Земля на фотографиях
Хиви НАСА. Часто спрашивают: — Почему среди фотографий, якобы сделанных на Луне, совсем нет фотографий с Землёй на небе? Это бы так эффектно смотрелось — громадный голубой шар на чёрном фоне. — Как известно, Луна обращена к Земле одной и той же стороной, поэтому Земля, с точки зрения наблюдателя на лунной поверхности, неподвижна. (Да знаю я, что есть такое слово «либрация» — из-за неё Земля не совсем неподвижна на лунном небе, а немного перемещается туда-сюда в течение лунного месяца, но эти перемещения не так велики — около 8 градусов по долготе и 7 градусов по широте). Если этот наблюдатель находится в центре видимого с Земли полушария Луны, то Земля будет постоянно находиться прямо у него над головой. Если посмотреть на карту мест посадок «Аполлонов» или таблицу их координат (стр. 284), то можно видеть, что все они располагались не слишком далеко от центра видимой стороны Луны (за исключением «Аполлона-17», который сел ближе к краю лунного диска, чем к его центру). Это значит, что Земля для астронавтов была очень высоко над лунным горизонтом. Чтобы она попала в кадр, нужно сильно отклонить объектив камеры вверх от горизонтального направления — настолько сильно, что лунная поверхность при этом в кадр не попадёт. Кроме Земли, в кадре может оказаться лишь голова коллеги-астронавта, флаг, верхняя часть лунного модуля, верхушка какой-нибудь скалы и т. п. Рис. 73 — типичный пример такой фотографии (фото NASA as11-40-5924). Она сделана астронавтами «Аполлона-11». В кадре — верхняя часть лунного модуля, а над ней — Земля. Видно, что камера при съёмке была сильно наклонена вверх. Ю. И. МУХИН. Жаль, что хиви не пояснили, как смог Армстронг наклонить камеру вверх, поскольку она жёстко крепилась у него на груди в горизонтальном положении. Для съёмки на 66° вверх, ему нужно было выполнить акробатический этюд, опрокинувшись на спину и зависнув над поверхностью Луны под углом 30-40°. Такое не каждая обезьяна выполнит. Но главное в другом. Солнце освещает Землю ровно по экватору, а это значит, что над горизонтом Луны в месте съёмки оно светит под углом 90° — 66,6° = ~ 23°. А должно быть всего 8°. Тщательнее насовцам надо готовить фальшивки, тщательнее! Даже когда всё в их руках, какой-нибудь ляп да допустят. Хиви НАСА. Как сказано выше, «Аполлон-17» садился дальше от центра видимой стороны Луны, чем другие. Следовательно, Земля с места его посадки была несколько ниже над горизонтом, чем с мест посадки всех остальных «Аполлонов». Поэтому астронавты «Аполлона-17» смогли сделать несколько фотографий, в которых в кадр попали и Земля, и лунная поверхность. Одну из этих фотографий можно видеть (фото NASA as17-134-20384). Земля — над верхушкой флагштока (рис. 74). Ю. И. МУХИН. И это фото, тоже туфта. Здесь тень на Земле также в районе экватора, а это значит, что на Луне в месте съёмки оно стоит над горизонтом под углом 90° — 53,8° = ~ 36°, что очень сомнительно. Но с этой фотографией дело ещё смешнее. Когда её сняли с сайта НАСА, то попробовали улучшить изменением контрастности (рис. 75). И тут выяснилось, что эта фотография склеена из двух. Остался пустяк — доклеить диск Земли. Так и этого не смогли «специалисты» НАСА хреновы! И куда, скажите, уходят деньги американских налогоплательщиков? Подожди-подожди, на снимке есть два шарика — Земля и шлем, так почему один освещён справа-сверху, а второй тупо сверху? Хиви НАСА. Так что фотографии с Землёй в кадре всё-таки есть, но их не так много. Вот список некоторых из них: «Аполло-11»: as11-40-5923, as11-40-5924. «Аполло-14»: as14-64-9189, as14-64-9190, as14-64-9191, as14-64-9192, as14-64-9193, as14-64-9194, as14-64-9195, as14-64-9196, as14-64-9197, as14-66-9327, as14-66-9328, as14-66-9329, as14-66-9330, as14-66-9331, as14-66-9332. «Аполло-17»: as17-134-20384, as17-134-20387, as17-134-134-20466, as17-134-20471, as17-134-20473, as17-137-20910, as17-137-20911, as17-137-20957, as17-137-20958, as17-137-20959, as17-137-20960, as17-137-20961. — А почему Земля на фотографиях такая маленькая? Она всё-таки, в четыре раза больше Луны на земном небе. — Попробуйте сами сфотографировать Луну обычным фотоаппаратом. (Если ваш аппарат оснащён объективом с переменным увеличением, поставьте увеличение на минимум: американцы использовали широкоугольные объективы.) Из фотолаборатории вы принесёте изображение маленького жёлтого пятнышка на чёрном фоне. Даже, если бы это пятнышко было вчетверо больше, всё равно оно не слишком бы впечатляло. На рис. 76 приведена фотография NASA as17-137-20957. Она взята на www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a17/as17-137-20957.jpg и уменьшена в четыре раза — размер оригинала составляет 1024 пикселя по горизонтали. Ю. И. МУХИН. И опять туфта! Из того, что насовцы приклеили Землю, получается, что Луна в месте съёмки освещается солнцем под углом 45° к горизонту, кроме того, из фото видно, что Солнце и местность освещает неравномерно: левая часть гораздо темнее правой. Надо было добавить света прожекторов слева! Хиви НАСА. Известно, что фотоаппараты Hasselblad EL500, которые американцы использовали на Луне, имели размер кадра 60 x 60 мм и были оснащены объективом Zeiss Biogon с фокусным расстоянием 60 мм. Следовательно, угол зрения камеры составлял 53° как по горизонтали, так и по вертикали. (Угол зрения рассчитывается по формуле A = 2 x arctg(L/(2F)), где L — длина стороны кадра, F — фокусное расстояние объектива.) Ю. И. МУХИН. Интересно, что в НАСА до сих пор не могут выбрать не только материал к флагу, но и объектив к фотоаппарату, которым якобы производились съёмки «на Луне». Надо думать, что в Голливуде «астронавтов» снимали фотоаппаратами с самыми различными объективами. Обычному человеку (и мне, в том числе) понять разницу невозможно, но фотографам-профессионалам она видна сразу. И это, видимо, смущает насовцев. Уже упомянутый мною хиви НАСА А. Марков безусловно со слов насовцев так описывает их фотоаппарат.
Как видите, хиви Марков даёт совершенно иные данные объектива, нежели хиви, работу которых мы рассматриваем. А поскольку они выдали в свет труды насовцев позже, чем Марков, то я пользовался их данными. И хочу добавить, раз уж зашёл разговор о фотоаппарате, что в упомянутом фильме «Невероятные приключения американцев на Луне», конструктор этой фотокамеры выразил глубокие сомнения, что ею могли быть сделаны снимки, выдаваемые американцами за «лунные». Дело в том, что, по американской легенде камера жёстко крепилась на груди астронавта и в таком положении он не мог заглянуть в видоискатель, т. е. не мог ни навести её на объект съёмки, ни навести на резкость. А ведь снимки и резкие, и объекты съёмки в центре кадра. Хиви НАСА. Теперь, когда мы знаем угловой размер полного кадра, нам надо узнать его размер в пикселях. На фотографии чётко виден горизонтальный ряд из пяти крестиков. Из этого можно заключить, что фотография не обрезана (или почти не обрезана) по горизонтали: на лунных фотографиях, сделанных экипажами «Аполлонов», находится 25 крестиков, расположенных в пять рядов по горизонтали и по вертикали. Впрочем, размер исходной фотографии можно очень точно определить как раз по этим крестикам: как утверждается, расстояние от центра кадра до его края в 2,59 раза больше, чем расстояние между соседними крестиками. А длина стороны кадра, следовательно, больше расстояния между соседними крестиками в 5,18 раз. На исходной фотографии расстояние между соседними крестиками — 199 пикселей, значит, длина её стороны — 199 x 5,18 = 1031 пиксель (округлено до целого числа). Как видно, эта фотография всё-таки была чуть-чуть обрезана по горизонтали. Если 53 градуса — это 1031 пиксель, то одному градусу соответствует 1031 / 53 = 19,45 пикселя. Так как угловой размер Земли на лунном небе составляет 1,9°, то на данной фотографии Земля должна иметь диаметр в 19,45 x 1,9 = 37 пикселей. На рис. 77 приведён фрагмент исходной фотографии as17-137-20957 в натуральную величину с изображением Земли, на которое наложена серая окружность с диаметром 37 пикселей. Легко видеть, что на данной фотографии Земля вовсе не мала, а даже чуть-чуть великовата. Не следует слишком удивляться тому, что результат наших вычислений немного не совпал с фактическим размером Земли на фотографии. В наших расчётах мы сделали ряд упрощений, из-за которых они дают не вполне точный результат. Во-первых, мы предполагали, что линейные расстояния на фотографии пропорциональны угловым. Это не совсем так: находящийся близко к краю кадра предмет имеет на фотографии немного больший линейный размер, чем предмет с таким же угловым размером, находящийся в центре кадра. Во-вторых, угловой диаметр Земли, наблюдаемой с Луны — величина не вполне постоянная: из-за того, что орбита Луны некруговая (т. е. расстояние между Луной и Землёй несколько изменяется), угловой диаметр Земли периодически изменяется от 1,80° до 2,06°. Мы взяли среднее значение углового диаметра: точная величина его в то время, когда была сделана данная фотография, требует довольно серьёзных астрономических расчётов. По этим причинам, наш результат — лишь оценка размера Земли на данной фотографии, а не точное его вычисление. Однако эта оценка позволяет заключить, что размер Земли на фотографиях с Луны — примерно такой, какого следует ожидать. — Я вывел на свой монитор фотографию as17-137-20957 (Рис. 76) и измерил диаметр Земли (на моём мониторе он составлял 22 миллиметра) и её высоту над горизонтом (190 миллиметров). Так как угловой размер Земли, видимый с Луны, равен 1,9°, то высота Земли над горизонтом на этой фотографии равна 1,9° х 190 / 22 = 16°. Затем я проделал то же самое для фотографии as17-134-20384 (рис. 74) и получил, что на ней диаметр Земли — 11 миллиметров, её расстояние до горизонта — 195 миллиметров, следовательно, на ней высота Земли над горизонтом 1,9° х 195 / 11 = 34° — примерно вдвое больше. Как это может быть? Ведь Земля на лунном небе не перемещается. А если оценить высоту Земли над лунным горизонтом, исходя из координат места посадки «Аполлона-17», то получается что-то около 54 градусов. Так что и 16, и 34 градуса — всё равно как-то подозрительно низковато. — Если Земля в самом деле находится в 54 градусах над лунным горизонтом, то это всё равно меньше, чем угол зрения по вертикали у камеры, которая была у астронавтов (53°). Для того чтобы сделать снимок, где были бы и Земля, и лунная поверхность, астронавты были вынуждены выбирать соответствующие места для съёмки, например у подножия холма или у нижней части склона. Ясно, что в этом случае видимый на снимке край лунной поверхности будет гораздо выше горизонтального направления. А угол от этого края до Земли, который оценивается по фотоизображению, окажется существенно меньше высоты Земли над горизонтом. На фотографиях с места посадки «Аполлона-17» видно, что холмов и откосов в этом районе немало, так что, возможности выбора таких точек съёмки у астронавтов были достаточно богатые. На фотографии с флагом (as17-134-20384) (рис. 74) на заднем плане — вершина холма, а местность на фотографии as17-137-20957 (рис. 76) похожа на идущий вверх уклон: она не простирается до горизонта, а довольно быстро заканчивается. Надо сказать, что такой способ измерения углов по фотографии — весьма неточный. Причина всё та же: линейные размеры на фотографии не пропорциональны угловым размерам. Для точного определения углов необходимо определять положение соответствующих точек на фотографии относительно центра кадра и вычислять эти углы по тригонометрическим формулам. Ю. И. МУХИН. Всё это прекрасно, но никакими искажениями не объяснишь, почему на вышеприведённых снимках все объекты отбрасывают короткие тени под себя, а не такие, какие они были бы на Луне. Так что толку рассусоливать о том, где стояли астронавты во время «съёмки Земли»? В Голливуде! Хиви НАСА. Тем не менее: — На некоторых фотографиях, сделанных на Луне, Земля всё-таки изображена неправильно. Вот, посмотрите на этот снимок, опубликованный в газете «Дуэль» (рис. 80). Во-первых, Земля находится над самым горизонтом, а вы сами утверждали, что во всех местах, где садились «Аполлоны», она должна быть ближе к зениту, чем к горизонту. Во-вторых, если судить по тому, как Солнце освещает Землю, то оно должно быть точно за спиной у фотографа. А если по теням от астронавта и от лунного модуля — то слева (и, может быть, чуть-чуть сзади) от фотографа. — Полностью с вами согласен. Действительно, на этом снимке Земля находится там, где она быть никак не может — совсем рядом с горизонтом, и освещена Солнцем совсем не так, как должна быть, судя по теням на лунной поверхности. Более того, кроме «во-первых» и «во-вторых», есть ещё и «в-третьих»: размер Земли на этом снимке в несколько раз больше, чем должен быть при съёмке широкоугольным объективом, какие были у астронавтов «Аполлонов». По этим трём причинам данный снимок — несомненная фальшивка. Неизвестный фальсификатор взял за основу фотографию NASA as16-113-18342 (рис. 81), сделанную астронавтами «Аполлона-16»: www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a16/as16-113-18342.jpg. Сравнив эту фотографию с фотографией в «Дуэли», легко заметить, что эти фотографии идентичны почти во всём: фигура астронавта, тени на поверхности, неровности рельефа вблизи и холмы на заднем плане одинаковы на обоих снимках. Отличие только в одном: Земли над лунными холмами на фотографии из NASA нет. Изображение Земли фальсификатор взял со знаменитой фотографии NASA as11-44-6550 «Земля над лунным горизонтом» (рис. 82), сделанной астронавтами «Аполлона-11» с окололунной орбиты: www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/as11-44-6550.jpg. Фрагмент этой фотографии приведён на рис. 82. Узор, образованный облаками, на ней такой же, как и на опубликованной в «Дуэли». А наложить на одну фотографию кусочек другой — ничуть не сложнее, чем написать по-русски поверх изображения «Фото НАСА». На лунной поверхности астронавты использовали фотокамеры с широкоугольными объективами. Но для съёмок в космосе у них была ещё и камера с длиннофокусным объективом. На снимках, сделанных такой камерой, объекты получаются в несколько раз крупнее. Именно поэтому Земля на фотографии с окололунной орбиты гораздо крупнее, чем на фотографиях, сделанных на поверхности Луны. Трудно сказать, кем, где и зачем был сделан этот фотомонтаж. Возможно, «фотомонтажник» просто хотел «сделать людям красиво», не подумав о том, какого размера должна быть Земля на фотографии, где она должна находиться и как должна быть освещена Солнцем. А может быть, эти промахи были сделаны намеренно — чтобы потом можно было погромче воскликнуть: «Смотрите, смотрите, какая грубая подделка!» Уверенным можно быть только в одном: тому, кто написал (по-русски) на фотографии «Экспедиция Аполло-16», откуда-то было известно, что исходная фотография была сделана астронавтами именно этой экспедиции. Похоже, на данной фотографии «Земля сделана в России; и прескверно сделана». Ю. И. МУХИН. У меня, главного редактора газеты «Дуэль», есть основания напомнить читателям, что хиви НАСА не только тупые, но и подонки, однако, думаю, это не будет сенсацией и для самих хиви. Фото с большой Землёй было напечатано в «Независимой газете» (НГ-наука, № 9, 2000 г.) как иллюстрация к статье Г. М. Салахутдинова «Печальная ошибка здравого смысла», восхваляющей великий подвиг американцев. «Дуэль» (№ 5, 2000 г.) эту статью перепечатала полностью вместе с фото и подписью к нему. Замечу «эксклюзивно» для хиви НАСА — хотя вы, хиви, уже добровольные помощники правительства США, но американская армия ещё не оккупировала Россию, соответственно, пока ваши, хиви, мечты не сбылись, в русских газетах ещё можно (даже «независьке»), подписи к фотографиям делать на русском языке. Но вернёмся к этому фото. Так вот статью и фото из «НГ-наука» мы перепечатали только потому, что три автора «Дуэли» (Ф. Тим, Е. Кузьмин и я) разъяснили читателям, почему это фото является поддельным. Гарантирую, что «независька» скорее повесилась бы всей редакцией, но не посмела бы сама подделать фотографию любезных ей американцев. Она могла взять её только из НАСА, следовательно подделали это фото там. Вот для этого случая насовцы и запускают в Интернет «приколы» — уличи их в этой подделке, а они заявят, что это американский юмор. Ну и опять обделил прикольную фотографию as16-113-18342 вниманием, то что там тени расходятся веером — это уже не интересно, походя воткнули левой рукой флажок — так это же «Аполлон-16», а не 11, зачем вокруг него танцы с бубном устраивать. Гораздо веселее себя ведут следы от «Ровера» — колея расходится в разные стороны, как-будто ехал не четырёхколёсный механизм, а два двухколёсных… |