Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Сведения об административно-территориальных единицах и роли их должностных лиц в учете байсин

Организация сельских территориально-административных единиц предусматривалась всеми эдиктами о надельной системе. Как правило, они имели ступенчатую структуру, основу которой составляли дворы (ху) или семьи (цзя). Документы эпохи Тан подтверждают действительное существование некоторых установленных эдиктами правил, регламентировавших деятельность этих единиц (разд. III, А, В, Г, Д).

Важнейшая роль в организации учета байсин, сбора податей и назначениях на повинности принадлежала лицам, возглавлявшим эти единицы, в частности личжэн. Согласно танским эдиктам, личжэн назначался из среды байсин, служивших чиновниками, или просто «белых совершеннолетних» (бай дин) (разд. III, Д, п. 5). В танских реестрах чакэ в десяти случаях указаны лица, занимавшие должность личжэн. В пяти из них были бай дин, а в остальных — «почетные чиновники» и потомки государственных чиновников. Во главе каждой деревни стояли цуньчжэн, которые, согласно эдиктам, назначались из числа «белых совершеннолетних» (разд. III, Д, п. 5). Из тринадцати зафиксированных в реестрах чакэ случаев в двух должность Цуньчжэн занимали «белые совершеннолетние», а в одиннадцати остальных — «несовершеннолетние».

Наиболее полные и подробные данные о функциях лиц, возглавлявших территориально-административные единицы, по организации учета байсин содержат материалы периода Тан. Согласно эдиктам того времени, составление списков шоуши считалось прерогативой личжэн (разд. IV, А, п. 1). Подпись личжэн зафиксирована в обнаруженных в Турфане документах по сбору подати (ху шуй) [126, с. 230, 232].

В период Северного Вэй, как свидетельствуют источники, ответственность за ведение подворных реестров также возлагалась на «трех старшин» (сань чжан) — глав соответствующих тетрриториально-административных единиц (дан, ли и линь) [7, цз. 3, с. 14а; 29, цз. 487, с. 13а; 8, цз. 110, с. 8а]. Известно также, что в Северном Ци «трое старшин» — сань чжэн (главы линь, люй и дан) — несли ответственность за подати, взимавшиеся с байсин [24, цз. 2, с. За]. Можно поэтому предположить, что именно в их ведении находились или сами подворные реестры, или первичные списки, на основании которых составлились эти реестры.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эдвард Вернер.
Мифы и легенды Китая

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 2. Двадцатый век

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru