Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Основные натуральные подати

Всеми эдиктами о надельной системе устанавливались основные взимаемые с байсин натуральные подати, включавшие зерно и продукцию домашней промышленности — прядения и ткачества. В государстве Западное Цзинь зерно с байсин собирали в виде подати, которой «облагались поля» (кэ тянь).

Существуют, однако, различные толкования принципов, лежавших в основе взимания этой подати. Ученые, разделявшие традиционную интерпретацию текста эдикта 280 г. (см. Прил., прим. 29), полагают, что у байсин забирали весь урожай с «облагаемого поля» [168, с. 125-126, 196; 132, с. 47-48, 54]. По мнению других, у байсин изымали лишь часть урожая в соответствии с действовавшими в то время нормами — определенное количество зерна в зависимости от площади земли; эти ученые, по сути дела, расходятся только в определении норм [168, с. 217-225, 260-262; 132, с. 47-56; 182, с. 42; 205, с. 128-136].

Данные источников дают возможность уточнить порядок и нормы взимания податей. Как уже говорилось, в источниках сохранилась запись, относящаяся к 267 г.: «У совершеннолетних минь поля облагаются податью (кэ тянь) и с 50 му земли берется [подать] цзу в размере 4 ху [зерна]» [33, с. 658]. Хотя это сообщение и датировано временем, предшествующим опубликованию эдикта Сыма Яня, в нем отражена ситуация, почти идентичная представленной в тексте этого эдикта. Разница состоит в том, что в сообщении не указана общая площадь наделов, которыми располагали минь-байсин, а в тексте эдикта не уточнена часть урожая, взимаемая с 50 му земли «совершеннолетнего» байсин.

Сходство текстов позволяет предположить, что и до опубликования эдикта Сыма Яня в государстве Западное Цзинь байсин вносили зерновую подать с 50 му наделов на основе существовавшей тогда нормы — определенное количество зерна с 1 му земли. Такой порядок сохранился, по-видимому, и после декларирования надельной системы эдиктом 280 г., что и было зафиксировано в его тексте. Как отмечалось в предыдущей главе, эдикты о надельной системе обычно отражали фактически аграрные порядки.

Продукция домашней промышленности в Западном Цзиць взималась с байсин в виде «подворной подати» (ху дяо) (разд. VI, А, п. 2). В Северном Вэй и Северном Чжоу оба вида натуральных поступлений с байсин — зерно и продукция домашней промышленности — объединили в одну подать, которая в первом случае носила название «минь дяо», во втором — «фу» (разд. VI, Б, п. 1; VI, Г, п. 1-2). В периоды Северного Ци, Суд и Тан зерно вносилось в виде подати цзу, а продукция домашней промышленности — в виде подати дяо (разд. VI, В, п. 1-5, VI, Д, п. 1, 3; VI, Е, п. 1).

Но, по свидетельству источников, хозяйства байсин на протяжении всей истории надельной системы облагались еще и дополнительной податью зерном (поземельной).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Леонид Васильев.
Древний Китай. Том 2. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.)

М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров.
Древние китайцы: проблемы этногенеза
e-mail: historylib@yandex.ru