Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.7.5. Скифское господство в Азии: история и устная традиция

В заключение можно сделать следующие выводы относительно «скифского господства» в Азии. В основе этой традиции лежат реальные события, относящиеся ко времени между 626 и 616 гг. дон. э., скорее ближе к началу этого десятилетия. В это время, когда Ассирия все более слабела, теряла все новые территории и уже с трудом контролировала остатки своих владений, а новые державы, Вавилон и Мидия, еще недостаточно окрепли, скифские отряды получили значительную свободу действий. Несмотря на то, что их присутствие на восточных и северо-восточных границах Ассирии известно еще с 70-х годов столетия, роль скифов в истории этого района долгое время оставалась маргинальной. Теперь, однако, скифские отряды разгромили мидян, которые были, согласно клинописным текстам, ближайшими соседями скифов в Азии. Мидийским царем в это время был Киаксар, который упоминается в вавилонских хрониках в связи с более поздними событиями начиная с 614 г. до н. э. Скифы также совершили ряд походов на достаточно отдаленные территории — разорили ряд городов Сирии и Палестины и дошли до границ Египта. Вероятно, тогда же они впервые появились в Малой Азии и разбили давно находившихся здесь киммерийцев, другую группу евразийских номадов, также, вероятно, ираноязычных. Вряд ли скифы установили стабильное политическое господство над Азией или ее частью: скорее речь может идти о выплате дани номинально зависимыми государственными образованиями (например, Мидией), а также грабительских набегах, вроде позднейших осетинских балцев. Царем скифов или во всяком случае главой наиболее удачливого их отряда был в это время Мадий, сын Прототия, Partatua аккадских текстов, скифского царя эпохи Асархаддона.

Вероятно, связанные с этими походами рассказы стали существенной частью скифского эпоса. Подобно эпосу позднейших родственников скифов, осетин, этот эпос, вероятно, состоял в основном из описаний деяний скифских героев во время их грабительских рейдов, балцев. Античная традиция о скифском владычестве в Азии в значительной степени восходит к скифскому фольклору. Видимо, именно под влиянием скифской фольклорно-эпической традиции античные авторы значительно преувеличивали длительность и значение скифских походов. К скифскому фольклору, несомненно, восходит ряд сюжетов античной традиции, таких, как рассказ об измене скифских жен и «рабской войне», видимо, также о предательском истреблении скифских вождей Киаксаром.

Кроме скифского эпоса и фольклора, античная традиция о «скифском владычестве» над Азией, очевидно, формировалась и из других источников. В нее вошла, видимо, устная традиция малоазийских греков о победителях их давних врагов киммерийцев, а также и традиции других местных народов, с которыми греки находились в постоянных контактах и которым пришлось непосредственно испытать на себе скифские набеги (например, отразившийся у Геродота рассказ об осквернении хрфма в Аскалоне, за которое скифы понесли наказание, или история о скифских лучниках на службе у Киаксара). Наконец, впоследствии на развитие греческой традиции влияли также хронографические калькуляции, с помощью которых античные авторы стремились найти место «скифскому владычеству» в общей схеме исторического развития Азии и ее хронологии.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

Вадим Егоров.
Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
e-mail: historylib@yandex.ru