Реклама

А.М. Хазанов.   Очерки военного дела сарматов

Позднесарматские костяные наконечники стрел

Костяные наконечники стрел, в том числе черешковые, известны со времен срубной и андроновской культур. В небольшом количестве они бытовали на юге Восточной Европы в течение всего раннего железного века и значительной части средневекового периода, но гораздо больше были распространены в северных лесных культурах Евразии.

У сарматов, равно как и на Северном Кавказе, костяные наконечники использовались, хотя и очень редко, на протяжении всех четырех эпох. Несколько подробнее следует остановиться на наконечниках позднесарматского, времени неизвестных ранее типов, которые отражают определенные культурно-исторические связи.

Костяные наконечники в позднесарматское время встречаются очень редко. Bce они черешковые. Выделяются три типа:

1. Наконечники с листовидной ромбической в сечении головкой и прямоугольным черешком, заостренным на конце путем срезов с его широких сторон (Калиновка, курган № 7/1, № 36; табл. XXII, 14-15).

2. Наконечники с треугольной вытянутой головкой ромбической в сечении и коротким за-остренным черешком (Бооодаевка,, курган. № F 4; табл. XXII, 16).

3. Наконечники с вытянутой треугольной головкой треугольной в сечении (Бородаевка;г курган № F 4; табл. XXII, 17; Успенка, I группа, курган № 2; табл. XXII, 18; Мариенталь, курган № Д 21).

В это же время аналогичные наконечники стрел появляются в Средней Азии (Кенкольский могильник [80, стр. 22, табл. XXIX]). Как по форме, так и по времени к позднесарматским костяным наконечникам близок роговой, найденный во впускной могиле пазарыкского кургана №6, который А. А. Гаврилова относит к одинцовскому этапу [105, ст.р. 52, рис. 3, 1]. По форме головки к ним близки также некоторые костяные гуннские наконечники, однако последние имеют раздвоенный черешок, в который вставлялось заостренное с двух сторон древко [263, рис. 22е, и; табл. IV, 5), Таким образом, гуннский способ крепления черешка с древком противоположен сарматскому.

И у сарматов, и в Средней Азии такие наконечники вряд ли можно признать местными. Скорее всего они были заимствованы от населения лесных культур, хотя откуда именно, сказать трудно. Особого внимания заслуживает Сибирь, прежде всего Западная. Там костяные черешковые наконечники стрел появляются очень рано и бытуют в течение чрезвычайно длительного времени. Они известны в большом количестве в памятниках раннего железного века и средневековья [120, табл. XV, 5— 7; XVIII, 5—7; XXXII, 3—6; XXXIV, 20; LI, 10; 226, стр.,206, табл. X, 15; 227, стр. 74—75, табл. 1, 7, 12, 13, 24; II, 1].

Появившись в степях (Восточной Европы в позднесарматское время, костяные черешковые наконечники стрел без особых изменений доживают до средневековья. Это подтверждают находки в позднекочевнических погребениях, например в кургане № 14/3 Быковского могильника (291, стр. 208, рис. 15 а-в].

Сложен вопрос и о назначении костяных наконечников. В литературе довольно прочно укоренилось мнение, что их главным образом использовали на охоте [263, стр. 26; 227, стр. 74—75]. Однако в кургане № Д 21 у с. Мариенталь найден покойник, у которого в бедре глубоко сидел такой наконечник [462, стр. 44]. Следовательно, они могли иногда использоваться и в качестве боевых.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А.М. Хазанов.
Очерки военного дела сарматов

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов
e-mail: historylib@yandex.ru