Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Мунхбаяр Б.Ч. Две наскальные надписи, относящиеся к истории развития и происхождения письменности кочевников Центральной Азии

Монголия богата культурно-историческими памятниками прошлого. Некоторые из них были найдены европейскими учеными и стали общеизвестны благодаря их публикациям. Монгольские исследователи также обнаружили много археологических комплексов, ранее неизвестных науке (Ринчин Б., 1968, с. 1, 3).

Согласно приказу Президента Монголии готовится к изданию Атлас древних надписей, зафиксированных на территории страны. В связи с этим представим надпись Бужгара, обнаруженную на территории сомона Мянгад Ховдского аймака, и древнюю наскальную надпись, найденную в долине р. Могой.

В истории человечества отмечены цивилизованные народы с древней письменностью, проживавшие в Азии, Восточной Африке (Египте), Европе и Америке (Пэрлээ Х., 1968, с. 45-46), в Средней Азии (Семенов Вл.А., 1999, с. 180-185). На территории Монголии обнаружены сотни памятников, где зафиксированы тамги или клейма, символы (Пэрлээ, 1976), а также китайские (Баяр Д., 1990, с. 37-40; Болдбаатар Ю., 2003, с. 103-111), рунические (Болд Л., 1990; Монгол нутаг дахь, 1999; Болд Л., 2003; История Монголии, 2003, с. 328) (около 50), уйгурские и другие надписи.

Еще не вошедшая в научно-исследовательский оборот надпись обнаружена Ю.И. Ожередовым (2003) на стелах в долине р. Могой сомона Булган Ховдского аймака (рис. 1). Изображенный на скалах у р. Могой горный козел встречается в монограммах Бога-громовика и находит прямые аналогии в петроглифах Монголии, в рунических памятниках, некоторые изображения отмечены в знаках-надписях Америки (Пэрлээ X., с. 45-46), в клеймах Центральной Африки и др. Битреугольник (монограмма Бога-громовика) гравирован на памятниках с клеймами у рек Хануй, Хунуй сомона Баян-Агт Булганского аймака, а также в тамге бронзового ножа хунну, найденного в долине р. Халуун, Чэндэ Внутренней Монголии (Пэрлээ X., 1976, с. 174, табл. VI.-4).

Фигура формы m надписи с р. Могой также гравирована на каменных памятниках местности Хар узуур сомона Бугат Баян-Ульгийского аймака (Едилхан X., 2005, с. 91) и на обнаруженном в с. Оргинек каменном памятнике, относящемуся к тесинской культуре (Рыбаков Н.И., 2006, с. 162). Треугольная фигура, подобная надписи с р. Могой, обнаружена на скалах таких мест, как Рашаан хад, Цагаан толгой Ховда, Шивээт улаан, Хануй, Аслант, Бичигт улаан, Муртийн цагаан, в долине р. Цагаан Гоби-Алтая, в Сибири, на Урале (Пэрлээ Х., 1976, с. 113, 114, 179, 183, табл. XI, XV), в Тувинском Сыын Чуреке (Килуновская М.Е., Чадамба Л.Д., 2007, с. 13). В таких изображениях, несомненно, древние люди выразили свои мысли. Одной из ступеней развития происхождения письменности человечества являются петроглифы и надписи. Поэтому мы считаем, что рассматриваемые ниже надписи, безусловно, относятся к истории центральноазиатских кочевников.

Одной из них является надпись Бужгара. Впервые она была обнаружена Б. Ринчином. Им же опубликовано и первое описание надписи (Ринчин Б., 1968, с. 77) (рис. 2). Затем X. Пэрлээ опубликовал сведения о 15 из 29 фигур (Пэрлээ Х., 1976, с. 31, 175, табл. VII) (рис. 3). Мы с помощью GPS определили местонахождение данной надписи. Благодаря фотографии и ручной копии описываем ее и представляем к публикации (рис. 5). Б. Ринчин и Г. Сухбаатар предлагают гипотезу, что она, может быть, связана с письменностью Сяньби (Сухбаатар Г., 1972, с. 117; Лхамсурэн О., 2004, с. 25, 27). Данная надпись включает в себя много видов письменности и тамги - символы, например, монограммы среднеазиатского Бога-громовика (Семенов Вл.А., 1999, с. 185, рис. 1.-3) (рис. 4), знак-символ горного козла Билуут толгоя (Кубарев В.Д., Едилхан X., 2007, с. 97-101, рис. 1.-3-4), также те фигуры, которые встречаются в петроглифах, надписях Узуур цохио сомона Бат ширээт Хэнтийского аймака (Дорж Д., Новогородова Э.А., 1975, с. 36, 225, табл. XXXI, рис. 1, 2), в рунических памятниках, в надписях на скалах гор Бигэр, Гурвалжин, Кул-Чур, Кул тегин, Онги Увурхангая, Хангидайн хад, Хар бал-гас-II, Хутаг уул, Чойра (Бодд Л., 1990, т. 21, 23, 40, 45, 74, 84, 121, 127, 135, 143).

Рис. 1. Надписи у реки Могой (по Ю.И. Ожередову)
Рис. 1. Надписи у реки Могой (по Ю.И. Ожередову)

Рис. 2. Надпись Бужгара (Ринчин Б.. 1968, т. 77)
Рис. 2. Надпись Бужгара (Ринчин Б.. 1968, т. 77)

Рис. 3. Надпись Бужгара (Пэрлээ Х., 1976, с. 31, 175, табл. VII)
Рис. 3. Надпись Бужгара (Пэрлээ Х., 1976, с. 31, 175, табл. VII)

Рис. 4. Билуут толгоя (1-2), Бог-громовик -монограмма (3) (Кубарев В.Д., Едилхан Х., 2007, с. 97-101, рис. 1.-3-4)
Рис. 4. Билуут толгоя (1-2), Бог-громовик -монограмма (3) (Кубарев В.Д., Едилхан Х., 2007, с. 97-101, рис. 1.-3-4)

Рис. 5. Надпись Бужгара. (Фото автора)
Рис. 5. Надпись Бужгара. (Фото автора)

В начале первой строки надписи изображен верблюд, за которым в середине круга находится фигура, похожая на знак сложения, за ней горный козел. В первом кругу второй строки находим аналогию знака сложения, который обнаружен также на скале у Енисея. Изображена тамга или клеймо с застежкой в середине в петроглифах и в надписи на скалах «Дуйгэндэг», расположенных на левой стороне горы Тумстий сомона Идэрмэг Хэнтийского аймака, на скалах Муртийн цагаан сомона Баянжаргалан Среднегобийского аймака, Салбарын ханан у реки Хэнтий (Пэрлээ X., 1976, с. 163, рис. 37, 176, 177, 172, табл. VII, рис. 45.-IX), Узуур цохио сомона Батширээт Хэнтийского аймака (Дорж Д., Новогородова Э.А., 1975, с. 36, 225, табл. XXXI, рис. 2) и в Харгайтын бэлчире сомона Уенч Ховдского аймака (Баасанхуу А., 1997, с. 186). Рисунок тамги в середине с застежкой встречается в клейме многих хошуун (административно-территориальная единица в дореволюционной Монголии), таких как хошуун Хэбэй амбан бэйса, Боржигид Хачид бага аймака Тушээт хан, хошуун Тушээ Гун-бэйса Сэцэн ханского аймака, хошуун Засаг Ядамжава, хошуун Зоригт бэйса, хошуун Илдэн (То) вана (Пэрлээ X., 1976, с. 210-213, 215, 217, 219-220, 223, 227, табл. ХХХП). Мы считаем неслучайным, что фигура тамги в середине со знаком сложения встречается в южноамериканских наскальных надписях-символах (Пэрлээ Х., 1976, с. 206, табл. XXX).

Во второй и третьей строках гравирована свастика. На территории Монголии найдено много археологических памятников со свастикой. Прямые аналогии имеются в петроглифах на территории сомона Зуун хангай Увснурского аймака, Бичигт на территории сомона Бурэн Центрального аймака, Баянцогт овоо, Тайхар чулуу (Пэрлээ Х., 1976, с. 169, 171, 172. табл. IV.-15, 6, 9; табл. V, VII), на могильнике из курганов хунну и в петроглифах местности так называемой Ноён хороот горы Хан, на памятниках с тамгой Овог у рек Хануй, Хунуй на территории сомона Баян-Агт Булганского аймака (Баасанжав Я.В., 2000, с. 4-5, 7, рис. 2.-3, 9; Баасанжав Я.В., 2002, с. 5, 10). В 693 г. император китайского государства Тан Уузы-тянь пользовался свастикой (Баасанжав Я.В., 2000, с. 16). Аналогия найдена на осколках глиняной вазы в развалинах Хар хул уйгурского времени (Баа-санжав Я.В., 2000, с. 17), на лицевой стороне большой зеленой халцедоновой чашке для кумыса хана Хубилая, на тамге (где было написано: «Всех победит тамга председателя Засагт хан Цэрэнбала «/1754/) (Сэр-Оджав Н., 1957, с. 15; Баасанжав Я.В., 2000, с. 10, рис. 8). Захчинцы и баяды широко пользовались знаком-свастикой (Баасанжав Я.В., 2000, с. 12, рис. 10; Пурэвдорж Г., 2008, с. 42, 75, 79, рис. 4-10, рис. 6-16). Алтайские урянхайцы применяли другой вариант свастики в сочетании с другой фигурой (Пурэвдорж Г., 2008, с. 28, 69, рис. 1.-14). Довольно много фактов, что с древности до наших дней широко пользовались свастикой. Использование ее в традиционном узоре Тумэн наст и в государственном флаге свидетельствует, что надпись Бужгара непосредственно связана с монголами. У исследователей до сих пор существует разногласие о том, что древние государства, расположенные на территории Монголии, имели ли свою письменность.

В конце третьей строки гравирована тамга или клеймо «Чандмань». Она гравирована на монетах таких монгольских ханов, как Аргун (1284), Тимур (1392), древнего монгольского аймака Барклае, Башкир, Венгерии, Свияг Татара, на скалах реки Цааган Гоби Алтая (Пэрлээ X., 1976, с. 199, 237, 239, 247, 257, табл. XXVI). Также многие хошууны (Чин ачит ван Сэцэнханского аймака, хошуун князя Минжуурдоржа, хошуун Лаваанрэгдэна, Илдэн (То) вана Сэцэнханского аймака, хошуун Мэргэн вана Тушээт ханского аймака, хошуун Далай Чойнхор вана Сайн ноён ханского аймака) использовали тамга или клейма «Чандмань» (Пэрлээ X., 1976, с. 210-212, 217, 220).

В надписи Мянгада наблюдается сочетание знаков, сходных с буквами Да, Ча тибетского алфавита и фигур шарообразной формы. В начале третьей строки гравированы буквы Ланзского алфавита (тамга или клеймо 1-4), «Хэвтээ дурвулжин» алфавита (в конце второй строки). Огонь - символ монгольского государства - соёмбо, луна и солнце гравированы в конце второй строки, луна и солнце также гравированы в левой нижней части второй строки на открытом квадратике через шесть букв.

Доминировала точка зрения, что при хунну имелась письменность. В последнее время благодаря археологическим исследованиям обнаружены канцелярские принадлежности, свидетельствующие о существовании письменности (Эрдэнэбаатар Д. и др., 2002, с. 176199). А. Дамдинсурен, интересующийся монгольским монетоведением, в 1972 г. в статье «Гуннские письменные памятники, найденные исследованием» описал «тамги»-буквы на бронзовых ножах, обнаруженных во Внутренней Монголии и сравнивал с тюркской надписью Орхона (Дамдинсурэн Д., 1972, с. 99-111; Пэрлээ X., 1976, с. 16). Мы сравнивали тамги и «буквы», найденные выборочным методом исследования, начиная с 1, 2 до 16. Надпись Мянгада находится в виде текста или несколькими строками и варианты одного знака составляют буквы. Все это приводит нас к выводу, что их надо считать надписями.

На каменной плите-стеле памятника с более 60 тамгами Шивээт улан, расположенного на территории пересечения границы сомона Хайрхан Архангайского аймака, сомона Баян Агт Булганского аймака (координаты: 48°47.54' с.ш. и 102°00.45' в.д.; высота - 1340 м над ур.м.), обнаружены фигуры в середине с застежкой. Эти памятники относятся к тюркскому времени. Комплекс Шивээт Улана принадлежит к VIII в. до н.э. Ученые считают (Кубарев В.Д., Баяр Д., 2002, с. 74, 84.), что данные каменные памятники были сделаны до создания комплекса, так известно, что надпись Бужгара относится к периоду до Тюркского каганата.

В конце отметим, что центральноазиатские кочевники не были неграмотными, а, наоборот, имели письменность, доказательством чего является надпись с р. Могой, которую мы считаем письменностью центральноазиатских кочевников бронзового и начала железного века. Среди знаков (тамги или клейма), найденных на территории Центральной Азии, обнаруживаются аналогии некоторым фигурам надписи с р. Могой, которые свидетельствуют о существовании письменности. Центральноазиатские кочевники, как и другие народы мира, составили петроглифы и имели систему знаков.

40 лет назад стала известной надпись Бужгара сомона Мянгад Ховдского аймака, письменность которой считают письменностью государства Сяньби. При сравнении ее с результатами сорокалетних исследований ученых-археологов в Монголии мы пришли к следующим выводам. Аналогии некоторых фигур данной надписи встречаются в тамгах, гравированных на скалах местностей монгольской территории, таких как Харгайтын бэл-чир сомона Уенч, Муртийн цагаан, Хавтгай билуун чулуу «Дунгэнэдэг» в горе Тумстий, на скалах Рашаан в Хэнтийском аймаке. Также мы согласны с тем, что Б. Ринчин и Г. Сухбаатар считают, что народы Сумбэ имели сложную систему письменности - «кему», состоящую из знаков - тамгов-символов - петроглифов и звуков, объединяющую «тамги», буквы хунну и сарматских племен, которые широко встречаются в петроглифах венгерских, болгарских народов, переселенных на запад, отделившись от государства Нурин Монголии. Фигуры животных в петроглифах (Переводчикова Е.В., 1994), которые выполняют роль древней письменности в надписи Бужгара, отмечены как продолжение письменности и надо отметить, что она может относиться к периоду перед Сумбэ и Хунну. Аналогичные изображения некоторых фигур широко встречаются щ памятниках, надписях, петроглифах, найденных на территории Монголии, что свидетельствует об их исторической взаимосвязи. Изображение таких животных, как верблюд и горный козел в данной надписи, говорит о том, что раньше тюркской рунической письменности между многими племенами существовала взаимосвязь традиций в истории. В данной надписи наблюдается сочетание фигур, которыми отмечают звуки в тибетском алфавите. Не отрицаем, что унаследованы некоторые элементы письменности «Соёмбо». В последние годы выдвигается мысль о том, что в Центральной Азии существовало государство кочевников (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2005, с. 54-55). Возможно, надпись Мянгада непосредственно связано с существованием государства. Комплексное исследование памятников, находящихся около надписи Мянгада, даст значительный результат. Благодаря этому можно узнать, какие племени переселялись откуда, в каком направлении, а также какие племена вошли в состав монголов. Затем сможем более глубоко проникнуть в древнюю историю Центральной Азии.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)

Игорь Коломийцев.
Тайны Великой Скифии
e-mail: historylib@yandex.ru