Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Аренда земельных наделов

Из текстов танских эдиктов следует, что «аренда» земельных наделов байсин запрещалась танскими властями (разд. II, Е, п. 19). Однако в Турфане и Дуньхуане было обнаружено много документов, фиксирующих «арендные» договоры, что свидетельствовало о реальном существовании аренды в то время [12б т. 2, с. 91-150; 125, т. 3, с. 775-784; 148, с. 157-158; 127, с. 99, 101].

Специально изучавший найденные документы японский историк Судо констатировал, что большую их часть составляют уговоры об «аренде» земли между байсин [126, т. 2, с. 112]. В тексте этих договоров байсин, сдающие землю в аренду, назывались «хозяевами поля» (тянь чжу) или «хозяевами земли» (ди чжу).

Среди лиц, подписывавших документ об аренде земли, всегда встречались два: чжицзянь жэнь и бао жэнь [125, т. 3, с. 777-784]. Слово «чжицзянь жэнь», очевидно, здесь употреблено в значении «свидетель». Толкование же «бао жэнь» может быть двоякое. Исходя из лексического значения слова «бао» — «обеспечить», «поручиться», «гарантировать», его следовало бы перевести как «гарант», «поручитель». Одновременно «бао жэнь» может означать и лицо, возглавлявшее бао (пятидворку), или лицо, являвшееся одним из членов бао (см. гл. 4).

От трактования бао жэнь как лица, возглавлявшего бао, необходимо, по-видимому, сразу же отказаться по той причине, что один из пяти имевшихся в нашем распоряжении документов подписан тремя бао жэнь [125, т. 3, с. 778-779]. Но даже в том случае, если владелец земли и арендатор принадлежали к разным бао, в документе вряд ли стояло бы более двух подписей бао жэнь (конечно, если эти лица действительно были главами бао). Кроме того, в танских документах встречается и официальное наименование главы бао — «бао тоу» — в отличии от рядовых членов бао — «бао жэнь» (люди бао) (см. гл. 4). Стало быть, бао жэнь в конечном счете означает членов бао.

Из источников известно, что линь-бао1 могли продавать земли своих членов (см. гл. 4). Это свидетельствовало об обладали ими в определенной степени правом собственности на наделы входивших в их состав хозяйств байсин. Возможно, поэтому бао контролировали и аренду земли. Подпись бао жэнь в арендном договоре символизировала, вероятно, согласие бао на включение сделки и гарантировала арендатору его права, предусмотренные в данном конкретном случае. По-видимому, без согласия бао заключенный договор не получал законной силы, и арендуемая земля могла быть отобрана у арендатора. И в том смысле роль бао жэнь действительно заключалась в функции «гаранта», «поручителя». Что касается обязанностей «свидетеля» — чжицзянь жэнь, то они, по-видимому, не выходили за рамки, определенные лексическим значением этого слова: он был не доверенным лицом, а лишь свидетелем самого факта заключения сделки.

И все же в документах об аренде земли многое в этом отношении остается неясным. Так, из пяти документов только один подписан одновременно и «поручителем» (бао жэнь) и «свидетелем» (чжицзянь жэнь). Под двумя документами состоит лишь одна подпись: в одном случае — свидетеля, в другом - поручителя. Один документ подписан только тремя свидетелям, и один — только тремя поручителями. Можно предположить, что подпись поручителя требовалась лишь в том случае, когда владелец земли и арендатор принадлежали к разным бао. Если же они были членами одного бао, то необходима была лишь подпись свидетелей. Но и после этого возникает несколько вопросов: во-первых, почему два документа содержат только подписи поручителей, а подписи свидетелей отсутствуют; и, во-вторых, почему один из них подписан одним поручителем, а другой — сразу тремя? Для достижения полной ясности несомненно требуется дальнейшее специальное исследование данных вопросов.

Заметим, что во всех этих документах аренда земли обозначена терминами, не встречающимися в танских эдиктах о запрещении сдачи земли в аренду. Возможно, это обусловлено существованием других форм аренды. Но скорее всего разная терминология объединяется тем, что в эдиктах фиксировалась «аренда» земли у байсин представителями господствующего класса, которые под этим предлогом осуществляли захват земель, а в данных документах нашли отражение арендные отношения внутри байсин.



1 Ханскими эдиктами предусматривалось создание в сельской местности наряду с пятидворками (бао) еще и четырехдворок — линь. В источниках того времени нередко встречается термин «линь-бао», обозначающий единую социальную организацию (подробнее см. с. 84).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.

Эдвард Вернер.
Мифы и легенды Китая

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru