3. Данные о социальной структуре микенского общества
Уже само употребление письменности для регулярного ведения хозяйственного учета и наличие дворцовых архивов свидетельствуют, как подсказывают хорошо известные аналогичные примеры из всемирной истории, о существовании у греков в XV—XIII вв. до н.э. классового общества и государства. Содержание текстов табличек линейного В не только подтверждает в принципе этот факт, но позволяет получить и более конкретные данные о сословно-классовой стратификации и общественной функции отдельных слоев населения таких ахейских царств, как Пилосское и Кносское, экономическая и социальная жизнь которых нашла свое отражение в массовом эпиграфическом материале документов микенского письма. Очень важным для историков обстоятельством является то, что в текстах на табличках линейного В имена людей сопровождаются также обозначениями рода их занятий. В деловой документации из Пилоса и Кносса помимо названий профессий и сословных терминов встречаются наименования служебных должностей и титулы разных рангов. Упоминания в пилосских и кносских текстах царя (wa-na-ka, что соответствует гомеровскому "αναξ) доказывают существование в ахейских государствах института верховной монархической власти (о чем свидетельствуют и многочисленные данные восходящей к той же эпохе эллинской мифолого-исторической традиции). Поскольку появление на табличках царского титула никогда не сопровождается уточнением личного имени, можно сделать вывод, что власть wa-na-ka носила единоличный характер. Не противоречит такому выводу и присутствие рядом с царем второго по значимости в государстве лица — лавагета (ra-wa-ke-ta — lawagetas — буквально 'вождь народа'8)). Лавагет мог быть и постоянным главным военачальником (назначаемым или наследственным), и ближайшим родственником царя (например, престолонаследником), традиционно [38] исполняющим те же функции главнокомандующего.9) Последнее предположение, пожалуй, способно лучше всего объяснить наличие в документах линейного В перечислений лиц различных профессий не только с эпитетом "царский" (wa-na-ka-te-ro = wanakteros) и "лавагетов" (ra-wa-ke-si-jo = lawagesios). To же самое относится и к общему для царя и лавагета праву владеть особыми участками земли — теменами (термин te-me-no, ср. τέμενος — гомеровское наименование царского землевладения, встречается в словосочетаниях wa-na-ka-te-ro te-me-no и ra-wa-ke-si-jo te-me-no). Определить конкретное место в государственной структуре других представителей господствующего класса, упоминаемых в текстах табличек, весьма затруднительно. Документы линейного В сообщают о писцах, царских чиновниках гражданского и военного ведомства, представителях местных органов власти (см. ниже § 4), лицах, выполняющих жреческие функции (см. ниже § 9). Среднюю ступень в сословной иерархии занимали свободные ремесленники различных специальностей и землевладельцы некоторых категорий. Те и другие оказываются в зависимости от верховного владыки страны: они обязаны вносить в дворцовую казну натуральные налоги согласно твердо фиксированным нормам. Низы ахейского общества — это достаточно внушительный по численности контингент рабов (на одной из пилосских табличек читается список более чем тысячи царских рабов — женщин и детей). Рабы (do-e-ro, ср. δουλος) и рабыни (do-e-ra, ср. δουλα) находились в собственности как царя, так и частных лиц (известны, например, рабы царских чиновников, жрецов и жриц; зачастую документы называют только имя владельца без указания на его ранг или род занятий). Они могли поступать из дворца в распоряжение одного человека и сразу нескольких людей. Только в кносских текстах зафиксированы рабы дамоса ("народа") и покупные рабы. Рабский труд применялся прежде всего на самых тяжелых и неквалифицированных работах. Основными источниками пополнения сословия рабов служили, по-видимому, международная торговля и захват военнопленных (об этом говорят встречающиеся в текстах табличек указания на иноземное происхождение рабынь — "асвиянки", "книдянки", "милетянки", "лемниянки", "зефириянки"). Результаты подневольного труда строго учитывались чиновниками царя, а продукты для скудного рациона do-e-ro (= doeloi — форма мн. ч.) выделялись из дворцовых кладовых. Однако, судя по документам линейного В, сословие рабов в ахейских государствах было далеко не однородным. Так, например, отмеченная текстами табличек терминологическая обособленность te-o-jo do-e-ro (= theoio doeloi) — 'рабов бога' явно подразумевает их особый статус. Положение некоторых групп лично несвободного населения подчас менялось в зависимости от их места в общей системе общественного производства. Подобный институт известен и в других государствах древнего мира: например, в Новохеттской державе при царе Мурсилисе III (первая треть XIII в. до н.э.). [39] Некоторые важные наблюдения в этом отношении были сделаны Г.Ф. Поляковой. Представляет интерес произведенное исследовательницей сопоставление средних величин участков (их количественные характеристики выражены в мерах зерна), связанных с различными видами земледержания, а также ее попытка наметить реальное числовое соотношение, характеризующее имущественное положение пяти отдельных групп земледельцев: жрецов, пастухов, ремесленников, должностных лиц и do-e-ro (главным образом te-o-jo do-e-ro). Правда, гипотетичность используемых чисел дает право лишь на предварительные выводы и самые осторожные предположения, в частности о возможных отличительных чертах "рабов бога" как земледельцев от других арендаторов, упоминаемых в пилосских табличках линейного В. В то же время рассмотрение всей совокупности данных, извлекаемых из документов дворцового архива ахейского Пилоса, относительно группы лиц, которые обозначаются термином do-e-ro/do-e-ra, заставляет констатировать невозможность обнаружения пока четких разграничений между отдельными категориями рабов, сходство положения рабов и части свободных в сфере аграрных отношений и ремесленно-производственных занятий, одинаково подчиненный статус рабов и нерабов относительно высшей государственной власти, связанный с общей централизующей ролью дворца в экономике Пилосского государства.10) 8) Ср. греческое слово классического времени λαγέτασ (дорийский диалект) с тем же значением и традиционное спартанское царское имя Агесилай (Αγεσίλαος, Αγεσίλας) с обратным сочетанием тех же двух основ. 9) Подобный институт известен и в других государствах древнего мира: например, в Новохеттской державе при царе Мурсилисе III (первая треть XIII в. до н.э.). 10) Полякова Г.Ф. Указ. соч. с. 108-117, 123-172. |