Кельты. Еще несколько десятилетий назад широкий читатель имел весьма туманное представление о них. В Записках о Гальскойкои войнe Юлия Цезаря, когда речь
заходит о «варварах », под последними подразумеваются и кельты, которые были частью западного варварского мира.
«Варварами» древние греки называли людей, которые не говорили по-гречески. Но в дальнейшем
это слово приобрело отрицательное определение: варвар - это человек примитивный и необразованный, грубый и жестокий. Только с развитием гуманитарных наук была выведена
и уточнена концепция культуры относительно всех форм общественного объединения, античных и современных, требующая обдуманного подхода к выделению взаимосвязанных структур, с учетом их собственных достижений и заимствований без претензии определять степень
цивилизации в сравнении с заранее сконструированной моделью. Это дало возможность объединить результаты работы археологов, лингвистов и этнографов в единое исследование античных европейских народностей, находящихся на «периферии» области влияния греков и римлян. Но история изменения значения слова «варвар» на Западе вскрыла высокомерное отношение победителя к побежденному или его страх перед «неизведанным», что, однако, не привело к изменению суждения. Это не только характер, но для французской и немецкой историографии прошлого века в период наиболее яркого романтического национализма, но остается в силе и в современных взглядах на историю, частью которой по праву считаются кельты.
Поводом к пересмотру отношения к кельтам послужила, вероятно, выставка Кельты: первые европейцы, проведенная в 1991 г. в Венеции в Палаццо Грасси. Была проделана огромная научная и организационная работа, позволившая представить на обозрение посетителей свыше двух тысяч экспонатов из более 200 музеев двадцати четырех стран. Выставка
Военный совет во главе с Юлием Цезарем - иллюстрация из древней рукописи, хранящейся в библиотеке Тривульциана в Милане. Записки о Гальской войне имеют определенную идеологическую направленность, связанную с желанием оправдать решительные действия римлян в Галлии для расширения своей территории за счет земель, занятых "варварами", в тоже время они представляют большой интерес для реконструкции обычаев и быта кельтского мира.
открывалась демонстрацией гробниц, обнаруженных в Центральной Европе и принадлежащих к последнему периоду Гальштатта (VI в. до н. э.), и заканчивалась, экспозицией миниатюр из средневековых рукописей Ирландии. Но это похвальная инициатива, если и возбудила заслуженный интерес к кельтам, не помешала, однако, распространиться в последнее время некоторым искаженным представлениям об этом этносе. Действительно в общественном мнении, возможно из-за очарования таинственности или желания унифицировать историю и географию, прошлое кельтов представляется еще более отодвинутым во времени, идентифицуруя его с мегалитической культурой позднего неолитического периода. Возможно, что кельтские памятники древнее дольменов, менгиров, кромлехов, встречавшихся в отдельных регионах Франции и Англии (в последствии активно заселяемых кельтскими племенами), наиболее известными из которых являются Карнак и Стоунхендж. Именно поэтому кельты оказались окутаны завесой таинственности, а их происхождение стали объяснять исходя из гипотезы, связанной с загадочными событиями древней истории Земли, управляемыми космическими энергиями, когда и появились мегалитические сооружения. Гипотеза может быть выдвинута, но ее невозможно проверить, поскольку лингвистическое исследование надписей больше поднимает проблем, чем решает их. И все-таки в общественном сознании доминирует представление о кельтах как о "родоначальниках", которыми современные европейцы как их прямые потомки могут только гордиться.
Подобное изменение отношения требует, по меньшей мере, тщательного исследования этого вопроса в свете новых исторических данных.
|