Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Киреев С.М. Китайское зеркало из могильника булан-кобинской культуры Чендек (Горный Алтай)

Одна из достаточно редких и интересных категорий находок хуннуского времени, происходящих из Горного Алтая, - немногочисленные зеркала из «белого металла» и их фрагменты, большинство из которых считаются предметами китайского импорта. Они являются надежным показателем торгово-экономических и политических связей и служат «...определенными индикаторами при установлении хронологии захоронений кочевников Западной и Южной Сибири скифо-сакского и «гунно-сарматского» времени» (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, с. 78). На сегодняшний день известны сведения о девяти подобных находках из Горного Алтая, сводка которых с данными рентгенофлюорес-центного анализа опубликована вышеуказанными в сноске авторами. Нами в 1991 г. на могильнике Чендек в Усть-Коксинском районе Республики Алтай в погребении №6 обнаружена половина подобного зеркала из «белого металла» (Киреев С.М., Кудрявцев П.И., Вайнбергер Е.В., 1992, с. 59-61). К настоящему времени появилась возможность дополнить предварительную публикацию новыми сведениями и уточнениями.

Могильник Чендек расположен на юго-восточной окраине одноименного села. Он обнаружен местными жителями. В течение 1991-1992 гг. В.И. Соеновым исследовано 31 погребение гунно-сарматского времени (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992, с. 9-19). С.М. Киреевым в 1991 г. раскопано пять погребений данного периода. Погребение №6 имело насыпь овальной в плане формы размерами 3,4х3,1 м, сложенную в три слоя из окатанных речных валунов и рваного камня. Под насыпью находилась подовальная в плане яма размерами 1,8х0,9 м, глубиной 1,1 м, ориентированная в широтном направлении. На дне ямы, перекрывая костяк, лежало четыре плитообразных камня, под которыми находились сильно истлевшие куски дерева, очевидно, остатки перекрытия. В восточной части на дне зафиксировано несколько мелких угольков. Под камнями и перекрытием, ближе к южной стенке ямы, головой на восток и вытянуто на спине лежал погребенный (череп лицевой частью был повернут к северу). Правая рука вытянута и располагалась вдоль костяка, левая согнута в локте и уложена на таз. Под левой тазовой костью найдена половина зеркала из «белого металла», лежавшая оборотной стороной вверх. По погребальному обряду и немногочисленному инвентарю в данном погребении и расположенном рядом погребении №7 оба объекта датированы рубежом эр - началом новой эры.

Половина круглого зеркала размерами сохранившейся части 81х35 мм изготовлена из «белого металла». Целое зеркало имело диаметр 80-82 мм. Находка хранится в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина (инв. №11688/3). Химический анализ изделия не проводился. Лицевая сторона зеркала гладкая, на обороте по краю проходит высокий покатый гладкий бортик. Надпись, состоящая из шести целых и одного частично сохранившегося иероглифа, заключена в два круга с зубчатым орнаментом. Все части орнамента и надпись выполнены очень тщательно. Цвет металла серо-белый, с легкими следами более темного цвета и небольшими зеленоватыми пятнами. Е.И. Лубо-Лесниченко (1975, с. 11) отмечал, что «в ханьском Китае при изготовлении зеркал особое значение придавалось чистоте металла. Необходимость тщательного изготовления зеркал была обусловлена ритуально-магическим целями, что часто находило свое отражение в надписях на зеркалах. Поэтому подлинные ханьские зеркала имеют характерный для них белый металл, лишь слегка покрытый темной патиной, и тщательно выполненный орнамент». В центре зеркала видны следы его умышленного излома при помощи зубиловидного орудия. Исследователи отмечают, что, «как правило, зеркала в погребениях находятся в разбитом состоянии. Иногда вместо целого зеркала в погребении клали лишь половину или еще меньший его обломок. Некоторые неразбитые зеркала, найденные в погребениях, носят следы умышленного повреждения» (Хазанов А.М., 1964, с. 89; Руденко С.И., 1962, с. 91). Большинство из найденных в Горном Алтае зеркал также обнаружено в обломках (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, с. 78-81). Кстати, В.И. Соеновым в кургане №28 того же могильника Чендек в 1992 г. найден обломок китайского зеркала из «белого металла» (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992, с. 50-51, рис. 18.-10; Вайнбергер Е.В., 1993, с. 57-59). Практически все ханьские зеркала находят со сглаженными и затертыми краями, что свидетельствует об их длительном употреблении (Лубо-Лесниченко Е.И., 1975, с. 11). На чендекском зеркале даже при тщательном рассмотрении скола следов затертости не видно, т.е. оно было разбито, скорее всего, в процессе совершения погребального обряда или накануне.

По нашей просьбе зеркало было визуально исследовано в 1993 г. сотрудником Государственного Эрмитажа Е.И. Лубо-Лесниченко и в 2007 г. сотрудником отдела образования префектуры г. Осака (Япония) Т. Масумото. Приводим их заключения.

Е.И. Лубо-Лесниченко: «Зеркала этого типа в китайской литературе носят название «ляньгуа минь-вэнь цзинь» (зеркало с надписью и арочным орнаментом), а обнаруженный Вами подтип - «жигуан ляньгуа вэнь цзинь» (зеркало с арочным орнаментом и надписью «жигун»). Они получили это название, потому что в начале надписи всегда присутствуют иероглифы «жи гуан» - «сиянье солнца», а вторая половина - может меняться. Эти зеркала производились в Китае с конца II в. до н.э. до начала I в. н.э., так что это вполне совпадает с Вашей датировкой. В период Западной Хань это был один из самых распространенных типов зеркал. Так среди обнаруженных в Лояне 175 ханьских зеркал 36 были зеркала «жигуан», а в ханьских могилах в Шаогоу - 20 из 118, т.е. 15-20%».

Рис. 1. 1 - план погребения №6 могильника Чендек; 2-3 - фрагмент китайского зеркала
Рис. 1. 1 - план погребения №6 могильника Чендек; 2-3 - фрагмент китайского зеркала

Т. Масумото: «Зеркало этого типа называется «Никко даймин дзюкэн ке» (на японском языке) или «Жигун дамин чжунцзюань цзин» (на китайском языке). Значит, зеркало с удвоенными кругами орнамента и надписью «Жигуан дамин»... Надпись читается по часовой стрелке. О надписи такого типа зеркал есть два варианта. Один из вариантов читается: «Цзянь жичжигуан тянься дамин». Переводится так: «Смотря свет из солнца, кажется, что весь мир (или вся страна) находится над большой светлостью и жизнерадостностью». Между иероглифами существуют знаки, которые характерны для зеркал таких типов. Обычно цвет ртутно-синий с коричневато-зеленой пятнистой ржавчиной». Т. Масумото также обращает внимание, что особое значение при определении подлинных («старых») зеркал китайского производства от более поздних их имитаций также производится на основе визуального определения цвета.

Кроме уже упомянутых находок подобных зеркал типа «жигун» из Лояна и Шао-гоу, чендекское зеркало по орнаментальному оформлению имеет много общего с зеркалом из суджинского могильника (Руденко С.И., 1962, с. 92, рис. 65-а) и памятников хунну Забайкалья (Филиппова И.В., 2000, с. 101-103). Один из знаков, повторенный на нашем зеркале, трижды также имеется и на суджинском зеркале.

Таким образом, хронология погребения №6, как и раскопанных рядом с ним могил, по особенностям погребального обряда рубежом эр - началом н.э. подтверждается и заключениями специалистами по типу зеркала. Представляется возможность конкретизировать их датировку II в. до н.э. - I в. н.э. и отнести к булан-кобинской культуре, как и раскопанные В.И. Соеновым (2003, с. 10) курганы центральной группы могильника Чендек.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)

А.И.Мелюкова.
Скифия и фракийский мир

Евгений Черненко.
Скифские лучники

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

Э. А. Томпсон.
Гунны. Грозные воины степей
e-mail: historylib@yandex.ru
X