Реклама

А.М. Хазанов.   Очерки военного дела сарматов

Шлемы

Вероятно, до I в. н. э. сарматы мало пользовались металлическими шлемами. Те единичные экземпляры, которые у них найдены, явно импортного происхождения.

VIв. до н. э. датируется бронзовый шлем северокавказского происхождения, найденный близ г. Старый Печеур (292, стр. 76, рис. 42, 5а и б]. Обломки бронзового шлема округлой формы с резко выраженной затылочной частью и треугольным мысом обнаружены в савроматском погребении из кургана № 1/1 Никольского могильника. Шлем имел бармицу из бронзовых чешуек [508, стр. 5]. Два других бронзовых шлема имеют латенское происхождение и хорошо известны то кельтско-латенским древностям Подунавья и Северной Италии IV—III вв. до н. э. (169, стр. 38]. Один из них происходит из разрушенного погребения у хут. Веселого, по мечу с серповидным навершием датированного III—II вв. до н. э. [72, стр. 209, рис. 191, 6—7], другой вместе с мечом с кольцевым навершием — из погребения Д-22 у с. Мариенталь (462, стр. 54, рис. 46], которое нельзя относить ко времени ранее II—I вв. до н. э. Поэтому можно предположить, что оба шлема использовались у сарматов в течение длительного времени, а это говорит об их редкости и ценности для владельцев.

Возможно, отсутствие металлических шлемов частично компенсировалось наличием кожаных головных уборов, о которых писал Страбон [48, VII, 3, 17].

В аристократических кубанских погребениях последних веков до нашей эры — первых веков нашей эры несколько раз встречались железные шлемы. Один из них, скорее восточного происхождения, описан Э. Ленцем [17?6 стр. 120—123, рис. 1—3]. Он имеет коническую форму с горизонтальным делением тульи, с закругленной верхней частью, наклепанным носом, дугообразными бровями и крупными наушниками, закрывающими обе стороны лица. Шлем, найденный в ст. Ярославской, был украшен золотой пластинкой с изображением дракона; форма его не поддается реконструкции из-за очень плохой сохранности [ОАК за 1896 г., стр. 56 и сл.]. Еще один шлем был найден в кургане № 4 ст. Некрасовской [ГЭ, инв. № 2244/43]. О нем речь пойдет ниже.

В погребениях Поволжья и Украины шлемы сусловского и шиповского времени ни разу не были обнаружены. Однако сарматы, изображенные ,на Траяновой колонне и арке Галерия, имеют своеобразные шлемы яйцевидной формы [379, табл. XXIII, X.XVIII, см. также табл. LVII; 429, табл. IV, 1]. Такие же яйцевидные или конические шлемы наблюдаются и на фресках боспорских склепов I—II вв. н.э. [258, стр. 329 и сл.]. Они же встречаются на надгробных стелах, и притом гораздо чаще, чем обычные эллинистические шлемы горшковидной формы [430, № 575, 593, 594, 606, 618, 619 и др.]. Такой шлем отчетливо виден и на рельефе Трифона.

Довольно многочисленные изображения дают возможность представить в общих чертах устройство подобных шлемов. Все они имели яйцевидную или конусовидную форму. Каркас их состоял из нескольких сходившихся кверху вертикальных ребер, которые внизу прикреплялись к металлическому ободу и, кроме того, для прочности скреплялись еще двумя поперечными ободками. К ребрам гвоздями прикреплялись металлические пластины, Нижний обод в задней части мог расширяться, образуя назатыльник. Иногда шлемы снабжались нащечниками. Вверху ребра оканчивались металлическими шариком или пуговицей.

Эти шлемы известны только по изображениям. Возможно, именно таким был шлем, найденный в ст. Некрасовской (табл. XXXI,3) , но он слишком плохой сохранности, чтобы об этом можно было судить с уверенностью. В одной из пантикапейских катакомб III—IV вв. н. э. обнаружен железный шлем, набранный из длинных узких вертикальных пластин [ОАК, за 1891 г., стр. 61; ГИМ, инв. № 28787]. Но по форме он сильно отличается от описываемых и не имеет аналогий на пантикапейских фресках и рельефах. Шлем представляет собой полусферическую шапку с вырезами для глаз и ушей.

Каркасные шлемы были известны и в Парфии. Изображения их встречаются на граффити из Дура-Эвропоса и в гаидхарском искусстве [396, II табл. XLII, 1; IV, табл. XXII, 2J. В различных музеях хранится несколько экземпляров таких шлемов сасаиидского времени [414].

М. И. Ростовцев считал, что они были заимствованы жителями Боспора у сарматов [258, стр. 329—332, см. также стр. 338—339]. В более поздней работе он писал, что парфяне также заимствовали эти шлемы у сарматов, но допускал возможность появления их у обоих народов (откуда-то с Востока) [466, стр. 197]. Второе предположение кажется более предпочтительным, поскольку сарматские погребения не дают пока даже намеков на возможность местного происхождения каркасных шлемов. Трудно сказать, насколько они были распространены даже в среде сарматской аристократии. Нельзя исключать также, что родиной каркасных шлемов был Иран. Дальнейшая судьба их хорошо известна.

Различные типы таких шлемов, в западноевропейской археологической литературе обычно называемых Spangenhelm, широко распространились в эпоху великого переселения народов и в раннее средневековье безраздельно господствовали в Европе. Встречаются они и на территории СССР: один такой шлех, Х-например, был найден в Суворовском могильнике [108, стр. 70, табл. XX—1].
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

А.М. Хазанов.
Очерки военного дела сарматов
e-mail: historylib@yandex.ru