Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Алина Ребель.   Евреи в России: самые влиятельные и богатые

Еврейский малый бизнес в Малороссии

   Экономические и политические трудности, преследовавшие евреев в европейских странах, гнали их дальше, вглубь Восточной Европы. Через Малороссию еврейские купцы возили товары, осуществляли сделки с русскими купцами, поскольку в Россию им доступ был закрыт. И так постепенно стали переезжать в Малороссию вместе со своими семьями и делами. Нельзя не признать, что основные доходы на этих землях евреям приносила контрабанда, ведь официально въезд евреям был запрещен, а торговать разрешалось только оптом, с большими ограничениями. Через Украину в обход высоких ввозных пошлин поступали товары, подрывавшие позиции российских купцов и ремесленников.

   Петр I, как мы уже знаем, был лишен национальных и религиозных предрассудков, поэтому массовость переселения евреев в Малороссию не волновала его. Пока не стало понятно, что контрабанда, проходившая через новых поселенцев, мешает царю строить российскую экономику. Поэтому он неоднократно указывал украинским гетманам на необходимость выслать с левого берега Днепра и из Киева всех евреев. Гетман Скоропадский несколько раз издавал указы о выселении иудеев, но указы эти не выполнялись. Напротив, число их в Малороссии продолжало расти.

   Причина такого бессилия властей перед их переселением – в зажиточных местных помещиках и казацких старшинах. Они с удовольствием пользовались услугами евреев и не желали лишаться такого значительного подспорья в делах.

   Дело в том, что евреи в России ограничены в выборе вида деятельности. По закону у них не было права покупать земельные участки и недвижимость. И, соответственно, они не имели возможности заниматься сельским хозяйством или промышленным производством (приобрести фабрику, завод или хотя бы мельницу иудею было нельзя). Такие законодательные ограничения привели к тому, что евреи в России могли быть либо купцами, либо ремесленниками, либо шинкарями. Или же наемными менеджерами, выражаясь современным языком.

   Еврейские купцы наряду с греками и румынами в основном занимались ввозом и продажей восточных товаров: пряностей, специй, экзотических тканей, меда. Искушение велико – и далеко не за все товары купцы платили пошлину. В стремлении побороть потоки контрабанды, попадающие таким образом в Россию, Петр подписал указ в 1708 г., согласно которому евреи могли въезжать только в Киев и продавать товары только оптом. Указ, естественно, постоянно нарушался.

   Другим видом деятельности, к которому евреи были допущены в России, стало шинкарство.

   Шинкарство – 1) содержание шинка как род занятий; 2) изготовление спиртных напитков, хранение и торговля ими.

   Помещики и казацкие старшины были заинтересованы в присутствии евреев в Малороссии в первую очередь потому, что сами вести дела в своих корчмах и шинках просто ленились. Иудеи не могли владеть недвижимым имуществом, а потому охотно соглашались становиться кем-то вроде наемных менеджеров на предприятиях местной знати. Так, украинские помещики нанимали евреев для ведения винокуренного промысла и торговли вином.

   В корчме. Литография 1840 г.

   Несмотря на тяжелый ежедневный труд, они были отчаянно бедны, и поэтому все время оказывались в долгу у своих арендодателей. Такое ведение дела было крайне выгодно знатным малороссам: ничего не делая, они получали от шинкарей прибыль, а те еще и платили им арендную плату за использование шинков и предприятий. Поэтому местные власти закрывали глаза на указы из Санкт-Петербурга и Киева. Выселить евреев означало бы лишиться бесплатной рабочей силы, которая не просто прекрасно зарабатывает для своего нанимателя, но еще и платит ежемесячную дань. При этом именно шинкарство стало для малороссов (а потом и их соседей из России) поводом ненавидеть евреев: их обвиняли в стяжательстве и спаивании русского мужика.

   Подобные нападки, которые со временем у темных и суеверных крестьян переняли даже литераторы, вызывали острые дискуссии. И вот как реагирует на них, к примеру, Николай Лесков в своих записках «Еврей в России»:

   «Еврей сидит в шинке по двум причинам: 1. Потому, что при непомерной скученности евреев в черте их оседлости слишком сильна всякая торговая конкуренция на малые средства, и еврей хватается за все, за что только возможно. 2. Еврей шинкует потому, что он также любит производство, на которое более спроса. В местности, где живет еврей в России, всего более спроса на водку, и еврей является продавцом этого ходкого продукта. На книгу здесь спрос всего менее, и евреи книгами не торгуют, но в Варшаве, в Вильне и в Петербурге они торгуют и книгами. Их живой коммерческий смысл сейчас же везде прилаживается к спросу». Хотя в период, о котором мы говорим, понятие «черта оседлости» еще не появилось, районы расселения евреев в Малороссии в XVIII в. до введения этого понятия также ограничены.

   Шинкарство, пожалуй, одно из самых уникальных экономических явлений, в котором участвовали евреи. С одной стороны, нельзя назвать его бизнесом еврейским, поскольку ни один шинок евреям не принадлежал. С другой – именно евреи создали законы развития шинкарства в Украине и России, владели секретами винокурения, придумали систему кредитования в шинках (наливали крестьянам в долг). И за это горько поплатились. Впоследствии шинкарей-евреев обвинят в злоумышленном спаивании русского крестьянства. «Как будто без евреев русские не пили!» – восклицает в ответ Лесков.

   Ремесленники-евреи в свою очередь тоже внесли немалый вклад в укрепление шаткого экономического положения Малороссии. Они изготавливали товары, которые продавались дешевле внутри страны и очень хорошо расходились за ее пределами. Ремесленников, кстати, было в численном соотношении значительно больше, чем шинкарей, – все-таки количество питейных заведений в том или ином населенном пункте ограничено, а вот изготавливать свою продукцию (если это не тяжелая промышленность) можно и дома.

   Таким образом, с одной стороны, в России начала XVIII в. отсутствовал государственный антисемитизм. А с другой – законодательные ограничения, существующие в стране, превратили евреев России в наемных рабов зажиточных помещиков. Так, кроме шинков они возглавляли, к примеру, крестьянские хозяйства, и их руками помещики проводили самые непопулярные нововведения. Все это заложило основы бытового антисемитизма, преодолеть который не удается по сей день.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Надежда Ионина, Михаил Кубеев.
100 великих катастроф

Хильда Кинк.
Восточное средиземноморье в древнейшую эпоху

Эдвард Гиббон.
Упадок и разрушение Римской империи (сокращенный вариант)

Тамара Т. Райс.
Византия. Быт, религия, культура

Александр Север.
«Моссад» и другие спецслужбы Израиля
e-mail: historylib@yandex.ru