Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Б. А. Тимощук (отв. ред.).   Древности славян и Руси

К. Яжджевский. О значении возделывания ржи в культурах железного века в бассейнах Одры и Вислы

В течение последних десятилетий археология пользуется помощью природоведческих наук. Так и в рассмотрении вопроса локализации самых древних славян, особенно западных, специальная роль принадлежит палеоботанике, а прежде всего — исследованиям хлебных культур. Среди них особенное внимание заслуживает рожь (Secale cereale). На протяжении последних двух с половиной тысячелетий она сыграла важную роль в культурах бассейнов Одры и Вислы: сперва в лужицкой, потом в выросшей из нее восточнопоморской, затем в переходной стадии от этой культуры к пшеворской группе и в этой последней, и в раннесредневековой культуре западных славян, и даже в культурах западных и восточных славян позднего средневековья и нового времени1.
Рожь появляется на территории Польши уже в периодах раннего и развитого неолита, т. е. в V и IV тысячелетиях до н. э., в культуре линейно-ленточной керамики, связанной с культурами Подунавья, а также в культуре воронковидных кубков, имеющей более северные связи. В первой половине I тысячелетия до н. э. она занимала видное место среди хлебов, возделываемых населением лужицкой культуры, а затем — племенами восточнопоморской культуры.

Следует добавить, что рожь уже в начале железного века возделывали западные балты — извечные соседи славян, но она не встречается даже в латенском периоде в пределах ясторфской культуры, отождествляемой с волной континентальных германцев, которая из земель, расположенных к западу от Одры, перемещалась на восток. Не отмечено в это время ржи у скандинавских германцев на территории Дании. В тех краях издавна преобладал ячмень (Hordeum vulgare и другие сорта) среди небольшого количества нескольких сортов пшеницы (Triticum), овса (Avena sativa) и проса (Panicum miliaceum).
В римском периоде и в начале периода переселения народов, т. е. в первой половине I тысячелетия н. э., на территории пшеворской культуры отмечаются следующие пропорции разных хлебов: первое место занимает рожь (22% всех хлебов), второе — просо посевное (16,4%), третье — ячмень (16,3%), а также разнообразные сорта пшеницы, овес и щетинник (Setaria glauca). Совсем по-другому представляется в это же время соотношение хлебов на землях к западу от Одры — на территории теперешних ГДР и ФРГ, населенных в то время в основном германскими племенами. Здесь рожь составляла едва несколько процентов возделываемых хлебов, а на первое место выступал ячмень (34,2—40,6% всех хлебов). Следует отметить, что к востоку от границ пшеворской группы, на восточнославянской территории, рожь не встречалась, либо почти не встречалась среди зерновых культур до VI или VII в. н. э. Она начала распространяться в лесостепной полосе в течение VIII в. и стала более распространенной лишь в X—XI вв.

На землях, расположенных к западу от Одры (т. е. на территории ГДР), занятых славянами до Эльбы и даже западнее ее, рожь составляет 33% всех хлебов, и занимает первое место, второе — просо, третье — ячмень.
Таким образом, на землях, расположенных к востоку от Одры и в бассейне Вислы, прежде всего на территории, занятой племенами культур лужицкой и восточнопоморской, а также пшеворской группой венедской культуры, с середины I тысячелетия до н. э. постепенно повышалось значение возделывания ржи, а в течение I тысячелетия н. э. и позже оно стало первостепенным в отличие от земель к западу от Одры и на восток от бассейна Вислы. Вместе с расселением славян на запад и на восток расширяется ареал возделывания ржи. Германцы, у которых долгое время доминировал ячмень, переняли с течением времени выращивание ржи от своих восточных соседей — славян. Свидетельством того может быть сравнительно высокий процент ее среди зерна, найденного на германском поселении позднеримского периода в Каблеве (Kablow) (в 35 км к юго-востоку от Берлина). Это поселение находилось недалеко от западной границы территории пшеворской группы венедской культуры и в зоне ее влияний.
В раннем средневековье на польских землях среди зерновых злаков видное место занимало просо наряду с рожью и пшеницей. С течением времени просо уступает место ржи. В научной литературе издавна было принято называть рожь «славянским хлебом». Стоит упомянуть, что слово «рожь» (на древнепольском языке «рэж» — «rez») является старинным общеславянским названием (русское—«рожь», сербское — «raz», чешское — «rez»), родственным литовскому (балтийскому) «rugys», «rugiai» (определение ржаного зерна и ржи), древненордийскому «rugr» и германскому «Roggen» (вероятно, заимствованному из славяно-балтийской территории). Древние, праславянские формы названий, связанные с рожью, сохранившие первобытное «ги» («gi») вместо «ж» («z»), удержались до сего времени в западной и центральной Польше, в бассейне Одры, в названиях местностей: «Rgielsko», «Rgilew». Можно упомянуть, что приведенный Rgilew расположен на речке Rgilowka. Эта речка, правый приток Средней Варты, берет начало возле водораздела бассейнов Одры и Вислы. В Польше имеются еще и другие местности, названия которых связаны со словом «рэж» — «rez» (например, «Rzaniec» около г. Остролэнки на севере; Rzaka — часть Подгожа, квартала г. Кракова; три местности «Rzyska» около Бохни и др.).

Возделывание ржи, с давних времен преобладающей у нас зерновой культуры, можно признать одним из значительных аргументов, свидетельствующих в пользу славянской принадлежности основных предысторических культур, развивающихся в бассейне Одры и Вислы с поздних периодов эпохи бронзы и в железном веке.
Я уверен, что эти эскизные замечания помогут доказать будущим исследователям правоту того мнения, что самые древние местопребывания славян находились в бассейнах Одры и Вислы и в бассейне Среднего Днепра.




1Slownik etymologiczny jezyka polskiego. Warszawa, 1970. S. 458; Slownik starozytnosci siowianskich. Т. VII (Y-Z). Cz. 1. Wroclaw, 1982, S. 277-278; Jazdzewski K. Pradzieje Europy Srodkowej. Wroclaw, 1981, S. 167, 216, 450, 496; Jazdzewski K,. Urgeschichte Mitteleuropas. Wroclaw, 1984. S. 122, 154, 365; Kostrzewski J. Kultura prapolska. Warszawa, 1962. C. 32-33.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева.
Славяне. Этногенез и этническая история

Игорь Коломийцев.
Народ-невидимка

коллектив авторов.
Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего средневековья

Сергей Алексеев.
Славянская Европа V–VIII веков
e-mail: historylib@yandex.ru
X