Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

1.1.8. Рационализация гомеровского пассажа: Диофант и Александр Полигистор

Перечисленные традиции истолкования гомеровского пассажа, использовавшие его для подкрепления разнообразных теорий, часто не имевших к нему прямого отношения, были, однако, не единственными. Одновременно существовал и другой подход, более близкий к традиционному. В рамках этого подхода отсутствовала, насколько можно судить, какая-либо идеализация гомеровских народов; напротив, предлагалась рационализация гомеровского текста, в том числе его свидетельства об абиях. По-видимому, к этой традиции принадлежал историк III в. до н. э. Диофант, автор сочинения Ποντικαί ίστορίαι. К сожалению, от его сочинения сохранилось очень мало, всего три фрагмента, причем два из них дошли в словаре Стефана Византийского, куда были заимствованы из сочинения историка I в. до н. э. Александра Полигистора (FGrHist 273 F 14, 16), придерживавшегося, очевидно, тех же взглядов по данному вопросу, что Диофант. Диофант (FGrHist 805 F 2 = 273 F 14 apud Steph. Byz. s.v. Άβιοι) и, видимо, вслед за ним Александр Полигистор, считали слово Άβιοι настоящим этнонимом и не пытались его переводить, а производили от названия реки Άβιανός. На локализацию этой реки указывает другой фрагмент Александра (FGrHist 273 F 16 apud Steph. Byz. s.v. Ύλαία), из которого выясняется, что другим названием геродотовской Гилеи было Άβική, то есть река Абиан и, очевидно, сами абии локализовались Диофантом в северо-западном Причерноморье, в области Гилея, иначе называемой «Абика». Беда только в том, что название этой реки, как и местности, нигде более не встречается и возможно является специально придуманной для данного случая фикцией. Во всяком случае, название «Гилея» было реальным местным топонимом (разумеется, использовавшимся грекоязычным населением), засвидетельствованным не только Геродотом, но и ольвийскими надписями, одна из которых (граффито на фрагменте сосуда, расписанного в стиле Фикеллура) относится еще к третьей четверти VI в. до н. э.72 (ср. ниже, 1.3.5). Таким образом, судить о реальных основаниях предложенного Диофантом и воспринятого Александром Полигистором толкования гомеровского пассажа весьма сложно.

Кроме того, Стефан Византийский сохранил еще один элемент диофантовского толкования. Согласно его мнению, Гомер назвал абиев «справедливейшими» потому, что те отказались участвовать в походе амазонок в Азию. Очевидно, к этой же традиции восходит и одно из указаний схолий к «Илиаде» (рукописи А и Τ): οϋς (Άβίους seil.) δικαιοτάτους φησί ... οτι ούκ ήθέλησαν συστρατεΰσαι Αμαζόσιν εις Ασίαν. Из этого свидетельства можно сделать ряд выводов. Прежде всего, Диофант и Александр Полигистор не только считали абиев реальным историческим народом, жившим в области Гилея, то есть севернее Фракии, в северо-западном Причерноморье, но и помещали в том же районе амазонок, с которыми, очевидно, сближали абиев. Абии при этом, вероятно, считались одним из скифских племен, в соответствии с одной из самых распространенных в античности интерпретаций. В данном понимании гомеровского текста не только не было речи об идеализации скифов вообще, но в идеальном образе было отказано и абиям, гомеровское указание на справедливость которых толковалось лишь как намек на отказ от совместных с амазонками действий, враждебных по отношению к другим народам, в том числе грекам.



72 Rusjaeva, Vinogradov 1991, 201-202 = SEG XLII, 1992 (1995), 196-197, № 710; Dubois 1996, 55-63, № 24; Тохтасьев 1999, 176-179. Ср. IOSPEI2, 34, 13.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.
Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов
e-mail: historylib@yandex.ru