Сравнительная мифология
Данные относительно кельтского пантеона весьма фрагментарны. В основном они черпаются из таких источников, как сведения античных авторов и тексты ирландских монахов, которые записывали передававшиеся в устной форме предания. В связи с этим следует учитывать, что в обоих случаях идеологический фактор, выражаясь современным языком, откладывал свой отпечаток на достоверность сведений.
Диспатер, упомянутый Юлием Цезарем, - наиболее древний бог, от которого будто бы произошли галлы, как Уран в греческой мифологии. Затем появилось новое поколение божеств, к которым относились Луг, Карридвен и Дагда. Юлий Цезарь отождествляет древних кельтских богов с представителями римского пантеона, например Луга с Меркурием (Гермесом у греков), и говорит об его превосходстве перед другими богами. Действительно, ему были посвящены два важных праздника в кельтском религиозном календаре, его имя очень часто встречается в топонимике (от Лугдуиум произошло название города Лиона), и в мифах он чаще всего выступает на первом плане. Но кроме основных функций, характеризующих того или иного бога, следует вспомнить и архаические аспекты, связанные, например, с Аполлоном, имя которого в «нордической» этимологии является производным от слова яблоко (abal по-кельтски, Apfel по-немецки, apple по-английски), считавшиеся у кельтов священным. Кроме Луга кельты особо почетали Кернунна, бога с оленьими рогами, Тараниса, бога грозы, и Беленуса, «сияющего», и это лишь несколько из множества кельтских богов. Изображение бога с оленьими рогами Кернунна на котле из Гуидеструпа (II- III вв., Национальныймузей Дании). Как Аполлон тесно связан с сестрой-близнецом Артемидой (отождествляемой у римлян с Дианой), так и Луг с Карридвен, которой в кельтской мифологии отводилось особое место Великой матери, выжившей в переломный момент, который затронул все античные религии при переходе от матриархата к патриархату среди божеств. Многоликость Карридвен нашла отражение в таких богинях, как Артио («Медведица»), покровительница лесных зверей; Эпона, богиня, которая изображалась или около лошади, или верхом на ней и считалась богиней изобилия и могла принимать также образ полноводной реки, выражая идею плодородия; Рианнон, богиня, отождествляемая с Иным миром; Морриган, богиня войны, которая своими заклинаниями поднимала воинам дух и влияла на исход битвы; Ковентина, богиня-нимфа, защитница священных колодцев, обладала также даром предвидения и даровала поэтическое вдохновение; Бригита, «Возвышенная», которая стала христианской святой. Что касается Карридвен, то надо сослаться на определенные ассоциации. Ее имя связывают с Луной, «Богиней», которая известна в трех ипостасях: Дева (Луна Новая), Мать (Луна Полная) и Старуха (Луна Убывающая). Богиня Эпона (Париж, Лувр). Символ плодовитости и продолжения рода, в то же время была связана с подземным миром, что лишний раз подчеркивает понимание кельтами цикличности жизненного процесса. Значительным богом кельтского пантеона считается Дагда, который как бог царства мертвых назывался Аидом или Плутоном. В ирландской традиции имеет свои собственные характеристики как бог Посейдон (Нептун у римлян). Он может представляться также хромым, что дает возможность отождествить его с Гефестом-Вулканом. В отличие от Луга и Карридвен здесь нет такого калейдоскопа имен разных ликов богов, но они были объектом большого почитания, как утверждает Цезарь. Возможно, главной характеристикой кельтской мифологии является преобладание «ночи», и не случайно поэтому в ней часто рассказывается о богах сумерек. Но это отдельная тема. |
загрузка...