Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Анатолий Москвин.   Сицилия. Земля вулканов и храмов

Провинция Палермо

   Провинция занимает север Сицилии. Ее площадь – 4,9 тыс. км2, население – 1,25 млн чел. (на 1 марта 2009 г.). На территорию провинции заходит несколько горных цепей; самая высокая из них – Монти-ди-Палермо с вершинами, превышающими 1000 м над уровнем моря. Самая значительная река, Беличе, ненамного превышает в длину 45 км.

   Природа провинции разнообразна и часто уникальна. По числу природных заповедников (свыше десятка) провинция занимает ведущее место на острове. Крупнейший город провинции (и всей Сицилии) – Палермо. В нем проживают более 660 тыс. чел. (а вместе с пригородами – около 860 тыс.).

   Наибольшего развития в провинции получило плодоводство. Она является одним из европейских центров выращивания лимонов. Заметное место занимают также виноградарство и виноделие. В холмистых внутренних районах производится известное вино Корво. Выращивают здесь и такие редкие фрукты, как поздние мандарины (в Чакули) или японская хурма (в Трабии). Среди технических культур лидирует хлопок. Рыбаки вылавливают такие ценные виды рыб, как тунец и рыба-меч. В промышленности ведущее место принадлежит судостроению. В г. Термини-Имерезе работает завод автомобильной фирмы ФИАТ, самый маленький в стране.

   Жители провинции говорят на особом диалекте сицилийского языка. Провинция Палермо известна на юге Италии самым большим процентом живущих здесь албанцев. Многие из них говорят на староалбанском языке.

   Провинция славится богатой и разнообразной кухней. К характерным закускам относятся паста с сардинами, паста с «крошками» (тушеные в печи макаронные изделия, посыпанные тертой булкой, поджаренной на сковородке).

   Самым известным фирменным блюдом провинциалов считается «пани ка’меуза» (хлеб с селезенкой), булочка, фаршированная свежей селезенкой. Среди вторых блюд больше всего распространены свиные отбивные, мясо кастрированного барашка и «сасицца» (особые образом приготовленные сосиски). Оригинальны «спьедини алла палермитана» (рулетики из телятины, фаршированные крошками, изюмом, пиноли, семенами, «орешками», пиний, с добавлением лавра и лука) и сарде а беккафику, или сардины, фаршированные поджаренными крошками, лимоном и пиноли. Широко известны «сфинчоне», сицилийская разновидность пиццы, приготовленной с помидорами, жареными крошками и луком. Неподражаемы «панелле» (плитки): обжаренный в тесте турецкий горох, которым фаршируют хлеб. Такое лакомство продается прямо на улицах. Ну, и нельзя не упомянуть о кассате, глазированном бисквитном торте с цукатами, или великолепном мороженном арбузе, желе из арбузного сока.

   Несколько подробностей о двух типично палермитанских лакомствах.

   Название сарде а беккафику введет постороннего человека в недоумение. Еще бы: ведь беккафику – сицилийское название маленькой птички, садовой славки. Она весьма ценится за итальянским столом. Ее подают обжаренной в фигах. Точно так же обжаривают и сардины, предварительно начинив их фаршем из тертого пшеничного хлеба, лука, чеснока, петрушки, пиноли, политого оливковым маслом и небольшим количеством доброй марсалы. Рыбу, перед тем как поставить на огонь, следует обвалять в муке и яичном желтке. Потом края сардинок закрывают и жарят, причем обкладывать фигами в наши дни счтается совершенно не обязательным.

   Фрутта мартурана – типичная для Палермо сладость, своеобразный марципан, только более сладкий и сочный; делается на основе миндаля и сахара, причем изделиям придается форма различных фруктов. Название свое сладость получила по церкви делла Марторана (по-сицилийски Мартурана) в историческом центре Палермо. Монашки монастыря Марторано, которому принадлежала эта церковь продавали в ней, вплоть до середины XX в., собственноручно изготовленные сладости. Традиция их производства родилась еще в Средневековье, когда монашки такими вот изделиями пожелали заменить на своей трапезе живые фрукты из своего сада, поднесенные прибывшему как-то в Палермо с визитом римскому понтифику.

Палермо
   Палермитанская равнина и окружающие ее горы были заселены человеком еще в палеолите. Об этом напоминают археологические находки (кости и охотничье оружие) в пещере Аддаура на восточном склоне горы Пеллегрино, господствующей над городом.

   На стенах пещеры обнаружен большой комплекс рисунков первобытных людей: изображения людей и животных. На некоторых рисунках показаны люди, словно кружащиеся в каком-то ритуальном танце. Но городское поселение возникло лишь в VIII в. до н. э.: в 734 г. здесь появились финикийские мореходы из города Тира; они основали город, названный ими Зиз, что в переводе с финикийского означает «цветок».

   Наиболее правдоподобное объяснение этого названия таково: две впадающие в море реки, между которыми предстояло быть городу, ограничивали площадь, напоминающую по форме распускающийся цветок. Устья этих рек, Кемония и Папирето, использовались в древности как порты (ныне обе реки упрятаны под землю). Центр финикийского города располагался в районе главной улицы современного города корсо Витторио-Эммануэле. Очень скоро Зиз разделился на Старый и Новый город; каждый из них был обнесен крепостной стеной. Предполагается, что в III в. до н. э. в Зизе жило более 30 000 человек.

   Это столетие стало последним в гегемонии карфагенян на западе Сицилии. В 254 г. до н. э., в ходе Первой пунической войны, римский флот запер гавань Зиза, и горожанам пришлось сдаться. Карфагенский полководец Газдрубал попытался вернуть город, но был разбит римским консулом Метеллом. В 247 г. до н. э. новую попытку отвоевать Зиз предпринял Гамилькар – и снова неудача. Теперь жители города остались верными Риму из-за чисто материальных выгод: Панорм (так он стал называться – от греческого названия города, которое можно перевести на современный язык как «всепогодный порт») получил статус свободного от налогов города и право чеканить собственную монету.

   Весь дальнейший римский период жизнь в Панорме текла спокойно, вплоть до 445 г., когда король вандалов Гензерих разграбил и сжег город. В 535 г. Велизарий отвоевал город для Византийской империи. На три века в Панорм вернулся римский порядок. В 831 г. город взяли мусульмане. Их правление благоприятствовало развитию города. Он был известен во всем мусульманском мире. Только мечетей Баларм (арабское название города) насчитывал свыше трехсот. К этому надо добавить веротерпимость арабов. Христиане и евреи не знали преследований и были полноправными гражданами, если только платили ежегодный налог «на веру». Именно в годы мусульманской власти Баларм стал крупнейшим политическим и торговым центром Сицилии.

   В Старом городе, который стал называться Халька, вознеслась в небо огромная мечеть, способная вместить до 7000 верующих. В городе появились новые лавки и склады, куда свозили товары со всего Средиземноморья. Выросли новые, периферийные кварталы. Значительно расширился порт. Но политическая власть мусульман со временем ослабела. В эмирате началась борьба за власть. Ею воспользовались сначала византийцы, а потом и норманны. Последние пришли с севера, а потому атаковали тирренское побережье Сицилии. В первую очередь – Баларм.

   Центр эмирата пал в 1072 г., после четырехлетней осады. Норманны сделали Палермо столицей острова, а граф Рожер II д’Отвиль (по-итальянски д, Альтавилла) в 1130 г. надел королевскую корону. При норманнских королях Рожере II, Вильгельме I и Вильгельме II Палермо украсился достойными монаршей столицы сооружениями вроде Норманнского дворца и кафедрального собора (1184–1185 гг.). Династический брак Генриха VI с Констанцей д, Альтавилла, дочерью Рожера II, открыл Гогенштауфенам («швабам») дорогу на сицилийский престол (1194 г.).

   Самым выдающимся королем из этой династии был Фридрих II, «по совместительству» занимавший еще и престол императора Священной Римской империи. После его кончины (1250 г.) разгорелась борьба за власть между Манфредом, незаконным сыном Фридриха, и Карлом Анжуйским, братом французского короля.

   Правление французов вызвало всеобщее негодование в Сицилии, и 31 марта 1282 г. вспыхнуло народное восстание – «Сицилийская вечерня». Восстание привело к новой смене династии: на престол был приглашен Педро (Пьетро) III Арагонский. Французы, однако, сдались не сразу, около 90 лет то вспыхивала, то затухала война. Наконец, в 1372 г. вражда закончилась Авиньонским миром. Все это время Палермо оставался столицей королевства. В перерывах между военными действиями процветала торговля с Испанией и Генуэзской республикой. В 1494 г., после смерти короля Мартина, Сицилию аннексировали испанцы, и Палермо стал резиденцией испанского вице-короля. Через двести с лишним лет по Утрехтскому мирному договору 1713 г., завершившему войну за Испанское наследство, Сицилия на короткое время была присоединена к Савойскому королевству. Но уже в 1734 г. испанцы возвращаются, и король Карл III Бурбон избирает Палермо местом своей коронации в качестве монарха нового государства – Королевства Обеих Сицилий, занимавшего и часть Южной Италии. Столицей этого королевства стал Неаполь, но на рубеже XVIII и XIX вв. гонимый Французской революцией король Фердинандо покинул Неаполь и бежал в Палермо.

   Вплоть до разгрома Наполеона Палермо оставался столицей всей Южной Италии. В 1820 г. революционное брожение захватило Палермо, но оно было подавлено Бурбонами.

   В январе 1848 г. революционное пламя вновь пробежало по улицам Палермо. На этот раз – удачно. Джузеппе Ла Маза 12 января возвестил о создании парламента; во главе временного правительства встал Рудджеро Сеттимо. Но через шесть месяцев Бурбоны вернулись. И после массированного артобстрела город сдался. За это недружелюбное по отношению к мирным сицилийцам деяние король Фердинандо IV получил прозвище Король-бомба. Бурбоны оставались владельцами Сицилии, и Палермо в том числе, до 1860 г. Высадка Гарибальди смела их власть. Гарибальдийцы были триумфально встречены населением 27 марта 1860 г. В том же году, после проведенного плебисцита, Сицилию объявляют частью воссоединенной Италии.

   После этого события Палермо пережил тяжелые времена в конце Второй мировой войны, когда город сначала бомбардировала союзная авиация, а после занятия Сицилии американцами – немецкие люфтваффе. После войны некоторое время на Палермо базировалось сепаратистское движение МИС. С 1946 г. в Палермо пребывает региональный парламент, провозгласивший Сицилию автономной областью в составе Италии.

   Самым значимым в историческом отношении памятником Палермо следует признать Норманнский дворец, или палаццо Норманни. Он находится в старом ядре города. Здесь сохранились еще следы карфагенян, отчетливо различимые в подземельях дворца. Арабы, едва ступив на палермитанскую землю, начали строить здесь свое укрепление – Каср (Замок). От этого арабского слова прошедшая впоследствии в этом районе улица получила название виа дель Кассаро (сейчас это виа Витторио-Эммануэле).

   Норманны, овладевшие Палермо в 1072 г., преобразовали место в многофункциональный центр, который должен был показать всю мощь нарождающейся монархии. Робер Гуискар устроил здесь свою резиденцию, а его племянник Рожер II превратил арабскую крепость в королевский дворец, пристроив к нему одновременно 4 башни, из которых до наших дней сохранилась лишь одна – Пизанская (св. Нинфы), в которой была устроена Комната сокровищ. Он же оборудовал королевскую часовню, трехнефную Палатинскую капеллу (освящена 28 апреля 1140 г.), расписанную сверху донизу византийскими фресками. Эта праздничная часовня и сегодня оказывает на посетителя неизгладимое воздействие.

   Капелла являет собой образец идеальной пространственной и декоративной гармонии. Название Палатинская дано ей как принадлежащей монаршему дворцу (лат. палатиум); вначале она предназначалась только для короля и его ближайшего окружения. В XVI–XVII вв. дворец был перестроен и значительно расширен. Появились парадный фасад, Красная, Желтая и Зеленая парадные залы, Фонтанный двор (1581–1584), зала короля Рожера II (в которой, впрочем, обнаружены фрески XII в.), зала вице-королей и, конечно, Геркулесова зала, где в наши дни заседает Сицилийская региональная ассамблея).

   Палермо богат церковными зданиями. Их полное описание заняло бы не один том, поэтому здесь мы ограничимся самыми важными. Поблизости от дворца находится церковь Сан-Джованни-дельи-Эремити. Она заложена в 1132–1136 гг. на остатках византийской церкви VI в., переделанной мусульманами под мечеть. Строгое церковное здание, в основе которого лежит старинный куб, выделяется своими красными куполами, ставшими одним из символов города. В историческом центре также находятся церковь Марторана с богатейшими византийскими мозаиками, маленькая церковь Сан-Джованни-дей-Леббрози (XI в.), построенная на фундаменте арабского замка Яхья и служившая вначале военным госпиталем и лепрозорием, церковь делла Маджоне (1130–1170), построенная в типично норманнском стиле, еще одна церковь с красными куполами Сан-Катальдо (1154–1160), заложенная «великим адмиралом» Майоне ди Бари и также построенная в строгом норманнском стиле великолепная готическая церковь Сан-Франческо д, Ассизи (XIII в.) и одновозрастные с нею церкви делла Ганча, Санта-Мария-делло-Спазимо (в которой теперь устраиваются художественные и прочие выставки), Санта-Мария-делла-Катена, Санта-Мария-Нуова, Сант, Агостино (1275 г.).

   Палермо. Кафедральный собор



   Но, разумеется, самым значительным церковным сооружением является кафедральный собор, посвященный Успению Пресвятой Девы Марии. Собор начали строить в 1185 г. на месте первой базилики города, превращенной сарацинами в мечеть. За прошедшие восемь с лишним веков собор испытал немало достроек и преобразований, что хорошо заметно даже по его внешнему виду.

   Последняя перестройка прошла в конце XVIII в. (закончена в 1781 г.), нанесшая большой вред интерьеру храма. К наиболее ценными фрагментам собора следует причислить красивый портик в готико-каталанском стиле (современный вход в собор), воздвигнутый в 1465 г. Портал входа – работа архитектора Антонио Гамбары (1426 г.), деревяные створки дверей вырезал Миранда (1432 г.). Мозаичная Мадонна над входом – мозаика XIII в. Внутри собора находится саркофаг Фридриха II. Здесь захоронены также его жена Констанца, короли Рожер II и Генрих VI. В соборе сохранились деревянные хоры 1466 г., высокой художественной ценности мраморная статуя Мадонны с Младенцем (автор – Франческо Лаурана, 1469 г.) и Мадонна-делла-Скала (Антонелло Гаджини, 1503 г.)

   Палермо. Фонтан на пьяцца Претория



Монреале
   В семи километрах от Палермо по государственной дороге S.S.186, на высоте около 320 м над уровнем моря, расположен городок Монреале, доминирующий и над городом Палермо, и над всей долиной Конка-д, Оро. Экскурсионные автобусы останавливаются внизу, у подножия горы, на которую вскарабкался городок. Собственно говоря, эта гора и дала название поселению: Королевская гора. Почему так? Узнаем попозже. Приезжим приходится долго подниматься в центр Монреале по каменной лестнице, с каждого поворота которой открывается новый завораживающий вид на крутые вершины противоположного склона. Лестничные площадки заняты торговцами всякой мелочью и малоценными сувенирами. Торговлю ведут в основном приезжие молодцы, так что нередко здесь можно встретить негра с роскошной мускулатурой или приставучего «делегата» с ближневосточного базара.

   Не стоит останавливаться возле этой мишуры, тем более что первая представшая перед вами улочка Монреале тоже торговая. Надо быстро пройти ее, свернуть направо и уверенно зашагать к площади, благо дорога к ней надежно отмечена указателями.

   Пока суть да дело, можно познакомиться с прошлым Монреале. В давние времена здесь была небольшая арабская деревушка. В большую историю городок вошел в конце XII в. Тогда, а конкретно в 1171 г., норманнскому королю Вильгельму (Гульельмо) II Доброму явилась во сне Мадонна и сообщила, где спрятаны огромные сокровища, добытые его отцом в походах и войнах. При этом Мадонна пожелала, чтобы большую часть сокровищ использовали на сооружение храма в ее честь. Король не стал ждать, пока найдут клад, и немедленно приказал начать строительство архиепископского дворца и монастыря. Двадцатого марта 1176 г. сотня бенедиктинских монахов во главе с аббатом Теобальдо поселилась в Монреале, а 5 февраля 1182 г. папа Луций III – по просьбе короля Вильгельма – присвоил построенному собору Санта-Мария-Нуова ранг кафедрального митрополичьего.

   Первым архиепископом был назначен местный монах фра Гульельмо. С того дня престол в Монреале занимали еще 53 архиепископа, в их числе 14 кардиналов. Мирную жизнь монастыря и процветавшего подле него городка в 1282 г. нарушали кровопролитные сражения народного восстания против французов, известного как «Сицилийская вечерня». Но вообще-то аббатство быстро богатело. Смена на острове правящих династий нисколько не мешала течению этого благостного процесса, и вот к концу XVII в. монастырь владел 72 отнюдь не маленькими имениями. Благосостоянию Монреаля, отмеченному строительством не только церковных, но и солидных светских зданий, в еще большей мере способствовал тот факт, что, начиная с XVI в., в городке постепенно обосновываются монахи других религиозных орденов. Строятся и другие церкви, но собор Девы Марии остается и самым большим, и непревзойденным по красоте. Ведь еще в 1174 г. папа Александр III называл его чудесной постройкой, хотя строительство здания было завершено только в 1176 г.

   Тесный проход из узкой улочки ведет на обширную соборную площадь, носящую имя короля Вильгельма II. С первого взгляда из этого неудобного прохода собор кажется обыденным. Над зеленым сквериком в центре площади вырастают мощные угловые башни, словно перенесенные из какой-то средневековой крепости. Они соединены ажурным классическим портиком. Правая, южная, башня первоначально имела завершение в форме шпиля, но в 1807 г. ударом молнии шпиль был уничтожен. Левую башню так никогда и не достроили, зато в 1664 г. на ней установили колокольню с зубчатым завершением. Портик, как уже сказано, достроен позже, после того как в 1770 г. обвалился старый, между прочим, ровесник собора… Повезет, если визит придется на будний день. Тогда площадь останется более или менее свободной, и глаз успеет привыкнуть к кажущейся приземистости здания, когда зритель поймет, что эта приземистость не что иное, как ловкий обман, с помощью которого строители скрывают подлинный объем собора.

   Ну а по воскресным дням площадь становится местом либо всевозможных выставок (от цветочных до собачьих), либо народных гуляний всякого рода. С площади вход в собор закрыт, так что придется пройти в портик, примыкающий к северной стене. Он построен позже главного здания: в 1547–1569 гг. (работами руководили Джованни Доменико Гаджини и Фацио Гаджини).

   Здесь тоже есть чем полюбоваться, но то – обыденное, а настоящее чудо ждет посетителя внутри храма. Снова проход через узкую дверь, видимо, специально устроенную для того, чтобы верней подготовить посетителя к изумлению. А не удивиться нельзя, когда попадаешь в интерьер этого огромных размеров собора. Длина его 102 м (протяженность главного нефа 90 м), ширина 40 м, высота 30 м.

   Перед тем как заняться интерьером, остановимся на входных дверях. Они сделаны из бронзы и были первыми на Сицилии бронзовыми дверями местного происхождения. Западные двери с чеканкой 42 библейских сцен изготовлены в 1186 г. мастером Боннано Пизано. Кстати, западный портал размером 7,8 на 3,7 м был в том далеком XII в. самым крупным храмовым входом в Европе. Северный вход также украшен красивыми чеканными барельефами. Его изготовил около 1190 г. Баризано, мастер из Трани.

   Итак, интерьер монреальского собора, который, не стесняясь, можно называть подлинным шедевром. Здесь зритель попадает в мир переплетения трех культурных традиций: романо-норманнской, арабской и византийской.

   Внутренний объем собора разделен на три нефа, причем центральный неф явно доминирует в структуре. Его отделяют от боковых нефов восемнадцать гранитных колонн (17 гранитных и одна – из зеленого мрамора). Конечно, главное в соборе – его мозаики. Пожалуй, нет во всей Европе другого столь цельного мозаичного декора. Мозаики собора создавали в 1179–1182 гг. как приглашенные из Константинополя, так и местные мастера (впрочем, называют и другие даты: 1183–1189 гг.).

   Монреале. Вид на собор с западной стороны



   Обратите внимание, как мало времени понадобилось им, чтобы покрыть мозаичными рисунками более 6300 м2 поверхности стен. Мозаики собора разделяются на несколько сюжетных циклов. Пресвитерий занят изображениями Христа, Богоматери, ангелов и святых. Господствует надо всем огромная (размером 7 на 13 м) поясная фигура Пантократора, держащего в руке Евангелие от Иоанна, раскрытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме…» (Ин. 8: 12) – том же самом, что и в апсиде собора Чефалу.

   Большинство мозаик апсиды имеют типично византийский характер. Мозаики центрального нефа изображают сцены из библейской Книги Бытия: верхний ряд – от сотворения мира до изгнания Адама и Евы из рая, нижний – сюжеты из жизни патриархов Ноя, Авраама, Исаака, Иакова. Стены боковых нефов изображают чудеса, совершенные Иисусом Христом в его земной жизни. На хорах дважды встречается изображение строителя собора Вильгельма II Доброго (коронация Вильгельма Христом и дарение Вильгельмом построенного храма Богородице).

   В целом, конечно, это «чудо мозаики», как отозвался о нем век назад Андрей Белый, создавалось не само по себе. Народ был неграмотен, и библейско-евангельскую историю ему предпочитали подавать в наглядном виде.

   Резные деревянные перекрытия потолка в XII в. делали арабские мастера, но в 1811 г. пожар уничтожил оригинальный потолок. Нынешний – точная копия подлинника, тщательно восстановленная по сохранившимся рисункам в 1-й половине XIX в. Замечу, что и копия достойна высочайшего восхищения.

   Если собор оказывает поразительное воздействие на обычного туриста, то как же чувствует себя в нем глубоко верующий человек, пришедший не разглядывать шедевры искусства, а поклониться Святому? Представьте, как вы стоите во время службы где-то в конце сумрачного продолговатого (а оттого кажущегося сплюснутым с боков) нефа и смотрите вперед, где в пресвитерии ярым оком вглядывается в вас ярко освещенный Пантократор. Видимо, под этим взглядом отлетают прочь все грешные мысли, и перед верующим открывается дорога одних праведных деяний. Во всяком случае, именно к этому стремились византийские мастера, создавая оптический эффект, заставляющий каждого из молящихся поверить, что Иисус Христос смотрит только на него.

   Монреале. Вид из городского сада на западную башню собора



   Монреальский собор является местом упокоения норманнских королей Вильгельма I и Вильгельма II (их саркофаги находятся в южном приделе собора), королевы Маргериты Наваррской (около 1138–1183), матери Вильгельма II, и ее малолетних сыновей Рожера и Энрико (в северном приделе). Тело Вильгельма I Злого покоится в роскошном порфировом саркофаге XII в. Место погребения Вильгельма Доброго долгое время было предметом раздоров между церковниками Палермо и Монреаля. Пока святые отцы спорили, саркофаг куда-то запропастился, и сейчас королевские останки захоронены в мраморной гробнице конца XVI в.

   Следует предупредить туристов, что хотя фотографирование в соборе и разрешено (кроме часов церковной службы), но света в интерьере недостаточно; поэтому мозаики и другие интересные экспонаты оборудованы дополнительным электрическим освещением. Но включается оно за плату, после того как посетитель опустит в специальный ящик монету в один или два евро.

   Обычно после осмотра интерьера группы туристов огибают здание и выходят на восточную сторону собора. Здесь глазам предстает новое чудо: апсиды, сохранившие первоначальный декор из ложных арок и полуколонн. Чередование слоев из черного, белого и желтого камня с горизонтальными вставками из красного кирпича создает удивительный оптический эффект, причем достигнуто гармоничное сочетание трехъярусного декора центральной апсиды и двухъярусного – боковых. Вероятнее всего, декор выполнен либо арабскими мастерами, либо под их непосредственным наблюдением.

   Монреале. Апсиды кафедрального собора



   С южной стороны к собору примыкает внутренний двор (клуатр) бывшего бенедиктинского монастыря. Он также относится к самым значительным памятникам норманно-арабской архитектуры. В плане двор представляет собой квадрат со стороной в 47 м. По периметру квадрат окружен колоннадой из 208 стройных парных колонн с резными капителями. На капители опираются 104 стрельчатые арки. В одном из углов двора находится фонтан, типичное для мусульманской дворцовой архитектуры сооружение, отчего клуатр несколько напоминает Львиный дворик в андалусийской Альгамбре. Декор капителей выполнен по крайней мере пятью различными мастерами, что по тематике скульптурных групп установил в 1962 г. профессор Роберто Сальвини.

   Осмотр собора лучше всего завершить прогулкой в соседний городской сад (вход в него – под аркой в левом дальнем от собора углу площади Вильгельма II). Оттуда открывается роскошная панорама всей долины Конка д, Оро, Монте-Пеллегрино и других окружающих Палермо гор. Замыкает панораму голубая полоска Тирренского моря.

Изола-делле-Феммине
   В полутора десятках километров западнее Палермо, на берегу моря, приютился маленький городок, обязанный своим названием островку в Тирренском море, отделенному от берега нешироким проливом. Название и острова, и городка переводится на русский загадочно: Остров Женщин. Происхождение этого названия неизвестно, но оно породило немало легенд.

   Начать с того, что в античные времена Плиний Младший в письме к императору Траяну рассказывал, что на этом острове содержатся красивые девушки, которых предлагают в награду героям сражений. Другая легенда объясняет название острова тем, что на нем когда-то существовала женская тюрьма неимоверно строгого режима. Археологам, правда, пока не удалось тут найти следы какого-либо пенитенциарного учреждения.

   Еще одна легенда рассказывает о тринадцати турецких девушках, которых за неведомые преступления приговорили к жестокому наказанию. Их погрузили на корабль, лишенный руля и парусов, отбуксировали этот плавучий гроб подальше от берега и предоставили владеть им ветрам и течениям. В конце концов буря выкинула корабль на песчаный берег, где девушки жили более семи лет в построенной ими самими высокой башне, пока их не обнаружили родственники, упорно искавшие их следы. Воссоединившиеся семьи решили не возвращаться на родину, а обосноваться на новом месте, как раз напротив островка, названного ими Островом Женщин. Селение же свое они назвали Капачи, что на испорченном палермитанском диалекте будто бы означает «Здесь – спокойствие».

   Наконец, есть и легенда о роковой страсти, с которой будто бы связано загадочное название.

   Когда-то давно граф Капачи полюбил местную девушку и запер ее на острове, чтобы никто из других мужчин не мог к ней прикоснуться. Но девушка не могла смириться с заточением. В одну бурную ночь она бросилась в море, надеясь, что волны скоро вынесут ее на родной берег, да не рассчитала своих сил и утонула. С тех пор в годовщину гибели девушки, ночью, с островка доносятся жалобные стоны и крики. Это плачет душа утонувшей красавицы.

   Скептики, впрочем, считают, что название острова произошло от латинского слова «фимис», в свою очередь произведенного от арабского «фим», обозначающего устье пролива. На самом же деле остров был заселен с эллинистических времен. Археологи нашли здесь остатки римских ванн, в которых делали знаменитый рыбный соус гарум. В прибрежных водах обнаружены остатки якорей античных судов, пунических и римских амфор. Одинокая башня, Внешняя башня, возвышающаяся на островке, построена в XVI в. Она входила в линию оборонительных и наблюдательных башен, призванных защитить прибрежное население от нападений пиратов.

   К сожалению, башня пострадала в годы Второй мировой войны. Долгое время островок предоставлял сезонное убежище рыбакам, занимавшимся ловлей и обработкой тунца. Кстати, возникший в середине XIX в. напротив острова городок так и назывался Тоннара. Переименован он был гораздо позже. Простенькая церковь городка посвящена Марии-делле-Грацие. Она построена полтора века назад.

   В наши дни городок Изола-делле-Феммине привлекателен прежде всего морем и пляжем. Простенькая церковь городка посвящена Марии-делле-Грацие. В городке располагается также художественная артель «Муза», славящаяся производством качественной керамики. Сам островок и окружающие его морские мелководья в 90е годы прошлого века объявлены природным заповедником.

Корлеоне
   Есть в глубине провинции Палермо, в 57 км от сицилийской столицы, неприметный городок (всего около 11,5 тыс. жителей), известный сотням миллионов людей за пределами Италии. Известность эта печальна, потому что этот городок связан с деятельностью мафиозной организации «Коза ностра». Этот городок называется Корлеоне. Всему миру известен Микеле Наварра, «крестный отец» клана Корлеонези, врач по профессии; вернувшись с фронта в 1942 г., Наварра вступил в ряды мафии и организовал этот клан, со временем выбившийся в ведущие структурные единицы сицилианской мафии. Клан более трех десятилетий вел жестокую борьбу с органами правопорядка. В конце концов после ареста в 2006 г. Бернардо Провендзано клан вроде бы прекратил свою деятельность.

   А между тем Корлеоне может похвастаться куда более почетными историческими корнями. В древности здесь жили представители разных народов: сиканы, элимы, финикийцы. Их присутствие подтверждается археологическими находками. В III в. до н. э. он назывался Скера, и о нем писал Цицерон.

   Название Корлеоне возводят к арабскому Курлиан. После завоевания норманнами (1080 г.) здесь долго продолжали жить арабы. Только в середине XIII в. император Фридрих II депортировал арабов, а вместо них заселил «ломбардцев», которыми предводительствовал Оддоне де Камерана. В XIV в. поселение было окружено крепостной стеной, связавшей два замка: Кастелло Сопрано и Кастелло Соттано, внутри которой оказалось аббатство. В XV в. городок начал выходить за пределы этой стены, так что она потеряла всякое оборонительное значение и была снесена. Во время «Сицилийской вечерни» Корлеоне выступил против анжуйцев, поспособствовав их изгнанию.

   В середине XV в. привилегии города были переданы различным феодалам, что вызвало постепенный экономический упадок города. В XVIII в. город пережил тяжелый экономический кризис, что вызвало массовую эмиграцию активного населения на север Европы и в Америку.

   Самыми интересными местами в городе и его окрестностях считаются лес Фикуцца, где до сих пор гнездятся королевские орлы, и дворец короля Фердинандо Бурбона, который построил в конце XVIII в. архитектор Джузеппе Венанцио Марвулья. Вдоль шоссейной дороги SS118, невдалеке от города, находится интересный храм Мадонны-дель-Розарио (XVIII в.), где сохранились фрески и картины Джузеппе Карты. В нескольких километрах далее находится урочище Драконья Глотка (Голе-дель-Драго), охранная зона, где сохраняется в естественном виде биотоп средиземноморских маки. У входа в город стоит обратить внимание на скалы-близнецы Соттана (на западе) и Сопрана (на востоке); на последней высится Сарацинская башня.

   В самом городе можно полюбоваться порталами палаццо и церквей в стиле кьярамонтана, фасадами палаццо и церквей в стиле барокко, бронзовыми статуями местного скульптора Бьяджо Говернали. В городе работают археологический и этнографический музеи.

   Самое большое торжество в городе проходит в праздник Тела Господня. Традиция этого торжества восходит к 1594 г., хотя уже больше не проводится традиционная процессия, на которой (до 1554 г.) носили статуи святых изо всех 13 городских церквей. Второй по значению праздник – Сан-Леолука, день небесного покровителя города, отмечаемый 1 марта.

   В этот день перед церковью Сан-Лудовико разжигают большой костер. В мае в честь покровителя города устраиваются скачки в память святого, которыми воскрешается легенда о том, как св. Леолука вместе со св. Антонием Аббатом остановил бурбонскую армию, двигавшуюся к городу.

   Ежегодно проводится летний культурный фестиваль. Возможно, самое важное здесь не программа фестиваля и не состав артистов, которые, ясное дело, уступают аналогичным программам крупных городов, а то, что многие мероприятия устраивают на площади имени Фальконе и Борселлино, работников правоохранительных органов, убитых мафией!

   Еще интересен ежегодно проводящийся в мае и июне праздник сыроделия.

Гимера
   Гимерой (или Имерой) называлась смешанная халкидско-дорийская колония, основанная на берегу Тирренского моря в 648 г. до н. э. Ее местоположение определяется нынешней железнодорожной станцией Буонфорнелло: в 47 км восточнее Палермо и 10 км от Термини-Имерезе.

   К раскопкам также можно легко добраться от автострады Палермо – Катания.

   Город был основан выходцами из Дзанкле на левом берегу реки Гимеры (Фьюме-Гранде). Это была едва ли не единственная греческая колония на северном побережье Сицилии, а потому она стала первоочередной целью нападений карфагенян.

   В VI в. до н. э. она ненадолго попадает под власть тирана Фалариса, а около 490 г. до н. э. дает приют Скифесу, тирану г. Дзанкле. Через несколько лет, когда власть в городе захватил тиран Терилл, против него выступил Ферон, властитель Акраганта. Не располагавший достаточными силами Терилл обратился за помощью к карфагенским колониям. Из Карфагена прибыло огромное войско. По словам античных историков, оно насчитывало до 300 тыс. человек. Если это хотя бы вполовину так, то вторжение в Карфагене готовили уже давно, а призыв Терилла послужил только предлогом. Но скорее всего армия карфагенян не превышала 30 000; и это при том, что значительную часть войска составляли наемники: ливийцы, лигурийцы, сардинцы, корсиканцы, иберийцы. Во главе экспедиции стоял Гамилькар Магон.

   Против армии вторжения выступили соединенные силы Акраганта и Сиракуз под общим командованием Гелона Сиракузского. Греков было около 25 000. Пока Гамилькар ждал конные подкрепления от своих союзников, Гелон предпринял неожиданный маневр. Он выслал всадников к месту стоянки кораблей с приказом поджечь неприятельские суда, что и было сделано, после чего греки с двух сторон атаковали вражеский лагерь. Потеря флота оказала на карфагенян удручающее действие, их армия сопротивлялась вяло, и сражение окончилось блестящей победой греков.

   О размерах военной добычи можно судить хотя бы по тому факту, что после Гимеры каждый житель Акраганта получил по 500 рабов. В битве сложил голову и сам карфагенский главнокомандующий. Судьба Терилла осталась неизвестной.

   Добрые дела не забываются, и вскоре пришел черед Гимере прийти на помощь сиракузянам: в 466 г. до н. э. они помогли старым союзникам в борьбе с Тразибулом, а полвека спустя первыми из сицилийских городов поддержали Сиракузы в их борьбе с Афинами.

   Не забыли о своем позоре и карфагеняне. Очередное крупное нашествие на Сицилию произошло в 409 г. до н. э. Руководил им Ганнибал Магон, племянник погибшего Гамилькара. В числе прочих задач Ганнибал поставил себе цель: уничтожить Гимеру. Город был плохо подготовлен к обороне, и карфагеняне легко проникли в Гимеру, которой практически не помогли 4000 посланных на помощь сиракузских воинов. Очень много горожан было убито при штурме города. Не менее 3 тыс. человек попали в плен. По приказу Ганнибала все они были хладнокровно умерщвлены в качестве искупительной жертвы за Гамилькара. Город был стерт с лица земли, а уцелевшие горожане, время спустя, начали новую жизнь в Терме.

   Единственным идентифицированным остатком города является фундамент храма Победы, величественного здания, построенного, как предполагают, в честь победного сражения 480 г. до н. э., после которого Гимера переживала короткий расцвет. Практически все обнаруженные при раскопках предметы – в том числе остатки храмового фриза и водостоки в форме львиных голов, – хранятся в региональном археологическом музее Палермо.

Чефалу
   Чефалу – город с 13-тысячным населением, расположенный на побережье Тирренского моря, примерно в 70 км восточнее Палермо.

   Чефалу. С востока город огражден обрывистыми скалами



   О догреческой заселенности городской территории свидетельствуют остатки мегалитической оборонительной стены V в. до н. э., окаймляющей нынешний исторический центр, а также «храм Дианы», относимый к тому же времени, также мегалитическая конструкция, представляющая собой святилище, покрытое каменными плитами и использующее более древний котлован. В IV в. до н. э. пришедшие сюда греки дали туземному центру свое название Кефалоидон (от греч. «кефале» – голова), имея в виду, очевидно, вершину с обрывистыми склонами, возле которой выросло селение. Холм и в самом деле издали напоминает голову. В 307 г. до н. э. это селение завоевали сиракузяне, в 254 г. до н. э. оно перешло к римлянам, переделавшим название на латинский лад: Кефалоэдиум. Римский флот, которым командовали Атилий Калатин и Сципион Насика, овладел городом с помощью предателей. При римлянах город платил налог в форме десятой части собираемого в округе зерна. После скандального преторства Верра Чефалу вообще некоторое время не упоминается как город. При византийцах город постепенно выходит на окружающую равнину; вместе с тем старые кварталы жители не покидают.

   В 858 г. город завоевывают арабы, дав ему название Гафлуди и присоединив к Палермитанскому эмирату.

   В 1063 г. норманны изгоняют арабов. Почти сразу же начинается строительство культовых и гражданских сооружений, причисляемых сегодня к важнейшим городским памятникам: церковь Сан-Джорджо, прачечная на виа Витторио-Эммануэле, палаццо Остерио-Магно, любимая резиденция Рожера II, монастырь при кафедральном соборе, палаццо Мария на Соборной площади (место заседаний тогдашнего Совета коммуны).

   В 1131 г. начинается строительство кафедрального собора. Около 200 лет городом правили различные феодалы, последним из которых был епископ Чефалу. В 1285 г. здесь был подписан договор между Карлосом Салернским и Педро II Арагонским, согласно которому Карлос, кстати, содержавшийся в Чефалу в заключении, отказывался от своих прав на Сицилию в пользу дона Жайме, брата будущего арагонского короля Альфонса II.

   С середины XV в. город разделяет общий ход сицилийской истории. С 1752 г. в Чефалу возникают иностранные консульства: сначала французское, потом – датское, голландское, норвежское и шведское.

   Перед самым объединением Италии в Чефалу был расстрелян один из патриотов, ратовавших за воссоединение страны: Сальваторе Спинуцца (14 марта 1857 г.). В январе 1861 г. Чефалу провозгласил себя частью объединенной Италии. Ныне город развивается преимущественно как туристский центр.

   Самой главной достопримечательностью города является кафедральный собор с суровыми, крепостного вида боковыми башнями и более поздним легким трехарочным портиком. Собор сооружался по желанию короля Рожера II, которому божественный голос будто бы обещал спасение от морской бури, если монарх обязуется соорудить на берегу достойный Спасителя храм, каковой и был заложен в 1131 г. на праздник св. Троицы в присутствии мессинского епископа Угона. Конечно, подлинная причина имела военно-политический характер, потому собору и придали вид крепости. Интересная подробность: храм воздвигнут на насыпной террасе, землю для которой привозили из Иерусалима.

   Первоначальный проект был очень сложен и до конца так и не был осуществлен. В соборе была обнаружена многоцветная византийская мозаика VI в., а значит, на этом месте прежде, до арабского завоевания, находилась христианская церковь. К 1145 г. было завершено возведение основного объема здания; дополнительные работы будут продолжаться еще не одно десятилетие. Так, например, пирамидки на верхушках башен появятся только в XV в., окончательная отделка мозаиками боковых апсид относится к 1220-м гг., позже будет пристроен и портик.

   Чефалу. Норманнский собор



   При строительстве собора были использованы античные колонны (14 из розового гранита и 2 из зеленого мрамора «чипполино»), увенчанные капителями II в.

   Главное богатство интерьера – это именно мозаики, среди которых выделяется величественная фигура Христа Пантократора в пресвитерии собора, благословляющего правой рукой книгу Нового Завета, раскрытую на 8-й главе Евангелия от Иоанна. Ниже располагаются изображения Девы Марии, архангелов, евангелистов, апостолов, королей и высшего духовенства. Работа над мозаиками была завершена в 1170 г. Вместе с декором Монреальского собора мозаики Чефалу относятся к лучшим образцам сицилийского искусства норманнского периода. В росписи собора приняли участие и арабские художники, расписавшие декоративными сюжетами и фантастическими животными потолок главного нефа.

   В живописном оформлении следует назвать портрет папы Урбана V (конец XIV в.), картину «Мадонна на троне» (XV в.) и образ Мадонны, созданный в мастерской Антонелло Гаджини (XVI в.). Сохранился также расписной деревянный крест работы Гульермо да Пезаро (середина XV в.). Среди надгробных памятников выделяется гробница епископа Кастелли работы Леонардо Пеннино (XVIII в.).

   Среди прочих культовых сооружений можно упомянуть церковь Итрия у бастиона на мысе Маркьяфава, являющуюся на самом деле объединением двух церквей (Сан-Джованни-Эванджелиста и Санта-Мария-делль, Одиджитрия, обе – начала XVI в.), церковь Сант, Андреа (1560 г.) между Порта-Пескара и Порта-ди-Маре, церковь Сан-Себастьяно на пьяцца Марина (1523), церковь Сан-Леонардо на виа Порто-Сальво (основана в XII в., перестраивалась в 1558 и 1875 гг.), монастырь и церковь Санта-Катерина (основаны в XII в., но современная постройка – XVIII в.), капелла Сан-Бьяджо (1502 г., но в 1580-м конструктивно объединена с церковью Сан-Криспино), церковь Пресвятой Троицы (1430 г., капитально перестроена в XVI в.), церковь Санто-Стефано (1601 г.) с капеллой Санта-Маргерита (осн. в 1466 г.) и др. Все эти небольшие строения модернизованы, но тем не менее они неплохо смотрятся в городском окружении.

   Епископский дворец заложен в конце XVI в. епископом Франческо Гонзагой, но он полностью перестроен два века спустя. Тому же Ф. Гонзаге город обязан зданием семинарии (1590 г.). Среди дворянских особняков в первую очередь стоит упомянуть палаццо Аленазио Мартино на Соборной площади, построенный в XV в. семейством Буррагато.

   Чефалу. Местная «Венеция»



   В XVI в. палаццо перешел к семейству Руффино, которое значительно расширило его, поглотив соседние здания. В XVIII в. владельцем стала Казимира Мартина, баронесса Рокка и Вальдина. По ее завещанию палаццо перешел к Джованне Черами Атеназио Де Спукес, женатой на проф. Джироламо Маранто. Сегодня палаццо – собственность наследников Маранто. Недавно во внутреннем дворе палаццо открыты фрески XVI в. Палаццо Пирайно построен в конце XVI в. семейством Муратори.

   От оригинального офрмления палаццо остались порталы балконных дверей и обложенные туфом порталы, ведущие во внутренний двор. Палаццо Мария был построен в XIII в., в следующем столетии он стал местопребыванием муниципального совета, потом перешел к баронам Альбуркия.

   Внешний вид особняка сохраняет переделки, выполненные к концу XV в. Палаццо Остерио-Магно по традиции считается построенным по приказу Рожера II, собиравшегося оборудовать здесь свою резиденцию. В XIV в. он перешел к роду Вентимилья и был радикально перестроен в духе времени. Очередная переделка проведена в начале XVII в., когда здание передали доминиканцам, и они перестроили его под наемные апартаменты.

   В здании еще можно различить конструктивные элементы первоначальной норманнской постройки, причем эти элементы принадлежат трем строительным периодам, вплоть до второй половины XIII в. Впрочем, при недавних реконструкциях палаццо были открыты фрагменты еще более древнего строения: эллинистической эпохи.

   Стоит упомянуть еще музей Мандралиска, основанный местным меценатом и коллекционером Энрико Пирайно, бароном Мандралиска в 1809 г. Здесь интересно прежде всего собрание сицилийской живописи XV–XVIII вв., жемчужиной которого является полотно Антонелло да Мессины «Портрет неизвестного моряка» (между 1465 и 1472 гг.).

   Есть несколько интересных картин XVI в. на религиозные сюжеты. Кроме того, в музее экспонируются богатые коллекции мебели, монет, археологических находок и раковин моллюсков.

   Неизменный интерес туристов вызывает средневековая прачечная на виа Витторио-Эммануэле (1514 г., когда она была перенесена с прежнего места возле палаццо Мартино), реконструированная в 1991 г.

   В Чефалу организуются два традиционных оригинальных праздника: один в начале августа – Антинна а маре, другой – 31 декабря – А веккья стрина. Антинна а маре проводится в дни празднеств в честь Христа Спасителя. Он сводится к состязанию молодых и старых рыбаков, чтобы овладеть флажком, укрепленным на длинном шесте, свободно плавающем на поверхности моря, а потом прикрепить его к банке своей лодки и доставить на берег. А веккья стрина – это что-то вроде Деда Мороза. Он должен прийти вечером под Новый год и принести хорошим детям подарки, а плохих «наградить» золой и углями. В ожидании доброго дедушки, живущего где-то на высокой скале над городом, старшие дети ходят по улицам города, распевая «ринали» (особые куплеты), тогда как малыши лежат в своих кроватках, крепко зажмурив глаза, чтобы их не засыпал золой дедушка.

   Еще можно добавить, что в окрестностях Чефалу, в деревне Санта-Барбара, в апреле 1920 г. известный английский оккультист и мистик Алистер Кроули основал аббатство Телемы, где помимо самого Кроули жили несколько женщин со своими детьми. Замкнутость этой маленькой общины породила в городе слухи о насилиях и сексуальных извращениях, ареной которых становится купленный англичанином дом. В конце концов в апреле 1923 г. Кроули был выдворен с итальянской территории, и община распалась.

Джибальманна
   Это район Чефалу, расположенный на склонах пика Сант, Анд-жело, на высоте 795 м над уровнем моря. Чаще всего топоним возводят к арабскому Джебель-эль-Маннат, Гора запрета. Объясняется это название либо буйной в прошлом растительностью, мешавшей подниматься по склону, либо запретом восходить на вершину, где находился христианский храм. Есть и другие толкования.

   Согласно традиции, в VI в. здесь находился монастырь, посвященный памяти папы Григория Великого. В IX в. арабы разрушили монастырские здания, но маленькая церковь, полагают, осталась; она использовалась отшельниками. В документах середины XII в. снова упоминается действующая церковь, а в 1228 г. ее уже называют приоратом. В 1279 г. церковь переходит во владение монахов-августинцев. В 1535 г. в Джибальманне обосновался падре Себастьяно Майо да Граттери, один из первых итальянских реформаторов ордена капуцинов. По его настоянию церковь возвращают ордену.

   В XVII в. старую церковь закрывают, а на ее месте строится храм, посвященный Пресвятой Деве Марии (1623–1625). В боковую капеллу этого храма переносят византийскую фреску «Мадонна с Младенцем», а также старинную статую Богоматери и византийское распятие.

   В 1785 г. под руководством Балдассаре Пампилонии был заново обустроен алтарь в капелле Мадонны. В этом алтаре находятся мраморные статуи Сан-Джованни Баттиста (Иоанна Крестителя) работы Шипьоне Казеллы и св. Елены (работы Фацио Гаджини). В 1907 г. портик перед церковью (аналогичный портику перед храмом в Чефалу) обвалился, и тогда фасад был переделан в неоготическом стиле. Перед собором в 1927 г. установили статую св. Франциска (скульптор Франческо Гаруфи).

   В служебных помещениях монастыря открыт музей Фра Джаммария-да-Туза, посвященный жизни и деятельности св. Франциска и нескольких выдающихся монахов францисканского и бенедиктинского орденов.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Александр Кондратов.
Погибшие цивилизации

Николай Непомнящий.
100 великих загадок истории

Геогрий Чернявский.
Лев Троцкий. Революционер. 1879–1917

Майкл Шапиро.
100 великих евреев
e-mail: historylib@yandex.ru