«Достоинства» и «недостатки» воинов
Особое изумление вызывает обычай кельтов брать с собой отрубленные головы противника в качестве трофея и вешать их на шеи коней. Этот обычай, аналогичный снятию скальпа у индейцев Америки, все еще остается объектом исследования антропологов, но достоверно подтверждено, что кельты не пытали своих побежденных врагов, что было характерно на протяжении многих веков для некоторых «культурных» народов. Что касается человеческих жертвоприношений, совершаемых друидами, то их тоже надо интерпретировать не как знак особой жестокости или зверства, а как религиозный обряд кельтов, у которых было свое понимание жизни и смерти. В связи с последним Диодор Сицилийский пишет, что «некоторые из них презирают смерть настолько, что устремляются навстречу опасностям обнаженными, в одном только поясе». Но и практика сражаться нагим была не только проявлением безрассудства и смелости, кельты верили в продолжение своей жизни после смерти, кроме того, у них существовал ритуал инициации.
Сражение между воином-этруском и обнаженным галлом (с могильной плиты V в. до н. э.). В наготе галла выражается «священная боевая ярость» (по -латыни furor, по-немецки Wut); речь идет об энергии, которую воины научились активировать во время продолжительных тренировок, что подготавливало их к достойной встрече с врагом. Так, легендарный герой Кухулии после сражения должен был три раза окунуться в бадью с ледяной водой, чтобы охладиться, перед тем как одеться. Приобщение к церемонии инициации начиналось у кельтских мальчиков с малых лет, а когда юноша достигал совершеннолетия, т. е. семнадцати лет, возраста, в котором ему можно было взять оружие в руки, происходила церемония инициации, он получал щит и копье. Таким образом посвященный воин становился воплощением одного их трех представлений кельтского символа имени Бога Oiw, т. е. Силы. На иллюстрации воины - аквитаны, срожающиеся вместе со своим вождем. Реконструкция картины Либиха из серии Галлия перед Юлием Цезарем. Воин, полностью осознавший свою социальную, моральную и религиозную роль, был защищен божественной силой, как описывается в кельтских мифах и легендах, которые жили в коллективной памяти и пересказывались во время военных застолий. У некоторых историков можно найти описание ярких сцен из жизни кельтских воинов, например об их пристрастии к вину. Диодор Сицилийский пишет, что при прибытии торговцев из Средиземноморья кельты были «готовы обменять раба на кувшин, а слугу на глоток вина». Он же отмечает, что кельты любили хорошо поесть. «На жаровнях с сильным огнем у них находятся вертела с целыми тушами животных. Достойных мужей они чествуют, поднося им лучшие куски мяса». Но в этих описаниях ничего не говорится о ритуальном смысле пиршества как момента, в котором проявлялось особое доверие к вождю, выражалось чувство сопричастности к своему народу и классу, решались межличностные споры путем вызова на дуэль. Все поступки древних кельтов определялись понятием табу (гей-са), которое должно обязательно соблюдаться; нарушение табу могло привести к серьезным последствиям, пример тому - поведение кельтского героя Кухулипа. Он дал обет никому и никогда не отказывать от участия в пиршествах и не есть мяса собаки. Однажды, чтобы не нарушить первый запрет, Кухулин согласился принять участие в застолье, но увидел приготовленную собачатину и нарушил второй запрет. Вскоре он был побежден и погиб. |
загрузка...