Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. А. Молчанов, В. П. Нерознак, С. Я. Шарыпкин.   Памятники древнейшей греческой письменности

6. Ремесленное производство

Обильную информацию дали таблички линейного письма В о ремесленном производстве в ахейских государствах конца XV — XIII вв. до н.э. Выяснилось такое разнообразие его видов, о котором нельзя было составить представление по одним лишь доступным ранее ученым археологическим материалам. Обращает на себя внимание большое число упоминаемых в табличках (особенно из Пилоса) названий ремесел и отдельных профессий ремесленников. Их идентификация с соответствующими терминами, употреблявшимися в греческом языке I тыс. до н.э., позволяет убедиться на конкретных примерах в том, что труд ахейских мастеров отличала весьма высокая степень специализации. Личные имена в учетных списках документов [50] линейного В во многих случаях сопровождаются указаниями на род занятий перечисляемых лиц.

К представителям исключительно мужских профессий следует от­нести прежде всего лесорубов (du-ru-to-mo, ср. δρυτόμος), плотников (te-ko-to-ne, ср. τέκτονες), каменщиков (to-ko-do-mo = thoikhodomof), ко­раблестроителей (na-u-do-mo = naudomoi), изготовителей луков (to-ko-so-wo-ko = toxoworgoi), оружейников (e-te-wo-ko = enieworgoi). В раз­ряд специалистов по обработке металла входили медники (или, точ­нее бронзокузнецы — ka-ke-u, ср. χαλκεύς), ножовщики (pi-ri-je-te, ср. πριστήρ). В записях на табличках говорится о следующих металлах: меди (т.е. бронзе — ka-ko, ср. χαλκός; см. также идеограмму 140), свинце (mo-ri-wo-do, ср. μόλιβδος), серебре (a-ku-ro, ср. αργυρός), зо­лоте (ku-ru-so, ср. χρυσός; идеограмма 141) и, возможно, железе (pa-ra-ku, сопоставляемое с хеттским ha-pal-ki). Производство пред­метов роскоши было делом златокузнецов (ku-ru-so-wo-ko = khrusoworgoi, ср. χρυσουργός), изготовителей "киана" (ku-wa-no-wo-ko = kuanoworgoi), мазеваров (a-re-pa-zo-o = aleiphazoōi). В текстах линейного В упоми­наются также гончары (ke-ra-me-u, ср. κεραμεύς), плетельщики сетей (de-ku-tu-wo-ko — dektuworgoi) и изготовители кресел (to-ro-no-wo-ko = thronoworgoi).

Номенклатура обиходных вещей из дерева, металла и керамики весьма разнообразна: столы (to-pe-za = torpedza, ср. τράπεζα), стулья или кресла (to-no = thornos, ср. θόρναξ, θρόνος), скамеечки для ног (идеограмма 220; ta-ra-nu, ср. θρήνυς), ложа (идеограмма 169), кастрюли-фиалы (идеограмма 200; pi-а2-га, pi-je-ra2, ср. φιάλη), чаши-жаровни (идеограмма 213; ì-po-no, ср. ίπνός), котлы-треножники (идео­грамма 201; ti-ri-po, ср. τρίπος), горшки с четырьмя ушками (вариант идеограммы 202; di-pa qe-to-ro-we = dipas quetrōwes, ср. δέπας — большой сосуд, упоминаемый в эпосе), горшки с тремя ушками (вариант идеограммы 202; di-pa ti-ri-jo-we = dipas triōwes), горшки без ушек (вариант идеограммы 202; di-pa a-no-we = dipas anowes), двуручные сосуды для вина (идеограмма 203; qe-to, ср. πίθος), большие одноручные кувшины (идеограмма 204; qe-ra-na), малые одноручные кувшины (идеограмма 205; a-te-we), трехручные сосуды типа позднейшей гречес­кой гидрии (идеограмма 206; ka-ti, ср. κάθιδοι — аркадское диалектное название гидрии), амфоры обычного типа (идеограмма 209; a-pi-po-re-we, a-po-re-we, ср. άμφιφορεύς, άμφορεύς), амфоры на трех ножках (идео­грамма 207; ku-ru-su-ра3), амфороподобные сосуды (идеограмма 210; ka-ra-re-we), чаши (идеограмма 208), сосуды типа кратеров (идеограмма 211; ρο-ti-...-we), ведра для воды (идеограмма 212; u-do-ro = hudroi, ср. -υδρος) и т.д.

Встречаются в инвентарных списках и подробные описания ремесленных изделий, отличавшихся высокими художественными достоинствами и богатством декорировки (например, кресел с резными спинками из слоновой кости и скамеечек для ног, украшенных изображениями людей и животных).

Изготовление тонких тканей возлагалось целиком на женщин-работниц — чесальщиц (pe-ki-ti-ra2 = pektriai), прях (a-ra-ka-te-ja = ālakateiai) и ткачих (i-te-we = histēwei). Специальные термины существовали для [51] обозначения изготовлительниц льняных (типа ri-ta pa-we-a = pharwea) и иных особого вида тканых изделий: ri-ne-ja (= lineiai), a-pu-ko-wo-ko (= ampukworgoi — изготовительницы головных повязок, ср. αμπυκος), e-ne-re-ja, o-nu-ke-ja, te-pe-ja. Валялыцики шерсти (ka-na-pe-u, ср. κναφεύς) были всегда мужчинами. Швейных дел мастера встречаются обоего пола (ra-pte, ср. ραπτης, и ra-pi-ti-ra-i, ср. ραπτρια). Однако одежды (ki-to, ср. χιτών; u-po-we, ср. υποέστης и др.) изготавливали, видимо, только женщины-швеи. Предполагается, что мужчины-швецы занимались шитьем не одежд из тканей, а различных изделий из кожи (в первую очередь, принадлежность конской экипировки и прочей упряжи, инвентарные списки которых также находились в дворцовых архивах). Сырьем для кожевенного производства служили шкуры различных домашних и диких животных — свиные, овечьи, козьи, оленьи.

Мололи зерно и занимались его выдачей ("отмериванием") женщи­ны (me-re-tι-rai, me-re-ti-ri-ja = meletriai и si-to-ko-wo = sitokhowoi), выпечкой хлеба — мужчины (a-to-po-qo, ср. αρτοκόπος). Среди разного рода служителей во дворце и у частных лиц встречаются: посыльные (a-ke-ro, ср. άγγελος), глашатаи (ka-ru-ke, ср. κήρυξ), по­гонщики волов (ze-u-ke-u-si, ср. ζευφιται) и банщицы (re-wp-io-ro-ko-wo = lewotrokhowoi, ср. λοετροχόος) и служанки (a-pi-qo-ro, ср. αμφίπολος). Ври-ka-wo (= purkawoi, ср. πυρκαεύς), которых исследователи сначала прини­мали за истопников, теперь скорее можно видеть хранителей священного огня. Таблички говорят также об "изготовителях смесей" (mi-ka-ta, ср. *μίκτας). Из представителей свободных профессий упоминается врач (i-ja-te, ср. ιατήρ).

Естественно, существовали очень значительные различия в юридическом и социальном статусе тех или иных групп ремесленников. В некоторых отраслях ремесленного производства применялся, насколько можно судить по документам дворцовых архивов, подневольный труд. Так, несомненно, были рабынями женщины, занесенные в рационные списки Кносского и Пилосского дворцов и занятые главным образом на различных операциях в процессе изготовления тканей. Низкий статус представителей ряда профессий был связан как с самим характером выполняемого ими труда, тяжелого и малоквалифицированного, так и со специфическими формами его организации в дворцовых мастерских. Только под строгим и неусыпным контролем дворца могла осуществляться, в частности, обработка шерсти, настриженной единовременно примерно со 100 000 овец, как определил по кносским табличкам английский исследователь Дж. Киллен.

Ремесленники других специальностей, более ответственных и "престижных" (например, златокузнецы или строители колесниц), разумеется, не должны были принадлежать к социальным низам ахейского общества. Мастера могли иметь помимо своей основной профессии и другие источники существования или дополнительных доходов. Так, многие пилосские ремесленники известны по хозяйственным табличкам и как землевладельцы. О том, что часть мастеров постоянно обслуживала непосредственные нужды дворца, говорит их именование "царскими" (wa-na-ka-te-ro = wanakteros). Среди них, как и [52] следовало ожидать, оказываются те, кто был занят изготовлением различных видов вооружения для царского войска. Таковы, к примеру "оружейники" (e-te-do-mo), строители колесниц и колесники (a-mo-te-wo, ср. harmotewos и harmostewos). Есть упоминание и о существовании в Пилосе специальной мастерской, где делались колесницы (a-mo-to-jo-na-de = harmoteionade). Известны и мастера, работавшие на лавагета (ra-wa-ke-si-jo = lawagesios).

Остальных лично свободных ремесленников, надо полагать, кормило "собственное дело", которым они смогли обзавестись и которое ориентировалось на общий рынок. При этом децентрализованный характер труда мастеров многих ремесленных специальностей не вызывает сомнений (он естествен, например, для гончаров). Особенно очевиден он по содержанию табличек, сообщающих о выдаче для выполнения сдельной работы кузнецам определенного количества сырья (ср. пилосскую серию Jn).

Технология изготовления некоторых видов изделий ремесла была сложной и трудоемкой, требовала использования различных материа­лов. Таблички с инвентарными списками колесниц и мебели перечис­ляют в данной связи целый ряд древесных пород — иву (e-ri-ka, ср. ελίκη), кипарис (ku-pa-ri-se-ja = kuparisseia — 'сделанные из кипариса, кипарисовые', ср. гомеровское κυπαρίσσινος), черное дерево (ku-te-so, ср. κύτισος), тис (mi-гаг, ср. μιλαξ), вяз (pe-te-re-wa, pte-re-wa = ptelewàs, ср. *πτελέFα), самшит (pu-ko-so, ср. πυξός) и некий "скиндапс" (ki-da-pa, ср. σκινδαψός — деревянный струнный музыкальный инстру­мент), а также рог (ke-ra-ja-pi = keraiàphi — 'сделанный из рога', ср. κεραός), слоновую кость (e-re-ρα, ср. ελέφας) и "киан" (ku-wa-no, ср. κύανος) — стеклянную пасту синего цвета, имитирующую лазурит.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сергей Утченко.
Юлий Цезарь

Франк Коуэл.
Древний Рим. Быт, религия, культура

А. Ф. Лосев.
Гомер

Хельмут Хефлинг.
Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима

Глеб Благовещенский.
Юлий Цезарь
e-mail: historylib@yandex.ru
X