, разгром киммерийцев и новое основание города, видимо, приходятся на этот период. Датировка основания Синопы у Евсевия 631/30 г. до н. э. основывается на синхронизации этого события с началом пророчествования Иеремии в 13-ый год правления царя Иосии, поскольку оба эти события в разных традициях синхронизировались со вторжениями скифов в Азию. Подобные устные предания о столкновениях с кочевниками существовали и в других местах, причем в ряде случаев (например, традиция о Лигдамисе в Приене и на Самосе) они достаточно точно сохраняли достоверную историческую информацию.

Особую роль в развитии античной традиции о евразийских номадах играли представления о владычестве скифов в Азии. В основе этой традиции лежат реальные события, относящиеся ко времени между 626 и 616 гг. до н. э., скорее ближе к началу этого десятилетия. В это время, когда Ассирия была сильно ослаблена, а Вавилон и Мидия еще недостаточно окрепли, отряды скифов получили значительную свободу действий. Они разгромили мидийцев, царем которых был Киаксар, а затем совершили ряд походов на достаточно отдаленные территории вплоть до границ Египта. Вряд ли скифы установили политическое господство над Азией или ее частью: скорее речь может идти о грабительских набегах, вроде позднейших осетинских балцев. Связанные с этими походами рассказы стали существенной частью скифского эпоса. Античная традиция о «скифском владычестве» над Азией, очевидно, формировалась из нескольких источников. В нее вошла устная традиция мало-азийских греков о победителях их давних врагов киммерийцев, а также традиция других местных народов, с которыми греки находились в постоянных контактах и которым пришлось непосредственно испытать на себе скифские набеги. На развитие греческой традиции особое влияние оказал также и фольклор самих скифов. Впоследствии все эти рассказы подвергались переработке и получали новые толкования в рамках разнообразных ученых построений, в том числе хронографического характера.

На основе рассказов о скифском владычестве в Азии в позднее время создавались и разнообразные рассказы чисто литературного характера. Так, литературное происхождение имеет традиция о скифо-египетской войне, которая тесно связана с легендами о египетском царе Сесострисе. Эта традиция имела длительную и весьма сложную историю, причем в ней переплетались элементы самого разного происхождения. Все же в ней можно выделить две основных тенденции — «проегипетскую» и «проскифскую». Первая основывается на египетской «националистической пропаганде» и восходит в значительной степени к греко-египетскому фольклору. Скифы в ней не играют активной роли — их завоевание Сесострисом рассматривается лишь как доказательство величия египетского царя. «Проскифская» традиция, видимо, была создана Эфором в рамках его идеализации скифов, и получила развитие в позднеэллинистическое и римское время. В рамках этой традиции скифам приписывается победа над Сесострисом и завоевание чуть ли не всего мира. Этот рассказ не имеет под собой никаких исторических оснований и имеет чисто литературное происхождение. Таков же характер и другой поздней традиции, в рамках которой известия о владычестве скифов над Азией объединяются с легендами об амазонках.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

под ред. А.А. Тишкина.
Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)
e-mail: historylib@yandex.ru