Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

II. Положения о «наделении» землей

А. Эдикт Сыма Яня (280 г., Западное Цзинь)

1. Мужчина держит поле (чжань тянь) [площадью] 70 му, женщина — 30 му [25, цз. 26, с. 136; 24, цз. 1, с. 15а; 9, цз. 2, с. 46; 29, цз. 495, с. 126].

2. В окрестностях столицы площадь полей большого го (да го)1 [не превышает] 15 цин, среднего го (цы го) — 10 цин, малого го (сяо го) — 7 цин [25, цз. 26, с. 14а; 24, цз. 1, с. 15а; 9, цз. 65, с. 27а; 29, цз. 505, с. 86].

3. Чиновники 1-9-го рангов держат поля (чжань тянь): 1-го ранга — 50 цин, 2-го ранга — 45 цин, 3-го ранга — 40 цин, 4-го ранга — 3 5 цин, 5-го ранга — 30 цин, 6-го ранга — 25 цин, 7-го ранга — 20 цин, 8-го ранга - 15 цин, 9-го ранга — 10 цин [25, цз. 26, с. 13а; 24, цз. 1, с. 146; 9, цз. 65. с. 27а; 29, цз. 495, с. 116].

4. Разрешается брать под покровительство (инь) людей в качестве ишикэ2 и дянькэ.

[Чиновникам] 6-го ранга и выше разрешается [иметь] трех ишикэ, 7-го и 8-го рангов — двух, 9-го ранга — одного.

Чиновникам 1-го и 2-го рангов разрешается иметь не более 40 дворов дянькэ, 3-го ранга — не более 35 дворов, 4-го ранга — не более 30 дворов, 5-го ранга — не более 25 дворов, 6-го ранга — не более 20 дворов, 7-го ранга — не более 15 дворов, 8-го ранга — не более 10 дворов, 9-го ранга — не более 5 дворов [25, цз. 26, с. 14а; 24, цз. 1, с. 15а; 9, цз. 05, с. 27а-276; 29, цз. 505, с. 9а].

Б. Эдикты периода Северного Вэй

1. Мужчины в возрасте старше 15 лет получают «открытое поле» (лу тянь) [площадью] 40 му, женщины — 30 му [8, цз. 110, с. 56; 24, цз. 1, с. 176; 9, цз. 2, с. 126; 29, цз 495, с. 14а].

2. Рабы (ну) и рабыни (бэй) получают столько же земли, сколько и добрые (лян) [8, цз. 110, с. 56; 24, цз. 1, с. 176; 9, цз. 2, с. 126; 29, цз. 495, с. 14а]3.

3. На одного взрослого быка дается 30 му земли, но не более, чем на четырех быков (8, цз. 110, с. 56; 24, цз. 1, с. 176; 9, цз. 2, с. 126; 29, цз. 495, с. 14а].

4. Площадь получаемой земли удваивается, [если земля оставляется под паром в течение одного года], [площадь ее], если она остается под паром в течение двух лет, утраивается4. Это делается для того, чтобы земли отдыхали от пахоты5 [8, цз. 110, с. 56; 24, цз. 1, с. 176—18а; 9, цз. 2, с. 126; 29, цз. 495, с. 14а].

5. Основные наделы (чжан) и наделы за землю, остающуюся под паром (бэй), должны быть отграничены друг от друга. [8, цз. 110, с. 66; 24, цз. 1, с. 19а; 9, цз. 2, с. 136; 29, цз. 495, с. 156].

6. При получении земли на взрослых членов семьи надел должен находиться близко к жилью [8, цз. 110, с. 66; 24, цз. 1, с. 19а; 9, цз. 2, с. 136; 29, цз. 495, с. 156].

7. При одновременном наделении землей сначала ее получает бедный, а потом богатый, при утроении площади земли это правило принимает силу закона [8, цз. 110, с. 66; 24, цз. 1, с. 19а; 9, цз. 2, с. 136; 29, цз. 495, с. 156].

8. Каждому впервые получающему землю мужчине дается поле площадью 20 му, на котором он обязуется высадить дополнительно 50 тутовых деревьев, 5 жужубов, 3 вяза6. Если для выращивания тутовых деревьев земля непригодна, то она дается только в количестве 1 му на человека, и согласно правилам на ней следует высадить только вязы и жужубы. Деревья надо высадить в течение трех лет. Если это условие не выполняется, то не засаженную деревьями землю отбирают. На землях, предназначенных для выращивания тутовых деревьев и вязов, не запрещается сажать и другие плодовые деревья или сажать туты и вязы свыше установленного количества.

Рабы получают «тутовое поле» (сан тянь) в том же размере, что и добрые.

В местности, где выращивается конопля, мужчины, достигшие податного возраста (цзи кэ), получают «конопляное поле» (ма тянь) [площадью] 10 му, женщины — [площадью] 5 му, рабы получают столько же, сколько и добрые [8 цз. 110, с. 56-6а; 24, цз. 1, с. 18а-186; 9, цз. 2, с. 126-13а; 29, цз. 495, с. 146].

9. Мужчины и женщины в возрасте старше 15 лет, в зависимости от числа членов семьи и размеров надела, должны высаживать овощи на одной пятой части [каждого] надела [8, цз. 110, с. 66; 24, цз. 1, с. 19а; 9, цз. 2, с. 136; 29, цз. 495, с. 156].

10. Если все хозяйство состоит из тех, кто не имеет права на получение земли, — «престарелых», «малолетних», инвалидов и полностью нетрудоспособных, то в этом случае «малолетним» старше 11 лет и инвалидам дается половинная норма надела взрослого мужчины, а тем, кто достиг 70-летнего возраста, разрешается не возвращать свой надел [8, цз. 110, с. 6а; 24, цз. 1, с. 186; 9, цз. 12, с. 13а; 29, цз. 495, с. 146-15а].

11. Вдовы, не вышедшие повторно замуж, хотя и освобождаются от податей, но получают полную норму надела взрослой женщины [8, цз. 110, с. 6а; 24, цз. 1, с. 186; 9, цз. 2, с. 13а; 29, цз. 495, с. 15а].

12. Желающим поднять пустошь разрешается делать это без всяких ограничений и переселяться в другие области и округа, не разрешается лишь уклоняться от труда. Не разрешается переселяться без достаточных на то оснований из тех районов, где земли хватает. Переселенцам дается 1 му земли на каждых трех едоков для [постройки] жилья; рабам для этой цели дается 1 му земли на каждые пять едоков [8, цз. 110, с. 66; 24, цз. 1, с. 186-19а; 9, цз. 2, с. 136; 29, цз. 495, с. 15а].

13. В районах с обширными площадями земли и редким населением чиновники ссужают [переселенцам] семена для посевов в зависимости от мощности хозяйства, а местные жители облагаются податями и получают землю согласно [установленным] правилам. В районах, где земли мало, те семьи, которые должны получить землю на взрослых своих членов и не имеют желания переселяться, «тутовые поля» превращаются в «основные поля» (чжэн тянь)7. Если и в результате этих мер земли все равно не хватает, то не даются наделы на землю, оставшуюся под паром. Если и это не помогает, то сокращаются размеры наделов в каждой семье. В тех сян8, где земля непригодна для выращивания тутовых деревьев, эти правила принимают силу закона [8, цз. 110, с. 6а—66; 24, цз. 1, с. 186; 9, цз. 2, с. 136; 29, цз. 495, с. 15а].

14. Правила возвращения земли в случае ее излишка и получения земли в случае ее недостатка9:

Наделы получают лица, достигшие податного возраста (цзи кэ); престарелые освобождаются от податей, а наделы у них отбираются; наделы умерших также подлежат возвращению.

На рабов и быков дается имеющаяся в наличии свободная земля, если их [уже] нет, то земля подлежит возвращению10.

«Тутовое поле» является «наследственным занятием» (дай е), даже в случае смерти [владельца] оно не подлежит возвращению, а закрепляется за живыми членами семьи.

Те, у кого таким путем образуются излишки земли, не получают [новых наделов], но и не возвращают [излишков]. Те же, у кого не хватает «тутового поля», получают его для посадки деревьев согласно правилам.

«Конопляное поле» подлежит переделу. Хотя «тутовое поле» и не подлежит переделу, но его площадь учитывается при выдаче наделов за землю, оставшуюся под паром. При этом излишки [«тутового поля»] не включаются в состав «открытого поля», a [его] недостаток восполняется «открытым полем»11.

На полях, подлежащих возвращению, не разрешается высаживать тутовые деревья, вязы, жужубы и другие плодовые деревья. Высадившие их наказываются как нарушители закона, и эта земля переходит в надел, по лежащий возвращению.

Если в хозяйстве уехавших или сосланных семей не осталось потомков и оно пришло в запустение — жилище разрушилось, а тутовые деревья и вязы погибли, то земли этого хозяйства превращаются в «общественные поля» (гун тянь) и отдаются в передел. Преимущественным правом на получение земли при переделе пользуются родственники.

Передел земли производится в течение 1-й луны. Если кто-то, получив поле, умирает, продает и покупает рабов или быков, то новый передел земли все равно может быть произведен лишь в течение 1-й луны следующего года [8, цз. 110, с. 6а-7а; 24, цз. 1, с. 18а-19а; 9, цз. 2, с. 126—14а; 29 цз. 495, с. 14а—156].

15. Тем, у кого имеются излишки [земли], разрешается продавать их. Тем, у кого [земли] не хватает, разрешается покупать ровно столько, сколько недостает до нормы [надела]. Не разрешается покупать землю в количестве большем, чем недостает до нормы надела [8, цз. 110, с. 6а; 24, цз. 1 с. 18а; 9, цз. 2, с. 13а; 29, цз. 495, с. 146].

16. «Управляющие народом чиновники получают „общественные поля (гун тянь) по месту службы. Цыши получает 15 цин земли, тайшоу — Юции, чжичжун и бецзя — по 8 цин, сяньлин и цзюньчэнь12 — по 6 цин. При пероводе на новую должность земля подлежит возвращению; продавшие ее наказываются по закону» [8, цз. 110, с. 7а; 24, цз. 1, с. 19а, цз. 35, с. 146; 9, цз. 2, с. 14а, цз. 65, с. 186; 29, цз. 495, с. 156, цз. 505, с. 136; 6, с. 34].

В. Эдикт 564 г. (Северное Ци)

1. В пределах столичного округа... находящиеся на службе чиновники (чжиши) и байсин, подающие прошение на [получение] пахотной земли (кэнь тянь)13, получают ее в качестве «поля вечного занятия» (юн е тянь).

Число рабов, получающих землю (шоу тянь), устанавливается: для цинь-ван — не более 300; для сыван 2-го ранга и ниже, включая шусинван, — не более 150; для чиновников первого класса 3-го ранга и выше, а также для ванцзун — не более 100; для чиновников 7-го ранга и выше — не более 80; для чиновников 8-го ранга и ниже, а также для шужэнь14 — не более 60. На рабов сверх установленного числа земли не дается, и подати [за них] не вносятся [17, цз. 124, с. 76; 24, цз. 2, с. 16—2а; 9, цз. 2, с. 166; 29, цз. 495, с. 176—18а].

2. Мужчина получает 80 му «открытого поля» (лу тянь), женщина 40 му [17, цз. 24, с. 8а; 24, цз. 2, с. 2а; 9, цз. 2, с. 166; 29, цз. 495, с. 18а].

3. На рабов земли дается столько же, сколько и на «добрых», но только на ограниченное их число — подобно тому как это делается в отношении столичных чиновников [17, цз. 24, с. 8а; 24, цз. 2, с. 2а; 9, цз. 2, с. 16б; 29, цз. 495, с. 18а].

4. На каждого взрослого быка (дин ню) дается поле [площадью] 60 му, причем не более, чем на четырех быков {17, цз. 24, с. 8а; цз. 2, с 2а, 9 цз. 2 с. 166; 29, цз. 495, с. 18а].

5. Каждому «совершеннолетнему» (дин) дается «тутовое поле» (сан тянь) [площадью] 20 му в качестве «вечного занятия» (юн е). На нем высаживается 50 тутовых деревьев, 3 вяза и 5 жужубов.

Там, где земля непригодна для выращивания тутовых деревьев, дается «конопляное поле» (ма тянь) — на тех же основаниях, что и «тутовое поле» [17, цз. 24, с. 8а; 24, цз. 2, с. 2а; 9, цз. 2, с. 166; 29, цз. 495, с. 18а].

6. «Тутовое поле» не подлежит переделу. Вся остальная земля входит в состав наделов, подлежащих переделу [17, цз. 24, с. 8а; 24, цз. 2, с. 2а; 9, с. 166; 29, цз. 495, с. 18а].

7. Земли в радиусе 30 ли вокруг столицы считаются «общественными поями» (гун тянь). «Общественные поля» даются чиновникам 1-го ранга и ниже... в соответствии с рангом [17, цз. 24, с. 76; 24, цз. 2, с. 16; 9, цз. 2, и [ба-166; 29, цз. 495, с. 176].

Г. Эдикты периода Северное Чжоу

1. Имеющие семью (ю ши чжэ) получают поле в 140 му, одинокие (дин чжэ) — в 100 му [17, цз. 24, с. 96; 24, цз. 2, с. За; 9, цз. 2, с. 176; 29, цз. 495, с. 19а].

2. Для [постройки] жилья [семьям], где свыше 10 едоков (коу), дается 5 му [земли], свыше 9 едоков — 4 му, менее 5 едоков — 2 му [17, цз. 24, с. 96; 24, цз. 2, с. За; 9, цз. 2, с. 17а-176; 29, цз. 495, с. 19а].

Д. Эдикты периода Суй

1. «Совершеннолетним» мужчинам (дин нань) и «несовершеннолетним» мужчинам (чжунь нань) дается «[поле] вечного занятия» (юн е) и «открытое поле» (лу тянь) в соответствии с правилами Северного Ци, и они обязаны высаживать деревья (кэ шу) — тутовые, вязы и жужубы [17, цз. 24, с. 11а; 24, цз. 2, с. За; 9, цз. 2, с. 176, цз. 65, с. 286; 29, цз. 495, с. 196].

2. В «тесных» сян каждый «совершеннолетний» получает до 20 му земли, а «престарелые» и «малолетние» — еще меньше [17, цз. 24, с. 136; 24, цз. 2, с. 3б-4а; 9, цз. 2, с. 18а; 29, цз. 495, с. 196].

3. Для жилья и сада на каждых трех едоков дается 1 му земли.

Рабам для жилья и сада дается на каждые пять едоков 1 му земли [17, цз. 24, с. 11а; 24, цз. 2, с. 36; 9, цз. 2, с. 176, цз. 65, с. 286; 29, цз. 495, с. 19б].

4. Начиная с ван и ниже, вплоть до дуду, все получают «поля вечного занятия» (юн е тянь) в соответствии с титулами и рангами: максимум — 100 цин, минимум — 30 цин [17, цз. 24, с. 11а; 24, цз. 2, с. За-3б; 9, цз. 2, с. 176; цз. 65, с. 286; 29, цз. 495, с. 19а—19б, цз. 505, с. 16а—16б].

5. Столичные чиновники получают «должностные поля» (чжифэнь тянь). [Чиновникам] 1-го ранга дается 5 Цин, для каждого ранга разница составляет 50 му, [и, следовательно], чиновники 9-го ранга получают 1 цин.

Провинциальные чиновники также получают «должностные поля»; кроме этого им дают «государственно-административные поля» (гунцзе тянь) [17, цз. 24, с. 116; 24, цз. 2, с. 36, цз. 35, с. 146; 9, цз. 2, с. 176; 29, цз. 505; с. 166].

Е. Эдикты периода Тан

1. 5 чи составляют 1 бу. Площадь шириной 1 бу и длиной 240 бу равна 1 му. 100 му составляют 1 цин [27, цз. 48, с. 4а-4б; 16, цз. 51, с. 2а; 10, цз. 3, с. 10а; 24, цз. 2, с. 4а; 29, цз. 495, с. 15а; 12, с. 607].

2. Те сян, где земли хватает на всех жителей, называются «просторными» сян, а те, где земли не хватает, — «тесными» сян [16, цз. 51, с. 2а-2б; 24, цз. 2, с. 56; 9, цз. 2, с. 196; 29, цз. 495, с. 23а; 2.1, цз. 13, с. 1а].

3. «Несовершеннолетним» и «совершеннолетним» мужчинам 18 лет и старше даётся 1 цин земли; из них 20 му являются «полями вечного занятия» (юн е тянь), а 80 му — «подушными полями» (коу фэнь тянь)15 [27, цз. 48, 46; 16, цз. 51, с. 2а; 10, цз. 3, с. 106; 24, цз. 2, с. 4а; 9, цз. 2, с. 196; 23, 43. 83, с. 1530—1591].

«Престарелые», калеки и инвалиды получают по 40 му [подушной] земли, овдовевшие жены и наложницы — по 30 му [27, цз. 48, с. 46; 16, цз. 51, с. 2а; 10, цз. 3, с. 106; 24, цз. 2, с. 4а; 9, цз. 2, с. 196; 29, цз. 495, с. 21а—21б; 23, цз. 83, с. 1530—1531; 12, с. 609-613].

Если «желторотые», «малолетние», «несовершеннолетние», «престарелые» калеки и инвалиды или овдовевшие жены и наложницы являются главой хозяйства, то им дается надел вдвое меньшей площади, чем надел «совершеннолетних» мужчин [10, цз. 3, с. 106]16.

4. В «просторных» сян земля дается в соответствии с установленным нормами. В «тесных» сян «подушное поле» дается в половинном размере [16, цз. 51, с. 2а-26; 24, цз. 2, с. 4а—4б; 9, цз. 2, с. 196; 29, цз. 495, с. 21а, 21, цз. 13, с. 1а; 12, с. 611].

5. В тех случаях, когда необходимо оставлять землю под паром (и тянь) в течение одного года, «подушное поле» наделяется в двойном размере. Если в «просторных» сян земля нуждается в отдыхе в течение трех лет или более (сань и ишан), вопрос о размерах «наделяемых подушных полей» решается в соответствии со сложившимися обстоятельствами [16, цз. 51, с. 26; 24, цз. 2 с. 46, 9, цз. 2, с. 19б-20а; 29, цз. 495, с. 216; 12, с. 611].

6. Тот, кто «держит» землю в размерах, выходящих за рамки устаноленных ограничений, наказывается десятью ударами палок за первое (литнее) му земли. За каждые последующие 10 му наказание возрастает на одну степень — до 60 ударов, а затем — на одну степень за каждые последующие 20 му. Максимальное наказание — один год ссылки на каторжные работы. Если же это происходит в «просторных» сян, подобные действия не считаются проступком, за который следует наказывать. Если там после получения полной нормы подушных наделов остается еще земля, следует ее обработать и получить с нее максимальный урожай. И если даже тогда окажется, что кто-то держит наделы слишком большие, то это за собой не повлечет никакого наказания. Но об этих землях необходимо сообщить властям, с тем чтобы занести их в реестры. Если же эти земли будут заняты без разрешения, то виновные будут наказаны за то, что они не сообщили о происшедшем [21, цз. 13, с. 1а].

7. На «поле вечного занятия» следует высадить свыше 50 тутовых деревьев, а также вязы и жужубы — каждые в количестве более 10. Если земля непригодна для названных деревьев, то следует высадить такие, которые могут произрастать на ней. Посадку деревьев необходимо завершит в течение трех лет [16, цз. 51, с. 2а; 24, цз. 2, с. 5а; 9, цз. 2, с. 196; 29, цз. 495, с. 22а—22б; 21, цз. 13, с. 5а; 12, с. 621].

8. «Подушные поля» умерших подлежат возвращению властям и переделу. «Поля вечного занятия» умерших не возвращаются властям и не подлежат переделу; они передаются по наследству. Их не отбирают даже в том случае, если унаследовавшие их потомки умершего совершают преступление которое влечет за собой «потерю имени» (чу мин)17. «Поля вечного занятия», принадлежавшие предкам, включаются в состав «подушных полей» [данного] хозяйства [27, цз. 48, с. 46; 10, цз. 3, с. 11а; 24, цз. 2, с. 5а; 29, цз. 495, с. 22а; 12, с. 609-611, 620].

9. Земля для сада и жилища (юань чжай ди) дается: «доброму населению» (лян коу) — 1 му на трех человек и меньше и 1 му на каждых следующих трех человек; «подлому населению» (цзянь коу) — 1 му на пять человек и 1 му на каждых последующих пятерых человек. Эта земля не входит в состав «полей вечного занятия» и «подушных полей». Это правило не распространяется на землю для садов и жилищ в столицах и центрах областей и уездов [10, цз. 3, с. 106; 24, цз. 2, с. 56; 29, цз. 495, с. 23а; 12, с. 628].

10. При наделении землей сначала ее получают те, кто облагается податями и повинностями (кэ и), а потом те, кто не облагается (бу кэ и); сначала безземельные (у), а потом уже малоземельные (шао); сначала бедные (пинь), а потом богатые (фу). Однако, если в хозяйстве, возвращающем землю, имеются те, кто должен быть «наделен» землей, пусть даже не подлежащие обложению, они должны получить ее в первую очередь, и лишь оставшаяся часть земли подвергается в этом случае переделу [16, цз. 51, с. 26; 10, цз. 3, с. 106; 9, цз. 2, с. 20а; 21, цз. 13, с. 5а; 15, цз. 12, с. 366].

11. «Подушное поле» дается в таком месте, которое находится близко от жилья и до которого удобно добираться. Если в результате изменения границ областей или уездов земли [одной административной единицы] окажутся в пределах другой или окажутся разделенными, наделять землю следуeт в соответствии со старыми границами [10, цз. 3, с. 106; 24, цз. 2, с. 7б, 9. цз. 2, с. 21а; 29, цз. 495, с. 24а; 12, с. 635].

12. Если в сян имеются излишки земли, они передаются в соседнюю сян; если в уезде окажутся излишки земли, они передаются в соседний уезд; излишки земли, имеющиеся в области, передаются в соседнюю область [9, цз. 2, 20а; 29, цз. 495, с. 23а].

13. Городские жители могут получать землю в соседних уездах, если в их уезде ее нет [10, цз. 3, с. 106; 24, цз. 2, с. 76; 9, цз. 2, с. 21а—216; 29, цз. 495, с. 24а; 15, цз. 12, с. 362; 12, с. 635].

14. Ремесленники и купцы в «просторных» сян наделяются «полями вечного занятия» и «подушными полями» в размере, вдвое меньшем нормы, а в «тесных» сян вообще землей не наделяются [16, цз. 51, с. 26; 24, цз. 2, с. 7а; 9, цз. 2, с. 21а; 29, цз. 495, с. 236; 12, с. 632].

15. С 1-го дня 10-й луны личжэн начинает составлять списки людей, которые должны возвратить или получить [наделы]. В течение 11-й луны этих людей собирают в управлении уезда и в их присутствии отбирают наделы у тех, кто должен вернуть их, и дают тем, кто должен их получить. В течение 12-й луны передел земли должен быть завершен [16, цз. 51, с. 26; 10, цз. 3, с. 106; цз. 30, с. 166; 9, цз. 2, с. 20а, цз. 3, с. 26; 21, цз. 13, с. 5а; 12, с. 636].

16. Тот, кто продаст «подушное поле», наказывается битьем палками — 10 ударов за первое [проданное] му земли. За каждые последующие 20 му наказание возрастает на одну степень. Наивысшая мера наказания — 100 ударов. Земля возвращается прежнему владельцу. Плата за нее конфискуется и не возвращается. Этот закон не применяется в тех случаях, когда продажа земли разрешена [21, цз. 12, с. 96].

17. Если простолюдин (шу жэнь) умирает, а у его семьи нет средств на похороны, то разрешается продавать «поле вечного занятия». Его разрешается продавать и тем, кто переселяется [на новое место жительства].

Тем же, кто изъявляет желание переселиться из «тесных» сян в «просторные», разрешается, кроме того, продавать и «подушное поле». Продажа земли с целью покупки жилья, лавки или мельницы разрешается даже в том случае, если [продающий землю] никуда не переселяется.

Не разрешается покупать землю в размере, превышающем половину надела. В «тесных» сян разрешается при этом исходить из нормы, установленной для «просторных» сян. Продавшим свою землю нового [надела] не дается [16, цз. 51, с. 26; 24, цз. 2, с. 6б-7а; 9, цз. 2, с. 20а, 21а; 29, цз. 495, с. 23а-23б; 21, цз. 12, с. 10а; 12, с. 629-631].

18. При купле-продаже земли в управлении у чиновников должны быть оформлены [полагающиеся] документы и в конце года внесены [соответствующие] изменения в реестры.

Если купля-продажа производится без оформления документов, то плата за землю конфискуется и не возвращается, а земля передается прежнему владельцу [24, цз. 2, с. 7а; 9, цз. 2, с. 21а; 29, цз. 496, с. 236; 21, цз. 13, с. 26; 12, с. 631].

19. Землю не разрешается сдавать в аренду (те линь) или отдавать в заклад (чжи). У нарушителей плата за землю конфискуется, а земля возвращается прежнему владельцу. Однако тому, кто несет службу вдали от дома, и тому, у кого некому обрабатывать землю, разрешается сдавать ее в аренду или отдавать в заклад.

Чиновникам не запрещается продавать или сдавать в аренду «поля вечного занятия» [24, цз. 2, с. 7а; 9, цз. 2, с. 21а; 29, цз. 495, с. 236-24а].

20. Если тот, кто получает землю для обработки (цзе), в течение двух лет не вспашет ее, земля эта отдается тому, кто окажется в состоянии вспахать ее. Если тот, кто взял землю для обработки, обрабатывает ее не сам, а передает другому лицу, земля отдается в этом случае тому, кто фактически обрабатывает ее (15, цз. 12, с. 37018; 12, с. 641].

21. Если принадлежность поля оспаривается, то его следует отдать тому, Кто уже вспахал и засеял его. Даже если впоследствии решение будет изменено, урожай поступает тому, кто сеял. Если [к моменту принятия] решения поле будет только вспахано, но не засеяно, то необходимо возместить стоимость произведенных работ. Если не принято никакого решения, то поле и урожай должны принадлежать тому, кто [фактически] вспахивает и засевает [землю] [18, цз. 3, с. 136; 15, цз. 3, с. 113, цз. 12, с. 642].

22. Тот, кто произвольно присваивает «общественные» или «частные» поля (гун сы тянь), обменивает и продает их, за каждое первое (присвоенное) му земли наказывается 50 ударами палок, за каждые последующие 5 му земли наказание возрастает на одну степень — до 100 ударов, а затем наказание возрастает на одну степень за каждые последующие 10 му земли. Наивысшая мера наказания — два года ссылки на каторжные работы [21 цз. 13, с. 2а].

23. Тот, кто незаконным путем обрабатывает общественные или частные земли, подвергается наказанию в 30 ударов палками за первое [обработанное] му земли. За каждые последующие 5 му земли наказание возрастает на одну степень — до 100 ударов, а затем наказание возрастает на одну степень за каждые последующие 10 му. Максимальная мера наказания — полтора года ссылки на каторжные работы. За незаконную обработку залежных земель (хуан тянь) наказание уменьшается на одну степень. Для «сильных» (цян чжэ)19 наказание увеличивается на одну степень. Урожай с незаконно
обработанных полей конфискуется властями и возвращается хозяину [21,
цз. 13, с. 1б]20.

24. Если река меняет русло и затопляет поля, то новые земли, [расположенные на месте старого русла], даются в первую очередь тем семьям, чьи поля оказались затопленными. Если новые земли оказываются в разных уездах, то следует поступать в соответствии с правилами передела земли Оба берега реки должны находиться в разных [административных единицах], и русло реки служит границей. Это правило не распространяется на те случаи, когда разрешается получать землю в других [административных единицах] [18, цз. 13, с. 4а; 12, с. 641].

25. Из «тесных» сян, где земли не хватает, разрешается переселяться в «просторные» сян и получать ее там. Из дальних мест разрешается переселяться в ближние. С земель с легкими повинностями разрешается переселяться на земли с тяжелыми повинностями. Запрещается переселяться из столичного округа (цзи нэй) за его пределы (цзи вай), а также из столичного уезда (цзин сянь). О переселяющихся уездные власти докладывают в области; если переселение происходит за пределы областей, то об этом следует докладывать в ведомство финансов (ху бу). Доклады должны подаваться в течение месяца [со дня переселения] [16, цз. 51, с. 36; 10, цз. 3. с. 10а; 24, цз. 2, с. 56; 29, цз. 495, с. 23а; 12, с. 237, 627].

26. Переселившимся [один раз] больше не разрешается переселяться [21. цз. 13, с. 66; 24, цз. 6, с. 46; 12, с. 681].

27. «Поля вечного занятия» (юн е тянь) даются: циньван — 100 цин; находящимся на службе чиновникам высшего класса (чжэн) 1-го ранга — 60 цин; цзюньван и [находящимся] на службе чиновникам низшего класса (цун) 1-го ранга — по 50 цин; гогун и находящимся на службе чиновникам высшего класса 2-го ранга — по 40 цин; цзюньгун и находящимся на службе чиновникам низшего класса 2-го ранга — по 35 цин; сяньгун и находящимся на службе чиновникам высшего класса 3-го ранга — по 25 цин; находящимся на службе чиновникам низшего класса 3-го ранга — 20 цин; хоу и находящимся на службе чиновникам высшего класса 4-го ранга — по 14 цин; бо и находящимся на службе чиновникам низшего класса 4-го ранга — по 11 цин; цзы и находящимся на службе чиновникам высшего класса 5-го ранга — по 8 цин; нань и находящимся на службе чиновникам низшего класса 5-го ранга — по 5 цин; шан чжуго — 30 цин; чжуго — 25 цин; шан хуцзюнь — 20 цин; хуцзюнь - 15 цин; шан цинчэ дувэй — 10 цин; цинчэ дувэй — 7 циншан цидувэй — 6 цин; цидувэй — 4 цин; сяоцивэй и фэйцивэй — по 80 му: юньцивэй и уцивэй — по 60 му [16, цз. 51, с. За; 10, цз. 3, с. 10б-11а- 24. цз. 2, с. 46—5а; 29, цз. 495, с. 21б-22а, цз. 506, с. 20а; 23, цз. 92, с. 1671: 12, с. 617].

Чиновники 5-го ранга и выше, не занимающие служебной должности (сань гуань), приравниваются к находящимся на службе чиновникам соответствующего ранга [24, цз. 2, с. 5а; 29, цз. 496, с. 22а; 12, с. 617].

28. [Чиновникам] 6-го ранга и ниже «[поле] вечного занятия» дается из числа возвращенных [государству] «общественных полей» (гун тянь). Желающим разрешается получать эту землю в «просторных» сян [10, цз. 3, с. 11а, цз. 2, с. 5а; 29, цз. 495, с. 226; 12, с. 625].

29. Тем, кто обладает рангом или званием чиновника, а также [аристократическим] титулом, «поля вечного занятия» даются лишь в соответствии высшим из них (10, цз. 3, с. 11а; 24, цз. 2, с. 5а; 29, цз. 495, с. 22а; 12, 1б17].

30. Если те, кому дали «[поле] вечного занятия», лишаются ранга, почетного звания или титула, то они возвращают [землю, которую они получили в соответствии с их рангом, почетным званием или титулом]; если они понижаются в ранге, звании или титуле, то они возвращают ту часть общей площади полученной земли, которая соответствует степени понижения [24, цз. 2, с. 5а—5б; 29, цз. 495, с. 22б; 12, с. 625].

31. Тем, кто «теряет имя» (чу мин), дают «подушные поля» в соответствии с установленными правилами. Все остальные земли... они возвращают. Если кто-либо из членов его семьи ждет получения земли в соответствии со своим рангом чиновника или из-за неполной нормы «подушного [поля]», то земля передается [ожидающему надела], а излишки отбираются [24, цз. 2, с. 5а—5б; 29, цз. 495, с. 226; 12, с. 625].

32. Если тот, кто должен получить «[поле] вечного занятия» в соответствии со своим рангом, званием или титулом, умирает, не подав прошения [о получении земли] или получив [землю] не полностью, потомки его не могут подавать прошения [на получение этого поля] [10, цз. 2, с. 11а; 24, цз. 2. с. 56; 29, цз. 495, с. 22б—23а; 12, с. 625].

33. Столичные гражданские и военные находящиеся на службе чиновники получают «должностные поля» (чжифэнь тянь): 1-го ранга — 12 цин; 2-го ранга — 10 цин; 3-го ранга — 9 цин; 4-го ранга — 7 цнн; 5-го ранга — 6 цин; 6-го ранга — 4 цин; 7-го ранга — 3 цин 50 му; 8-го ранга — 2 цин 50 му; 9-го ранга — 2 цин. Эти земли даются не далее 100 ли ог столиц. Это правило распространяется и на чиновников управлений столичных районов Чананип Лояна, а также столичных уездов (если в пределах 100 ли земли мало, то желающим дается земля вне этих пределов) [24, цз. 2, с. 5б—6а; цз. 35, с. 156; 9, цз. 65, с. 30а; 29, цз. 505, с. 18а; 23, цз. 92, с. 1659; 12, с. 645].

34. Чиновники областей... [также] получают «должностные поля»: 2-го ранга — 12 цин; 3-го ранга — 10 цин; 4-го ранга — 8 цин; 5-го ранга — 7 цин; 6-ro ранга — 5 цин (эти правила распространяются и на столичные районы и уезды); 7-го ранга — 4 цин; 8-го ранга — 3 цин, 9-го ранга — 2 цин 50 му... Земли эти даются в пределах той области или того уезда, где служит чиновник... Эти земли обрабатываются народом (минь), а осенью и зимой [чиновники] получают [определенную] часть [урожая] [10, цз. 3, с. 11б 12а; 24 цз. 2, с. 6а—6б; цз. 35, с. 15б—16а; 9, цз. 66, с. 30а—30б; 12, с. 647—648].

35. Если смена чиновников происходит до установленного срока, то урожай с «должностных полей» поступает вновь назначенным чиновникам, если после этого срока, то уходящим [в отставку] чиновникам. Для суходольных рисовых] полей срок устанавливается до 30-го дня 3-й луны, для [поливных] рисовых полей — до 30-го дня 4-й луны, для полей под пшеницей — до 30 дня 9-й луны. Если при прежнем чиновнике земля была вспахана, но не засеяна, то вновь назначенный чиновник должен возместить ему стоимость произведенных работ; если же земля была не только вспахана, но и засеяно, они должны разделить [между собой] урожай [10, цз. 3, с. 12а, с. 7б, цз. 35, с. 16а-16б; 29, цз. 506, с. За-Зб; 23, цз. 92, с. 1692, цз. 375—376; 12, с. 652—653].

36. Даосские монахи... получают 30 му земли, монахини - 20, это правило распространяется и на буддийских монахов [10, цз. 3, с. 10б, 12, с. 638].



1 Го в империи Западная Цзинь представляли собой уделы, которые были пожалованы императором Сыма Янем во владение его ближайшим родственникам, получившим одновременно титул ван.
2 Категория лично-зависимых работников — «гостей» (кэ), которые в качестве вознаграждения за свой труд получали от хозяев одежду (и) и пищу (ши).
3 При переводе пунктов 2-го и 3-го («Ну бэй и лян дин ню и тоу шоу тянь сань ши му») в «Хрестоматии по истории средних веков» (с. 33) фраза разделена на две между словами «взрослый» (дин) и «бык» (ню). Нам представляется логичнее закончить фразу словом «добрый» — лян, а не «взрослый» — дин, поскольку рабы, если они приравнивались в данном случае к «добрым», должны были «получать» землю в соответствии с возрастными категориями установленными для «добрых». Если принять вариант, предложенный в «Христоматии», выходит, что все рабы, независимо от возраста, получали надел, положенный совершеннолетнему «доброму» мужчине. В таком случае для «добрых» и право на надел регламентировалось бы возрастными рамками, а для рабов таких ограничений не было бы. Такого положения явно не могло возникнуть в действительности.

Кроме того, в тексте эдикта 564 г. периода Северного Ци говорится следующее: «Рабы приравниваются к добрым людям, число их ограничивается так же, как и для столичных чиновников. На одного взрослого быка дается 60 му земли, но не больше, чем на четырех быков» [17, цз. 29, с. 8а]. Здесь совершенно явно границу никак нельзя провести между словами «взрослый» и «бык». Следовательно, выражение «взрослый бык» (дин ню) является довольно устойчивым сочетанием. К этому можно добавить, что в той части настоящего эдикта, где речь идет о наделении «тутовыми полями» рабов и где ни слова не сказано о быках, рабы приравниваются просто к «добрым» (лян), а не к «добрым взрослым» (лян дин).
4 В этой фразе («Со шоу чжи тянь люй бэй чжи эр и чжи тянь цзаи бэй чжи») не говорится, в каком случае удваивается площадь получаемой земли. Но поскольку во второй половине фразы сказано, что ее площадь утраивается, если ее оставлять под паром в течение двух лет, можно предположить, что ее площадь удваивается тогда, когда требуется оставлять ее под паром в течение одного года. Правильность этого предположения подтверждается танскими эдиктами, где содержится пункт, гласящий, что в случае оставления земли под паром площадь подушного надела удваивается.

Однако во всех источниках, за исключением «Вэньсянь тункао», слова «эри» заменены на «сань и», т. е. говорится, что площадь «получаемой» земли удваивается, если земля остается под паром в течение трех, а не двух лет. Но если основанием для удвоения площади земли служило оставление под паром в течение одного года, то также логично предположение, что основанием для следующей ступени — утроения — была и следующая степень длительности оставления земли под паром—два, а не три года.

В «Хрестоматии по истории средних веков» (с. 33) выражение «цзай бэй переведено не как «утроена», а как «еще раз удвоена», и тогда получается что в случае оставления земли под паром в течение двух лет (в «Хрестоматии» принят вариант «сань и», а не «эр и», т. е. соответственно три году а не два) площадь земли учетверялась, а не утраивалась. Но поскольку «бэй» имеет значение «увеличить на одну ступень», а не «удвоить», то «цзай бэй» означает «утроить», а не «учетверить».

Там же выражение «сань и» переведено как «трехполье». Однако из контекста танских эдиктов видно, что слово «и» в сочетании с соответствующими цифрами означает оставление поля под паром па определенный срок — в течение трех лет или трех сезонов.
5 В «Вэй шу» эта фраза выглядит таким образом: «Эта земля дается для того, чтобы ее обрабатывали». Здесь вместо слова «отдых» (сю), котопый фигурирует в других источниках, вставлено слово «работа» (цзо). Вариант, представленный в остальных источниках, больше соответствует истине.
6 Фрагмент фразы «Нань фу и жэнь цзи тянь эр ши му кэ ши юй чжуи сан у ши шу» в «Хрестоматии по истории средних веков» (с. 33) переведен таким образом: «Мужчинам... давать 20 му и взимать налог с посева. На остальной земле следует садить 50 тутовых деревьев». Слово «кэ» наряду со значением «облагать податью», «подать» имеет и другое — «стимулировать», «способствовать». Мы считаем, что в данном случае оно выступает именно в своем втором значении. И словосочетание «кэ ши» следует понимать не как «облагать податью посевы» (ши — «посевы», «сажать»), а как «обязать высадить». Дело в том, что в следующей фразе «Если для выращивания тутовых деревьев земля непригодна... на ней следует высадить только вязы и жужубы» (Фэй сан чжи ту... кэ ши юй цзао) выражение «кэ ши» не может иметь значения «облагать податью посевы», поскольку в таком случае слова «вязы и жужубы» оказались бы не связанными с текстом. В этой фразе выражение «кэ ши» и в «Хрестоматии...» (с. 33) переведено как «посадка». Очевидно, и в предыдущей фразе оно употреблено в аналогичном смысле. Тогда словосочетание «юй чжун» надо понимать не как «на остальной земле следует садить», а как «высадить дополнительно», т. е. на этой земле помимо зерновых следует дополнительно высадить и плодовые деревья.
7 Под «основными полями», очевидно, имеются в виду «открытые поля» (лу тянь), так же как и в том случае, когда «основные наделы» противопоставлялись наделам за землю, остающуюся под паром. В комментарии к тексту эдикта, содержащемся в «Вэньсянь тункао», прямо сказано, что «чжэн тянь — это лу тянь» [см. 9, цз. 2, с. 13а].
8 Слово «сян» имеет много значений: «местность», «сельская местность», «край», «родина», «родной край». В исследуемых нами источниках, как уже говорилось, «сян» может обозначать также территориально-административную единицу и общину. Поэтому это слово приведено в тексте без перевода.
9 В «Хрестоматии по истории средних веков» (с. 33) эта фраза переведена следующим образом: «Получение и возвращение должны быть регулярными». На наш взгляд, китайский текст не дает оснований для такого перевода.
10 В «Хрестоматии по истории средних веков» (с. 33) эта фраза переведена иначе: «Рабов и быков следует получать или отдавать, если они имеются в наличии». Поскольку вообще речь идет о правилах передела земли, то, очевидно, и в данной фразе имеется в виду «получение» и «возвращение» земли на рабов и быков, а не самих рабов и быков.
11 Очевидно, это положение следует понимать таким образом: когда хозяйствам байсин давали дополнительные наделы за землю, остававшуюся под паром, то их величина определялась путем удвоения (или утроения) нормы не только «открытых», но и «тутовых полей». При этом, если фактическая площадь «тутовых полей» того или иного хозяйства превышала нормативную, то излишки в расчет не принимались. Если же фактическая площадь «тутовых» полей была меньше нормативной, то при определении размеров дополнительных наделов все равно принималась во внимание нормативная площадь. Следовательно, недостаток «тутовых полей» при выдаче дополнительных наделов компенсировался, но только уже не «тутовыми», а «открытыми полями».
12 Цыши — начальник области; тайшоу — начальник военного округа; чжичжун — помощник начальника области; бецзя — помощник начальника области; сяньлии — начальник уезда; цзюньчэнь — помощник начальника военного округа.
13 Э. Балаш интерпретирует «кэнь тянь» как «поднимать целину» [35 с. 144]. «Кэнь тянь» действительно часто употребляется именно в этом значении. Однако нередко источники, приводя статистические данные об общей площади пахотной земли в стране и о ее среднем количестве, приходящемся на каждое отдельное хозяйство, термином «кэнь тянь» обозначают пахотную землю (см. [24, цз. 2, с. 3б-4а, цз. 5, с. 5а; 19, цз. 2, с. 186; 29, цз. 495, с. 20а]). При этом часто в качестве тождественных понятий выступают «кэнь тянь» и «шоу тянь» — «наделенная земля» (см. [24, цз. 2, с. 8а; 9, цз. 3, с. 2б—За; 29, цз. 495, с. 26а]). Нам кажется, правильнее всего «кэнь тянь» понимать как «пахотная земля».
14 В данном случае слово «шужэнь» обозначает не просто «простолюдина», а простолюдина, служившего чиновником. О таком значении слова «шужэнь» см. [164, с. 529].
15 Только в текстах «Тан лю дянь» и «Тун дянь» содержатся положения о «наделении» землей «несовершеннолетних» с 18-летнего возраста. В «Цзю Тан шу» отсутствует оговорка о том, что «несовершеннолетних» «наделяли» землей лишь с 18 лет, а в «Вэньсянь тункао» и «Тан хуэйяо» вообще ничего не сказано о «наделении» их землей.

Сведения источников в отношении структуры наделов байсин неодинаковы. Так, в «Цзю Тан шу» и «Тан хуэйяо» сказано, что во всех случаях 20% всей площади наделов отводилось под «поля вечного занятия», а 80% — под «подушные поля». В «Тан лю дянь» это правило распространяется только на «совершеннолетних» байсин. А в «Синь Тан шу» и «Вэньсянь тункао» говорится, что во всех случаях 20 му общей площади наделов отводилось под «поля вечного занятия» и остальное — под «подушные поля».

Данные танских подворных реестров свидетельствуют, как это было показано в гл. 2, о том, что, во-первых, «несовершеннолетние» байсин действительно «наделялись» землей, но только начиная с 18 лет, и, во-вторых, лишь у байсин старше 18 лет 20 му общей площади наделов обязательно отводилось под «поля вечного занятия», а остальное — под «подушные поля».
16 Согласно остальным источникам, в этих случаях главе хозяйства давали 20 му «полей вечного занятия» и 20 му «подушных полей» (см. [27. цз. 48, с. 46, 16, цз. 51, с. 2а; Й4, цз. 2, с. 4а; 9, цз. 3, с. 196. 29, цз. 495, с. 21а—216]). Однако данные реестров периода Тан подтверждают версию, представленную в «Тан лю дянь» (см. гл. 2).
17 «Потеря имени» означает исключение из так называемого «реестра имен» (мин цзи) и лишение социального статуса (ом. [164; с. 1571, 270}).
18 Данный источник цитирует это положение из танского указа 719 г. в разделе о «пустующих» (хуан фэй) землях.
19 Д. Твитчетт перевел выражение «цян чжэ» как «те, кто совершил это, применив силу» [200, с. 137]. Однако это выражение, на наш взгляд, вполне однозначно; в соответствующих разделах эдикта «сильные» (цян) даже противопоставляются «слабым» хозяйствам.
20В комментарии к этому правилу поясняется, что речь идет о тех полях, которые занесены в реестры (чжан цзи), но фактически не обрабатываются.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.

Коллектив авторов.
История Вьетнама

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Екатерина Гаджиева.
Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии
e-mail: historylib@yandex.ru