Глава IV. Основание и гибель восточно-германских государств в области Римской империи.
Среди приблизительно 45-ти названий германских народностей, которые называет Тацит в своей "Германии", находятся только три или четыре, встречающиеся нам снова в позднейшей германской истории, а именно: фризы, батавы, свевы (швабы) и лангобарды. Впрочем, можно еще признать позднейших готов в упоминаемых им готинов или готонов. Все остальные имена совершенно исчезают со страниц истории. Вместо них приблизительно с середины третьего столетия появляются совершенно иные названия племен, причем отныне мы должны тщательно различать восточно-германские от западно-германских племен.
Восточно-германские народности во времена, с которых мы можем исторически наблюдать их, а именно с середины второго до середины шестого столетия, передвигались из местностей к востоку от Эльбы до Вислы в колоссальных переселениях — как кажется, переселялись целые народности, как таковые, а не только их излишек населения, — по направлению к югу и юго-западу к границам Римской империи, перешли эти границы, заселили силой или на основании мирных договоров земли в пределах империи и основали собственные государства, из которых, они, однако, часто спустя короткое время, снова переселялись или оказывались вытесненными другими надвигающимися племенами. Уже около 165 г. наркоманы перешли через средний Дунай, где римскому императору Марку Аврелию пришлось выдержать тяжелую борьбу с ними, в которой он и погиб в 180 году. В следующем столетии на Нижнем Дунае и у Черного моря появляются готы. Около 375 года готы вытесняются устремившимися из Азии через Кавказ гуннами (народ, относительно которого предполагается, что он принадлежал к монгольской расе) и устремились лавиной в Римскую империю, императора которой Вален га они в 378 году победили в сражении под Адрианополем и убили. Преемнику Валента Теодозию Великому, атак же его сыну Гонорию удавалось еще в течение нескольких десятилетий сдерживать готов, отчасти с помощью германских войск и военачальников. Но затем они стали продвигаться все дальше к югу и западу, в Грецию, в Италию, где они в 410 году под предводительством своего короля Алариха даже завладели городом Римом и разграбили его. Затем они двинулись дальше в Южную Галлию, где в 419 году было основано Вестготское королевство, которое постепенно распространилось и на большую часть Испании. Уже до них в Южную Галлию и Испанию пришли вандалы. Вытесненные оттуда готами, вандалы, под предводительством своего короля Гейзериха, перебрались около 430 года в Африку, где они основали государство с главным городом Карфагеном, которое просуществовало там более 100 лет. В 534 году оно было уничтожено Велизарием, полководцем императора Восточно-Римской империи Юстиниана. Между тем, в Италию вторглись гунны с своим королей Аттилой, которые затем тоже двинулись в Галлию и там в 451 году в сражении на Каталаунсках полях были отброшены назад соединенными силами Западно-Римской империи, готов и других германцев. В 455 году Гейзерих с своими вандалами сделал визит городу Риму из Африки и разграбил его. В 476 году Одоакр, находившийся на римской службе германец, предводитель германских наемников, положил конец Западно-Римской империи и завладел властью. В 489 году Теодорих Великий основал в Италии государство Остготов, которое просуществовало там 70 лет и в 555 году было разрушено полководцами Юстиниана Велизарием и Нарцисом. За этим последовало в 568 году учреждение Лангобардского государства в Италии королем Альбоином. Это государство просуществовало два столетия и было подчинено господству франков в 774 году Карлом Великим. Все до сих пор названные восточно-германские народности не имеют значения для германской истории. В местах своего нового жительства они смешались с уже жившими там народами и частью исчезли, частью сделались родоначальниками позднейших романских народов — французов, испанцев, итальянцев. Однако, необходимо хотя вкратце ознакомиться с тем, в какую форму вылились в процессе этого смешения их хозяйственные отношения. Тут прежде всего надо иметь в виду, что завоеватели германцы всюду — и это относится также к западно-германским племенам, поскольку они вторглись в Галлии в область Римской империи — попадали в земли и в среду народов, стоявших па гораздо более высокой ступени цивилизации. В Галлии, например, уже до римского завоевания (которое произошло в 58 — 50 гг. до Р. Хр. при Цезаре) развились начатки городской жизни, а также оживленная торговля и отчасти цветущее ремесло, хотя основой существования, само собою разумеется, являлось еще земледелие. Но и это последнее уже далеко возвысилось над германским скотоводческим хозяйством. Живущие в Галлии кельты тогда уже занимались земледелием и приобрели прочную оседлость. Но они еще не знали денежного хозяйства и частной собственности. Напротив, существовало в широких размерах общинное владение землей. Римское завоевание принесло им новую технику земледелия, новые формы обработки земли, культуру овощей, вина, садовых растений и в добавление к этому приспособленное целиком к частной собственности римское право. И тогда наступил скорый конец общинному хозяйству и общинной собственности, а за этим последовало полное преобразование социального строения. Прежде всего уничтожение общинной собственности лишило средств существования в деревне бесчисленное количество людей, они должны были переселиться в города. Земля же, которая раньше принадлежала общинам, сделалась собственностью Римского государства (фиска) или досталась в качестве частной собственности отдельным кельтским семействам. В обоих случаях возникли колоссальные поместья (латифундии), причем для ведения хозяйства в последних была найдена форма, которая в позднейшее время играла также чрезвычайно важную роль и в Германии: землю разбивали на множество мелких крестьянских участков и поселяли на каждом крестьянина (колона), но уже не в качестве собственника, а только как съемщика, ведущего хозяйство. Он должен был обрабатывать землю и жить этим, но она ему не принадлежала, и за пользование ею он должен был платить владельцу определенной частью с своего урожая. Владельцы латифундий обыкновенно совсем не жили в деревне, поселялись в городах и образовали там в качестве "сенаториалов" высший масс. "Богатые, совершенно уподобившиеся римлянам языком, образованием и мировоззрением, они одни допускались к занятию государственных должностей" (Лампрехт). Однако, городское управление казалось им недостаточно почетным делом, чтобы заниматься им. Последнее преимущественно находилось в руках второго класса, "куриалов" которые развились из ремесла и торговли. Они тоже были богаты, это "поднимающееся дворянство денежного хозяйства" , которое отличалось от общей массы граждан только своим богатством, но не родом занятий и образом жизни. Наконец, в городах существовал еще отчасти занятый в ремесле пролетариат, отчасти голодающий. Если прибавить к этому, что сенаториалы большею частью сохраняют в своем собственном непосредственном распоряжении часть латифундий, господскую усадьбу, которую они по римскому образцу обрабатывали посредством рабов или вольноотпущенников, то перед нами встанет отчетливая картина всего классового расслоения Римской провинции того времени. Ибо если не совсем однородны, то приблизительно таковы же были условия в Испании, Италии, Северной Африке. В какой сильной мере все эти земли были романизированы, свидетельствует уже тот факт, что их языки до нынешнего дня представляют собою почти чистое производное от латинского языка, в которых сохранились лишь ничтожные остатки ранее существовавших там языков. Как говорит Лампрехт, "хотя еще в четвертом столетии понимали кельтский язык, но разговорным языком повсюду являлось вульгарное латинское наречие, почти целиком вытеснявшее кельтскую речь; в современном французском языке на 100 слов приходится в среднем только одно слово кельтского происхождения". Таким образом уже в четвертом столетии в Галлии и в других провинциях Римской империи натуральное хозяйство было вытеснено резко выраженным денежным хозяйством. В такие условия попали пришедшие сюда в качестве завоевателей восточно-германские племена. Относительно характера их расселения среди коренного населения нельзя получить вполне надежных данных. Несомненно одно лишь, а именно, что они заставили уступить себе часть пахотных земель; у лангобардов и остготов то была одна треть, у вестготов, бургундов и других две трети наличной пахотной земли. Но с достоверностью нет возможности установить, в какой форме произошла эта передача земель. Некоторые историки (например, Лампрехт) держатся того взгляда, что до сих пор исключительно занимавшийся войною, лишь весьма мало привыкший к земледелию германец вступил фактически во владение предоставленным ему земельным наделом, поселился на нем и крестьянским трудом стал добывать себе на нем пропитание. Следствием этого было то, что германцы, очень немногочисленные в сравнении с наличным населением страны, быстро растворились среди населения и были им поглощены. Исчезла внутренняя связь среди членов небольшой германской военной дружины и вместе с тем исчезло ее военное превосходство. И это явилось основной причиной того, почему восточным германцам не удалось обеспечить длительное существование своим вновь основанным государствам. Исключение составили лишь вандалы, которые в окрестностях своего главного города Карфагена совершенно очистили землю от прежних жителей и поселились на ней. Но и они, на своей детски-варварской ступени развития, оказались неспособными взять в свои руки римский аппарат управления. В противность этому Дельбрюк, например, старается доказать, опираясь на источники8, что треть или две трети земли должны были отдать только крупные поместья и что германские завоеватели стремились, напротив, держаться вместе в по возможности боеспособном состоянии. Во всяком случае, как уже упомянуто, все эти основанные восточно-германскими племенами государства не имеют никакого значения для дальнейшей германской истории. Они важны для истории романских народов, которые возникли в особенности на почве Италии, Испании и южной Франции из распадающейся Римской мировой империи. Носителями германской истории явились западно-германские племена, которыми мы теперь и займемся. 8Ганс Дельбрюк. История военного искусства, т. И, 1909, стр. 328 — 344. |
загрузка...