Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под. ред. С. Глушко.   За кулисами видимой власти

Предисловие

Материалы настоящего сборника посвящены теме, которая в последние годы стала интересовать широкого читателя, в том числе молодого. Речь идет о масонстве, его политической роли в современном мире, о «тайнах» масонских орденов, о деятельности масонов в разных странах, об истории и идеологии масонства. Читательский интерес усилился в связи с тем, что международное сообщество потряс скандал, связанный с подрывной работой тайной ложи П-2 в Италии. Этот скандал, обнаруживший глубокие пороки и язвы такой «образцовой* страны буржуазной демократии, как Италия, привлек внимание к масонству во всем мире. Масонство легально существует и насчитывает в своих рядах тысячи, а иногда и миллионы членов во многих капиталистических странах. Но даже там разоблачения, связанные с тайной деятельностью великого магистра ложи П-2 Личо Джелли и его ложи, взбудоражили общественность. Газеты и журналы всего мира публикуют все новые подробности этого дела, выявляют связи Джелли с ЦРУ и итальянской мафией, с американскими гангстерами и неофашистами, с «левыми экстремистами», вроде пресловутых «красных бригад». Пишут об этом и советские журналисты, писатели, опираясь на сообщения иностранной прессы и собственные материалы, собранные за рубежом.

Читатель помнит, что во время обыска на вилле, принадлежащей Л. Джелли, был найден в начале 1981 года список, содержавший имена почти тысячи членов масонской ложи П-2. Среди них были имена людей, занимавших посты в сфере государственной власти и управления, армии, флота, службы безопасности, юстиции и банковского дела. Обстоятельства расследования далп основания заподозрить ложу П-2 в подготовке государственного переворота в Италии. Она была объявлена незаконным тайным обществом. Среди материалов сборника есть статьи, из которых читатель узнает новые подробности о деле ложи П-2. Оказывается, почти десять лет назад ложа под таким же названием закрывалась, и по тем же мотивам. Личо Джелли вновь создал ее в качестве открытой организации, подчиненной самому влиятельному масонскому союзу Италии — «Великому Востоку Италии». Но параллельно этой открытой ложе он создал и тайную, в которую вошли около двух тысяч виднейших представителей правящего класса страны. 962 из них и были упомянуты в найденном списке.

Итальянская Фемида известна своей неторопливостью и странностью своих решений. Расследования ведутся годами, а то и десятилетиями. Жертвами их становятся часто не преступники, а прокуроры, следователи и судьи. Журналист вкупе с каким-нибудь следователем публикует сенсационный материал и купается в минутной славе, а через год-другой труп его или их вытаскивают из искалеченной машины. Мы много раз читали об этом, видели в замечательных^ итальянских фильмах. С расследованием деятельности лоя$и П-2 также творились странности. 29 мая 1982 года прокурор Рима Акиле Галуччи оправдал многих из тех, кто принадлежал к масонской ложе П-2, Среди них был и управляющий крупнейшим частным банком Италии — «Банко Амброзиано» Роберто Кальви. Но тайные финансовые операции, связи с уголовным миром и американским «банкиром мафии» Микеле Синдоной заставили его в середине июня бежать из Италии на частном самолете, за штурвалом которого сидел член ложи П-2 Паоло Умберти. Секретарша Кальви 17 июня 1982 года покончила с собой. Но банкир пережил ее ненадолго. 19 июня его тело, облаченное в черный костюм, было обнаружено подвешенным за шею под лондонским мостом под названием «Черные братья». Вот реальный и недавний пример тайной власти масонства и расправы с провалившимся «братом»!

Б начале апреля 1983 года римский судья Э. Кудилло с помощью того же прокурора А. Галуччи вынес решение прекратить дальнейшее расследование деятельности ложи П-2 и снять обвинения со всех членов этой ложи. Казалось, масоны одержали очередную победу над итальянским правосудием. Но Личо Джелли решено было все-таки судить за шпионаж, подготовку антигосударственного заговора и финансовые махинации. А где же он?
Еще в 1982 году он был обнаружен в Швейцарии, где проживал нелегально. Швейцарские власти посадили его в тюрьму. В августе 1983 года должен был быть решен вопрос о выдаче Джелли итальянским властям. И вдруг 10 августа, прервав передачи, итальянское радио и телевидение сообщило о побеге Личо Джелли из швейцарской тюрьмы. Нет сомнения, что это сделали его коллеги из оправданной судом ложи П-2, их итальянские и заокеанские покровители.

Оставим ненадолго заговорщиков и их друзей. И до этого события уже существовал в нашей стране известный спрос на литературу о масонстве, в том числе о русском, так как в советской научной и научно-популярной литературе появились сведения о существовании в годы первой мировой войны масонской организации, объединявшей представителей буржуазных и мелкобуржуазных партий России и сыгравшей определенную роль во время Февральской революции, в образовании Временного правительства. Одним из пионеров в этой области стал известный советский историк и публицист Н. Н. Яковлев, автор вышедшей в 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» книги «1 августа 1914». Книга выдержала два издания и мгновенно разошлась.

Часть историков до недавнего времени скептически относилась к самой мысли, что подобная организация в России могла играть какую-либо заметную роль в острейшей борьбе за власть, которую вели до Февральской революции три лагеря: царское самодержавие, буржуазия во главе с партией кадетов и российский пролетариат, авангардом которого была партия большевиков, руководимая В. И. Лениным. Тем не менее за рубежом увидели свет многие достоверные свидетельства существования политического масонства в России накануне и в период первой русской революции, между революциями, в годы первой мировой войны и в 1917 году. Эти свидетельства позволили по-новому взглянуть и на материал, публиковавшийся в двадцатые годы эмигрантами- монархистами. Теперь ясно, что масонство в России действительно существовало. Масштабы его влияния были достаточно скромными. Тем не менее организация вовлекла в свои ряды много лидеров буржуазных и мелкобуржуазных партий. Ибо цель у нее была та же, что, скажем, и у ложи П-2 в Италии: власть, захват и удержание власти. И лидеров меньшевиков звали в этот «Верховный совет народов России», существовавший с 1911 по 1917 год, для того чтобы попытаться через них обеспечить буржуазное влияние на рабочий класс и нанести поражение большевистской партии.

Поэтому за последние годы множится научная и научно-популярная литература, где факты о существовании политического масонства в России вплетаются в общую картину деятельности тайных организаций и политической мафии, выполняющих антикоммунистические задачи современного империализма. Сегодня только в США, по данным американской прессы, легальные, открытые ложи насчитывают в своих рядах не менее пяти миллионов человек. Десятки и сотни тысяч масонов состоят в ложах Великобритании, Франции, Италии, Западной Германии, Швеции и во многих других странах Европы, Америки, Азии. Масоны представлены в правительствах, парламентах, межнациональных и национальных корпорациях, всевозможных клубах и организациях, творческих союзах и организациях интеллигенции. Этот канал не забывают империалисты и для организации политических диверсий против стран социализма. В странах буржуазной демократии, предоставляющей масонству все легальные условия для существования, масоны ревниво оберегают от общественного мнения тайный аппарат своей незримой власти, механизм своего воздействия на институты буржуазного государства.
Материалы настоящего сборника достаточно многообразны в разносторонне чтобы дать читателю весьма полное представление об истории возникновения масонского движения, существовании его в нашей стране и политическом значении деятельности масонов, направленной против подлинной демократии и социализма. Материалы сборника помогут и читателям, ученым-исследователям в дальнейшем изучении и осмыслении этого феномена современного буржуазного общества в его истории и сегодняшнем дне. При некоторых различиях в точках зрения, высказанных авторами материалов данного сборника, их объединяет классовый, марксистский подход к проблеме масонства как одной из реалий общественно-политической жизни буржуазного общества в наше время.

Сборник открывается очерком известного советского публициста и писателя Эрнста Генри, основанным на большом количестве достоверного материала. Автор подчеркивает несостоятельность ходячего предрассудка о некой единой сверхорганизации масонства, все составные части которой действуют по единому плану и в едином направлении. Он указывает, что исторически возникшие основные ветви масонства: английское, шотландское, шведское, американское, романское — действуют самостоятельно, так как условия их существования, преследуемые цели, отношения с власть имущими, к господствующим религиям — различны. Это не означает, конечно, что между этими ветвями масонства нет контактов, обмена информацией и пр. Нет, масоны устраивают региональные и всемирные встречи и конгрессы, пытаются согласовывать свои политические курсы. Эрнст Генри справедливо выделяет в масонстве демократическую, леволиберальную струю, которая временами была господствующей в масонстве романских стран (Франции, Италии), существующую и сегодня во Франции, и реакционную, мистически-оккультную, особенно развитую в шведском и шотландском (по обрядам, а не по национальным принадлежностям) масонствах, развитую и в масонстве США и Великобритании. Вместе с тем господствующей тенденцией в международном масонстве, и это подчеркивается в сборнике, является стремление американского империализма добиться распространения своей политики, одобрения и поддержки своего агрессивного, антикоммунистического курса, в частности, и через масонские каналы.
Предваряя материалы сборника, хочется дать читателю некоторые самые общие сведения по данной теме. Франкмасоны — это название происходит от французских слов «свободный, или вольный, каменщик». Масонская традиция ведет начало своего движения от артелей каменщиков, странствовавших по Европе в средние века и строивших огромные соборы в городах Франции, Германии и Италии. Свой инструмент они хранили в общих сараях — «ложах». Наука пока не располагает убедительными свидетельствами того, что это движение пронизало бы непрерывной нитью историю Европы с XII, скажем, но XVIII век. Наоборот, достоверные факты говорят о том, что действительная истерия масонства начинается только с XVIII века.

Надо прямо сказать, что в вопросе о времени появления масонства, его связях с артелями каменщиков, со средневековыми орденами рыцарей, а тем более, уходя в глубь веков, со жрецами есть много спорного, неясного и недостоверного. Масонские источники и авторы сами спорят между собой, выдвигая разные версии, а антимасонские историки используют все эти легенды и басни для разоблачений масонов, критики их эклектической идеологии. В ряде материалов сборника читатель встретится с упоминанием того, что масонство как культурно-политическое явление возникло в Англии в 1717 году. Что это за дата, с чем она связана? Так как авторы материалов сборника не отвечают на этот вопрос, а широкий читатель сам не может получить ответ на него из имеющейся у нас литературы, придется ответить на него в предисловии.

Основателями «спекулятивного» (то есть умозрительного, в отличие от действительного ремесла каменщиков) масонства, сохранившегося в основных своих чертах и до наших дней, были два англичанина и один француз, жившие в Англии на рубеже XVII и XVIII веков. Это Джон Теофиль Дезапольер, Джеймс Андерсон и Джордж Пейн. Дезагюльер был сыном гугенотского священника из Ла Рошели, который вынужден был эмигрировать в Англию. Джон Дезагюльер получил степень бакалавра искусств в Оксфордском университете в 1710 году, читал лекции по экспериментальной философии и натурфилософии, был учеником Ньютона, а по своим философским убеждениям — деистом1 . Именно Дезагюльер сделал деизм философской основой масонства.

Джеймс Андерсон был уроженцем города Абердина в Шотландии, сыном стекольного мастера и полноправного горожанина. Утверждают, что отец Джеймса был членом масонской ложи, существовавшей уже в то время в Абердине. Андерсон получил степень бакалавра искусств в 1695 году а затем стад изучать богословие (в 1731 году он получил в Абердине степень доктора богословия). В начале XVIII века Андерсон переехал в Лондон и в 1710 году стал священником в пресвитерианской капелле, которую сдавали внаем французские эмигранты-гугеноты. В этой- то капелле раньше был священником и отец Джона Дезагюль- ера. О третьем основателе английского масонства известно мало — лишь то, что накануне своей смерти Джордж Пейв был секретарем в налоговом ведомстве.
Пейн, Андерсон и Дезагюльер принадлежали к одной и той же ложе в Лондоне, которая собиралась в Вестминстере, в таверне «Кубок и виноград». Согласно позднейшему сообщению Андерсона в 1716 году в таверне «Яблоня» в Ковент-Гардене состоялось собрание некоторого числа старых «братьев» и членов лож, встретившихся в трех разных тавернах Лондона (упоминался еще пивной дом «Гусь и скребок»). Члены собрания констатировали, что тогдашний «великий мастер» сэр Кристофер Врен пренебрегает своими обязанностями. Они объявили себя временной «Великой ложей», ввели ежеквартальные встречи представителей трех лож, решили провести новое годовое собрание и выбрать нового «великого мастера». В соответствии с этим 24 июня 1717 года, в Иванов день, в пивной «Гусь и скребок» и состоялось общее собрание всех масонов Лондона, которое избрало Энтони Сойера первым официально признанным «великим мастером» английских лож. Вот откуда в истории масонства пошла дата — 1717 год.

На этом реформаторская деятельность троицы «отцов-основателей» не закончилась. Богослов Андерсон получил задание свести все старые масонские рукописи,, хранившиеся в разных ложах, в одну «масонскую конституцию». И в 1723 году появляется в свет книга — «Конституция вольных каменщиков» с именем Джеймса Андерсона на титульном листе. Кроме него, в подготовке и редактировании рукописи активное участие принимал и Дезагюльер. Андерсон утверждал, что он опирался на старые масонские рукописи и лишь перевел их на современное ему правописание, но, к великой досаде, все эти рукописи «случайно» сгорели в 1720 году. Поэтому многие сомневаются, существовали ли старые рукописи в природе вообще и не выдумали ли большинство статей «конституции» (опираясь на существовавшую с XVII века масонскую традицию) сами Андерсон, Дезагюльер и Пейн.

Первая часть андерсоновской конституции содержала масонскую легенду, которую должен был усвоить всякий намеревающийся вступить в братство. Эту-то легенду основатели масонства и дополнили обычаями и традициями своих лож и философскими принципами деизма. В ней говорилось, что принципы масонства были открыты самим богом своему творению — Адаму. А он сообщил их своим сыновьям. От них искусство перешло к Ною, который пережил всемирный потоп и сохранил масонские принципы. Затем вольнокаменщицкое искусство через Мизраима попало в Египет, где другой библейский персонаж, Авраам, научил ему как египтян, так и древних иудеев. Их община в Египте объявлялась королевством масонов, а легендарный Моисей — «великим мастером», который сорганизовал иудеев в момент исхода из Египта в «регулярную великую ложу». После завершения строительства храма Соломона мастера-каменщики якобы рассеялись по Малой Азии, Греции и Европе. По той же легенде масонское искусство укрепляли и развивали Пифагор и Евклид в Древней Греции, затем римляне перенесли это искусство во все части своей империи, включая и Британские острова. Так масонство было занесено в Англию.

Абсурдность и нелепость многих положений этой легенды была ясна и современникам, ее критиковали много раз как масоны, так и антимасоны, и в 1815 году она была исключена из последующих изданий английской масонской конституции^ Касаясь библейских персонажей и примеров из истории древней Иудеи, необходимо отметить, что они были включены в эту легенду лишь потому, что библия и религиозное сознание были широко приняты в то время и составляли основу воспитания даже самой образованной части английского общества. Вспомним, что Андерсон был сам священником и богословом, а Дезагюльер — сыном священника.

Вторая часть андерсоновской конституции включала в себя перечень масонских правил и обязанностей. В них также были использованы традиция и новшества, внесенные основателями масонства. Первое правило относилось к богу и религии и было сформулировано на основе деизма. Масоны отвергали как атеизм, так и религиозный фанатизм, выдвигалось требование повиноваться только моральным законам. Деизм с его признанием бога «великим архитектором вселенной», а следовательно, и первым «каменщиком» — масоном был еще более подчеркнут во втором издании андерсоновской конституции, вышедшей в свет в 1738 году. Туда добавлено было и краткое изложение истории и распространения нового, «спекулятивного» масонства. Оттуда же мы узнаем, что первые ложи английского обряда появились в России в 1731—1732 годах, а во Франции в 1738 году был избран первый «великий мастер» — князь д'Антен.

За двадцать лет новое масонство сделало колоссальные успехи. Если в 1717 году в пивной «Гусь и скребок» собралось едва ли около двух десятков джентльменов-масонов, то теперь в десятках стран насчитывались многие тысячи «братьев». Успех английского масонства объясняли двумя причинами. Оно отвечало па вызов естественных наук, успехи которых подрывали религиозное сознание и открывали путь материализму и атеизму. Предлагая философию деизма, масонство пыталось примирить эти успехи со старым и общепринятым религиозным сознанием. Это было удобно и приятно многим представителям тогдашних образованных слоев общества. Но в нем оставалось и много от религии, от библии, что привлекало в масонство тех, кто признавал религиозную мораль и религиозное воспитание главенствующими. Масонство с первых своих шагов стало выполнять свою главную практическую функцию — соединять несоединимое, облегчать контакты между людьми, которые в иной обстановке из-за религиозных, политических и классовых перегородок были бы невозможными.

Вторая причина популярности масонства заключалась в его простоте. Обряд, изложенный в андерсоновской конституции, знал только три степени масонства: «ученик», «подмастерье» и «мастер», после которого сразу следовал «великий мастер». Этот обряд получил название английского. Иногда масонство трех степеней называют еще «иоанновским», по имени Иоанна Крестителя, в день которого состоялось избрание первого «великого мастера» в Англии в 1717 году. Еще одно название этого масонства — «голубое» или «синее», что подчеркивает его «невинность» и простоту.

Но, раз возникнув, спекулятивное масонство стало быстро развиваться. Новые люди из разных побуждений пристраивались к этому общественному течению, пытались что-то внести в него, добавить, «улучшить», изменить. И с начала тридцатых годов по пятидесятые годы XVI11 века появляются десятки теоретиков масонства, его реформаторов, которые разрабатывают и создают сложнейшую надстройку над этим «голубым» масонством в виде многочисленных масонских орденов, капитулов, теоретических лож, «Великих лож». Появляются новые степени, или «градусы», число которых доходит до 33, а по некоторым данным, и до 99. (Кстати скажем, что английское и французское слово «grade» переводится на русский язык и как «степень», и как «градус». Поэтому, когда в материалах читатель встречается с выражением «такая-то степень» или масон «такого-то градуса», он должен помнить, что никакого различия, по существу, между этими выражениями нет.)

И только масоны высоких степеней могут входить в более закрытые и тайные ложи и масонские ордена. Вот здесь-то и начинается тайная власть масонства, так как имена людей, входящих в капитулы, остаются неизвестными рядовым масонам первых трех степеней, а клятва, которую все они дают, обязывает масонов повиноваться их неизвестным и незримым начальникам« Эта же клятва обязывает масона не разглашать того, что происходит в ложах, не разглашать имен членов лож, планов и целей организации. Ложи высоких степеней занимались не только «теоретическими» работами, но, как правило, активно вмешивались в государственные дела и политику. Отсюда стремление заполучить в свои ряды представителей господствующих классов и партий, видных представителей общественных движений и оппозиций.

Читатель встретится на страницах сборника еще с одной малопонятной категорией: «шотландский обряд», «шотландское масонство», «шотландский мастер» и другими. Необходимо пояснить, что все это не имеет ровно никакого отношения к Шотландии. Если английская система действительно, как уже знает читатель, родилась в Англии, то «шотландская» родилась на континенте, во Франции, затем усовершенствовалась в Северной Америке. И здесь придется назвать еще одно имя. Это кавалер Рамсей, считающийся одним из первых основателей шотландского обряда. Он родился в 1680 году в Эйре, Шотландия. В Эдинбургском университете он изучал философию и художественную литературу. По своим убеждениям он склонялся к атеизму, отрицал божественное происхождение Христа, что в те времена было равносильно открытому вызову обществу. Лишь в конце жизни он несколько смягчился в своем отношении к религии, но признал из христианства только его мораль. С 1706 года он жил в Бельгии, Нидерландах, затем во Франции, хотя и приезжал позднее в Англию, где в Оксфордском университете получил степень доктора гражданского права. В середине тридцатых годов Рамсей вступает во французское масонство и выступает как его реформатор.

В 1737 году в одной из лож он произносит речь, в которой дает собственную легенду происхождения масонства. Он заявлял, что масонство возникло в глубокой древности. Его цель — объединить просвещенные умы в единую духовную империю. Масонство должно стать центром, откуда все нации будут извлекать полезные сведения, и люди всех наций, не отрекаясь от своего отечества, будут учиться любить друг друга.

Действительными реставраторами глубоких масонских традиций древности Рамсей назвал... крестоносцев! Именно они-де после путешествия в святую землю решили объединиться в единое братство представителей разных народов и дать им основные принципы порядка. Рыцари-крестоносцы изобрели особые знаки, по которым могли узнавать друг друга в любом месте. Масонский орден, по словам Рамсея, был создан в XII веке, во времена крестовых походов, орденом Рыцарей святого Иоана Иерусалимского (к которому в тот момент принадлежит и сам Рамсей!). После последнего крестового похода члены масонского ордена рассеялись по Европе, создали свои ложи, в частности в Шотландии, где они и смогли сохранить весь свой блеск.

Читатель видит, что идеи Рамсея были столь же абсурдны, как и легенда Андерсона. Сам Рамсей, как показывают исследования историков, никогда ни в одной шотландской ложе не состоял. Все это были фантазии, которые французы проверить, естественно, не могли. Тем не менее мысль о том, что масоны происходят не от каменщиков, а от рыцарей, очень понравилась во Франции. Через пару лет после напечатания речи Рамсея шотландский обряд стал быстро формироваться. Уже в 1740 году во Франции разрабатываются первые шотландские степени, следовавшие за первыми тремя английскими. Вскоре количество их доходит общим числом до 18.

Новые реформаторы развили идеи Рамсея. В частности, около 1756 года был выдвинут тезис, что действительными основателями масонства были не рыцари-иоанниты, а рыцари ордена тамплиеров («храмовников»), которые-де и взяли свое название от «храма Соломона». А масоны высших шотландских степеней должны развивать тайное учение, которое может открыться только им, и стараться применить его к решению политических и общественных проблем, государственного управления. Начинается бурное развитие «масонотворчества». Новые ордена и системы, сотни новых градусов и степеней изобретаются во всех странах, включая Россию. Одни ложи были деистическими, другие чисто христианскими, третьи, наоборот, атеистическими. Возникают учения мартинистов, герметиков, розенкрейцеров. Магия, химия, мистицизм, алхимия — все попадает в орбиту масонства. Но ясным становится и главное. Масоны, особенно во Франции, все больше занимались политикой, критикой католической церкви и абсолютистского режима.
Главным масонским объединением Франции являлся «Великий Восток», который избирал «великого мастера» и своих высших офицеров. Но в 1804 году из Соединенных Штатов Америки приезжают французские масоны-эмигранты с заданием реорганизовать масонство на основе системы в двадцать пять степеней, а потом и 33-х шотландского обряда. «Великий Восток» отказывается. Тогда ложи шотландского обряда создают свою систему «Великой ложи старого шотландского обряда, признанного Францией» с «Суверенным великим командиром Верховного (или Высшего) совета Франции». (Эта система наряду с «Великим Востоком» существует и до сегодняшнего дня. В 1894 году от нее откололось новое объединение — «Великая ложа Франции» со своим «великим мастером», тоже шотландского обряда.)
Таково происхождение шотландского обряда в современном масонстве.

Появление новой общественной силы, да еще с тайной организацией, уже в XVIII веке встревожило государственную власть во многих странах (читатель убедится в этом на примере политики Екатерины II, Павла I и Александра I по отношению к русским масонам), а также католическую церковь, имевшую собственную централизованную международную организацию во главе с папой римским, католическими орденами и монастырями. Поэтому уже в первой половине XVIII века римские папы запретили католикам вступать в масонские ложи. (Эти запрещения сохранились до сегодняшнего дня.) Но буржуазная революция во Франции в XVIII веке и борьба за объединение Италии в XIX веке развивались под знаком антиклерикализма, и поэтому, несмотря на запрещение римских пап, масонское движение во Франции начиная с XVIII века, а в Италии начиная с XIX века достигло больших масштабов и сохранилось до наших дней. В странах же, где господствовали протестантская и лютеранская религия — Пруссия, Швеция, Англия, — масонство не только не было запрещено, но представители дворянства, буржуазии и правящих династий объединялись в едином движении под патронатом монархов или членов царствующих домов. Совершенно свободно развивалось масонство, завезенное в основном из Англии, и в Северной Америке. Эти реальные условия существования наложили свой отпечаток на характер деятельности масонства в разных странах, что продолжает сказываться и в наши дни.

Масонское движение, как видит читатель, на век-полтора старше буржуазных политических партий. Поэтому даже революционные и оппозиционные движения в некоторых странах использовали формы масонской деятельности.
Во Франции XVIII века, столкнувшись с папским запретом, масонство приняло антифеодальный и антиклерикальный характер, сомкнулось с идеологами буржуазной революции и ее реальными политиками. Отсюда проистекают радикальные традиции «Великого Востока Франции», проникшие в наполеоновскую эпоху в Италию, Испанию, Португалию и Россию, где они были восприняты будущими участниками декабристского движения. После победы буржуазной революции во Франции, после завершения объединения Италии и Германии и в этих странах масонство было легализовано и существует открыто. Но конституции буржуазных государств запрещают тайные общества, которые стремятся к изменению существующего строя. Вот почему такой скандал вызвало обнаружение тайной ложи П-2.

. Борясь за создание партий нового типа, III, Коммунистического Интернационала, В. И. Ленин и большевики не могли, естественно, допустить никакого «двойного членства»: в коммунистических партиях и в масонских ложах. Это объясняет резко отрицательное отношение к масонству со стороны Коминтерна, что нашло отражение в публикуемых в данном сборнике документах II и IV его конгрессов. Сегодня в социалистических странах нет никакой почвы для существования масонства. Там, где такие попытки делаются, они, как правило, направляются из-за рубежа империалистическими разведслужбами. Однако в капиталистических странах эти организации существуют и действуют, о чем должны помнить и советские люди. Буржуазия сегодня управляет государствами и с помощью показной демократии, парламентов, политических партий, и незримой властью тайных обществ и секретных служб. В этой системе находят свое место и масонские ложи.




1 Деизм — религиозно-философское учение, признающее бега творцом и первопричиной жизни, давшего ей, так сказать, первый толчок, но отрицающее его дальнейшее повседневное вмешательство в жизнь Природы и общества. Как указывали клао- сики марксизма, это была и удобная ферма избавления от религии, и форма компромисса с ней.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Андрей Васильченко.
Тайные общества Третьего рейха

Энтони Саттон.
Орден «Череп и кости»: документы, история, идеология, международная политика
e-mail: historylib@yandex.ru