Глава пятая. Мелкая аллодиальная собственность и крупная вoтчина в Нижне-Рейнской области, Фрисландии и Саксонии в IX — XII вв. по данным верденских урбариев
Урбарии аббатства Верден на р. Рур представляют собой весьма своеобразный источник, отражающий аграрные отношения столь же своеобразного района Северной и Северо-Западной Германии в средние века.
Монастырь Верден, основанный в 796—801 гг. монахом Лиутгером, знатным фризом по происхождению (с 804 г. епископ Мюнстера), сделался в 886 г. королевским аббатством и в течение X в. стал одним из крупнейших церковных землевладельцев Северной и Северо-Западной Германии, каковым он и оставался вплоть до XIII в. Самое аббатство было расположено в котловине Рурской долины, несколько выше того места, где течение этой реки устремляется в пределы Нижне-Рейнской низменности. Однако в процессе разрастания владений этого, вначале небольшого, монастыря, его экономическое господство как крупного вотчинника вышло далеко за пределы р. Рур. Поземельная собственность Верденского аббатства отличалась крайней разбросанностью: его владения были расположены в весьма различных областях Северной и Северо-Западной Германии — в бассейне нижнего течения Рейна, в Вестфалии, в Восточной Саксонии, в Западной и Восточной Фрисландии и частично даже во Фландрии; лишь сравнительно небольшая часть владений аббатства находилась в окрестностях самого Вердена. Но эта разбросанность сочеталась с крупным вотчинным хозяйством, ибо все сколько-нибудь значительные поместья Верденского аббатства были организованы по типу вилликаций с барскими дворами (Fronhofe) во главе каждой из них, а от каждого барского двора зависели крестьянские дворы, которые эксплуатировались путем взимания всех трех видов феодальной ренты. Одно из верденских поместий, а именно Фримерсхейм, которое раньше было королевским владением, отличалось большей компактностью расположения земельных участков и большим единством внутренней структуры; но это было лишь исключением из общего характера верденских поместий, которым свойственна была также и значительная внутренняя разбросанность, т. е. удаленность различных зависимых владений каждой вилликации от соответствующего барского двора и друг от друга. Таким образом, структура поземельной собственности Верденского аббатства типична для вотчины (Grundherrschaft) раннего средневековья в специальном экономическом смысле этого термина в отличие от поместья (Gutsherrschaft) в том же специальном смысле. Из сказанного вытекает, что Верденское аббатство по структуре земельной собственности напоминает такие крупные аббатства Западной Германии, как Лоршское или Фульдское1. Однако, те районы, в которых расположены были владения Верденского аббатства, отличались весьма значительными и интересными для нас особенностями: это — давние области расселения фризов, саксов (вестфалов и остфалов), а отчасти салических и рипуарских франков и франков-хамавов. Между тем, как это хорошо известно из истории средневековой Германии, для Саксонии и Фрисландии характерна особая замедленность развития феодальных отношений, которые возникают в этих районах лишь в IX в. под сильным воздействием франкского феодального государства. Конечно, уже в IX—X вв. в Саксонии начинает складываться крупное церковное и королевское землевладение (в качестве примера первого достаточно привести земельные владения Корвейского аббатства); вотчинное землевладение возникает, как мы видим по материалам верденских урбариев, в это же время и в Фрисландии, и в Нижне-Рейнской области. Однако данные тех же источников отражают наличие в указанных районах наряду с крупным вотчинным землевладением также и мелкой земельной собственности свободных аллодистов. Это явление представляется вполне естественным для тех районов, из которых, начиная с IX и вплоть до XII—XIII вв. исходят памятники обычного права, рисующие для IX в. наличие архаического сочетания собственности и свободы (Саксонская и Фризская правды), а для XII—XIII в.— процесс поглощения свободных саксов и фризов крупным феодальным землевладением и перерождения их собственности и свободы — при сохранении некоторых их пережитков внутри сословного строя феодального общества (имеем в виду такие памятники, как Рюстрингский комментарий, дополнения к нему, ряд других правовых источников по истории Фрисландии XII—XIII вв.2, а также первую часть так называемого Саксонского зерцала — Sachsenspiegel, Landrecht). Объясняется это явление тем, что в силу особенностей общественного строя дофеодальной Саксонии и Фрисландии (а также и Нижне-Рейнской области, для которой характерен такой памятник обычного права, как Правда франков-хамавов) крупные вотчины не могли в этих областях быстро поглотить мелкую аллодиальную собственность свободных общинников; поэтому она на первых порах частично сохранялась наряду с крупной вотчиной; по той же причине впоследствии происходило неполное втягивание в зависимость части свободных аллодистов, между тем как другая — и все более значительная — их часть подвергалась полному закрепощению. Сохранность остатков свободного крестьянства в Саксонии до конца XI в. явствует и из нарративных источников, отражающих ход Саксонского восстания (в особенности из «Carmen de bello Saxonico»). О наличии этих свободных аллодистов и о процессе их втягивания в зависимость в Саксонии и Фрисландии мы узнаем, кроме того, из тех же верденских урбариев, которые так ярко рисуют крупное вотчинное хозяйство. В них же встречаются данные и о лично свободных держателях, и притом таких, которые, по-видимому, недавно превратились в экономически зависимых людей. Верденские урбарии представляют собой описи различных владений аббатства; эти описи относятся к владениям отдельных имений аббатства и содержат перечень входящих в каждую вилликацию зависимых держаний с указанием повинностей (барщины и оброков) их держателей. Материал описей распределяется по отдельным барским дворам, стоящим во главе вилликаций. С IX по XIII в. имеется 15 регистров; каждый из них содержит несколько урбариев и целый ряд отдельных описей3. Таким образом, верденские урбарии, казалось бы, напоминают памятники типа полиптиков, с той только разницей, что описание отдельных держаний в них гораздо менее подробно, чем, например, в каролингских полиптиках: в верденских урбариях отсутствуют точные указания на размер манса, на состав семьи держателя, весьма часто — и на его социальный статус и т. д. Тем самым эти урбарии как тип источника весьма близки к более поздним германским урбарам XIV—XV вв. и содержат в основном перечень держаний с их повинностями; в ряде случаев не указаны даже имена держателей (хотя во многих других верденских описях они и указываются), а дело ограничивается перечислением зависимых мансов (в тех или иных населенных пунктах) и их повинностей. Основная цель составителей верденских урбариев, очевидно, и заключалась в том, чтобы выяснить и точно установить размеры и характер феодальной ренты, на взимание которой с разных своих владений могло рассчитывать Верденское аббатство. Это, собственно говоря, так называемые Heberegister, т. е. перечни доходов монастыря. 1Вотчинной организации и структуре владений Верденского аббатства посвящена известная и очень обстоятельная работа сторонника вотчинной теории Кёчке: R. Kotzschke. Studien zur Verwaltungsgeschichle der Grobgrundherrschaft Werden an der Ruhr. Leipzig, 1901. 2Юридические памятники по истории Фрисландии, начиная с Lex Frisionum см. Friesische Rechtsquellen, hrsg. von K. von Richthоfen. Berlin, 1840; Leges Saxonum und Lex Thuringorum, hrsg. von C. F. Schwerin. Hannover — Leipzig, 1918. Последнее критическое издание Саксонского зерцала см. Sachsenspiegel, Landrecht, hrsg. von K. A. Eckhardt, 2. neubearb. Ausgabe. Gottingen — Berlin — Frankfurt a. M., 1955 (MGH, Fontes Juris Germanici Antiqui, Nova Series, t. I, pars 1). 3Кёчке снабдил тексты Верденских урбариев весьма подробными подстрочными примечаниями, в которых указаны повторяющиеся имена держателей или дарителей, а также и населенных пунктов; названия этих последних, фигурирующие в урбариях, отождествлены с названиями современных населенных пунктов, локализация которых всегда указана. Кроме того, Кёчке предпослал своему изданию подробное источниковедческое введение. Все это облегчает пользование верденскими урбариями. Кёчке располагает различные урбары и регистры в хронологическом порядке (т. е. в порядке их составления) и обозначает их буквами латинского алфавита — А, В, С. D, Е и т. д., сверх того нумеруя их римскими и арабскими цифрами. |
загрузка...