Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Алексей Гудзь-Марков.   Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв

Игорь Ольгович 1147

На ярое лавовом дворе, в центре Киева, собралось вече. Киевляне вновь целовали крест к Игорю Ольговичу. А в то же время собиралось иное вече «оу Тоуровы божьнице». Послали за Игорем. Князь, чувствуя недоброе, вперед выслал брата Святослава Ольговича, а сам стал с дружиной невдалеке.
И киевляне высказали Ольговичам все, что накопилось на сердце за годы княжения Всеволода. II Ольговича. Обвинили, по обыкновению, чиновников «тиоуна... Всеволожа...Ратью» и «тивоуна Вышегородьского... Тоудора».
Святослав и Игорь Ольговичи стали целовать крест к киевлянам, обещая, что впредь насилия не будет. Но стихия народного гнева уже расходилась. Горожане ринулись на «Ратыиинъ дворъ грабить... и на мечникы». В помощь своим Игорь Ольгович выслал Святослава с дружиной «и одва оутиши».
Игорь Ольгович предвидел, что удар его клану киевляне могут нанести в любую минуту, но он не мог быть сокрушительным. Страшили Игоря Мономашевичи. Из Киева в Переяславль выехали послы с требованием к Изяславу II Мстиславовичу подтвердить крестное целование к Игорю. В ответ последовало молчание.
Да и что мог ответить Изяслав, если его хоромы уже осаждали киевляне, подобно тому как в 1113 г. они осаждали его деда Владимира II Мономаха в том же Переяславле с мольбой прийти в столицу. Отовсюду Изяслав слышал: «Поиде кнже к намъ хощемъ тебя».
Изяслав не заставил уговаривать себя долго. Князь сел на коня, подъехал к броду через Днепр, под гору Заруб, и скоро все поросье присягало Мономашевичу, повторяя: «Ты нашь кнзь а Олговичь не хочемъ, а поеди в борзе».
Изяслав II Мстиславович подошел к «Дерновоумоу». Тут под его стяг съехались «вси Клобоуци и Поршане». Пришли жители Белгорода и Василева. Приехали киевляне и сказали князю: «Быти акы в задничи кде оузримъ стягъ твои тоу и мы с тобою готови есмь».
Игорь Ольгович, надеясь удержать Киев, послал к двоюродным братьям Владимиру и Изяславу Давыдовичам, прося помощи. Те запросили много волостей.
Заговор против Игоря Ольговича развивался по классическим канонам. Почувствовав, к чему идет дело, столичные бояре «Оулебъ тысячкой же Иванъ Воитишичь. и Лазорь Саковьскыи а въ Отослав ли полкоу, Васи ль Полачанинъ и Мирославъ Хиличь вноукъ» собрали вокруг себя киевлян и стали думать, как «перельстити кнзя своего».
Послали к Изяславу II Мстиславовичу, прося идти к Киеву. При этом Изяслава II заверили, что, как увидят стяги Мономашевичей, покидают собственные стяги и побегут.
В то же время Игорю и Святославу Ольговичам окружающие неустанно твердили, чтобы шли против Изяслава И.
Изяслав II подошел к Киеву и стал у «Надово озеро, оу Шелвова борку». С князем шел сын Мстислав II Изяславович.
Вышли из Киева Игорь и Святослав Ольговичи с полками. Киевляне стали в стороне «особно... въ Олговы могылы».
Киевляне послали к Изяславу II и, взяв у князя тысяцкого, привели к себе. «Берендичи» переехали реку Лыбедь и взяли у ЗолотяВорот Киева товары Игоря Ольговича.
Игорь Ольгович съехался с братом Святославом Ольговичем, племянником Святославом Всеволодовичем, Оулебом тысяцким, Иваном Воитишичем и, сказав: «Как бог рассудит», — распустил их по полкам.
Как только Оулеб и Иван Воитишич приехали к полкам, тотчас повергли стяги и кинулись к «жидовьскымъ воротамъ».
Сражение окончилось, не начавшись, и разыгралась трагедия Ольговичей. Игорь Ольгович въехал на коне в болото «Дорого-жичьское» и увяз в трясине. У князя болели ноги, и выбраться из болота он не мог.
Святослав Ольгович помчался к берегу Днепра, переплыл на левую сторону и спас себе жизнь. Святослав Всеволодович въехал в Киев, укрылся в монастыре св. Ирины и там был схвачен.
Гнали дружину Ольговичей до Вышгорода и берега Днепра. Всюду тех дружинников секли и топили.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Б. А. Тимощук (отв. ред.).
Древности славян и Руси

Валентин Седов.
Славяне. Историко-археологическое исследование

Валентин Седов.
Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование

Д. Гаврилов, С. Ермаков.
Боги славянского и русского язычества. Общие представления

Любор Нидерле.
Славянские древности
e-mail: historylib@yandex.ru