Евреи в России XVIII века: от одного до миллиона
В 1702 г. Петр I издал манифест, приглашавший иностранцев в Россию. Согласно этому документу, иностранным специалистам предлагались выгоднейшие условия работы и проживания. Однако царь оговаривался, что приглашает всех, кроме евреев. Так началась непростая история взаимодействия русских императоров с евреями.
Хорошо зная отношение к евреям православной церкви, а также предрассудки народа, Петр вынужден был отказаться от сотрудничества с ними. В Голландии из уст в уста передавался рассказ о том, как амстердамские евреи просили Петра позволить им переселиться в Россию и даже предлагали за такое разрешение 100 тысяч гульденов аванса. Посредником между евреями и Петром был бургомистр Амстердама Витсен. Однако царь вынужден был с сожалением отказать купцам-евреям. Сам государь при этом был истинным космополитом. «Для меня совершенно безразлично, крещен ли человек или обрезан, главное, чтобы он только знал свое дело и отличался порядочностью», – признался он однажды в письме к Абраму Веселовскому, двоюродному племяннику Петра Шафирова. Удивляться имени и родственным связям адресата русского царя не стоит. Несмотря на то что он был вынужден из внутриполитических соображений отказаться от приглашения в Россию евреев, евреи-выкресты, которые уже жили в России, были среди самых близких петровских соратников. Начал Петр с того, что приблизил к себе сразу нескольких представителей этой национальности, которым удалось при его предшественниках остаться в Москве и избежать выселения. Так в кругах российской аристократии оказались вице-канцлер Петр Шафиров, резидент русского представительства в Амстердаме и Вене А. Веселовский, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер и др.
Среди евреев, удивлявших и забавлявших Петра, был, к примеру, Ян д'Акоста, которого в России прозвали Лакостой. Он был потомком евреев-маранов, которые бежали в Португалию от инквизиции. Случайно оказавшись в России, Лакоста так понравился царю, что в 1714 г. был назначен им на должность придворного шута. Он отлично разбирался в Торе и Библии, и царь любил вести с шутом богословские беседы. Все при дворе знали, что Лакоста еврей, но относились к шуту даже с почтением, поскольку царь весьма благоволил ученому шутнику.
Однако евреям, которые остались верны иудаизму, в Москве при Петре жить не позволялось. Поэтому в столице иудеи встречались редко и только те, которые были полезны лично царю: так, ко двору были допущены Израиль Гирш – финансовый агент государя, поставщик серебра на монетный двор Зундель Гирш, прусский банкир Липман, которому понадобились специальные въездные документы, чтобы попасть в Москву в свите герцога Карла Фридриха. Несмотря на официальные запреты на въезд иудеев в Россию, они попадали сюда через границы с Польшей и Литвой. Особенно много евреев в Малороссии. И если основными их занятиями в России были ювелирное дело, торговля и финансовые операции, то в Малороссии, выражаясь современным языком, получил развитие малый бизнес. |
загрузка...