Глава I. Экономика Египта
Время царствования первых фараонов XVIII династии было временем значительного роста производительных сил древнего Египта. Завоевательные походы, совершавшиеся систематически в Переднюю Азию и Нубию, способствовали накоплению огромного количества материальных ценностей в Египте. Фараоны после каждого успешного похода привозили с собой богатую добычу, в первую очередь военнопленных, обычно обращавшихся в рабство. Кроме того, покоренное население завоеванных стран платило египетским чиновникам большую дань. Наконец, соседние государства Передней Азии посылали свою дань египетскому фараону, стремясь таким образом откупиться от нашествия египетского войска, которое всегда грозило опустошить эти страны. О накоплении в эту эпоху крупных богатств в Египте свидетельствует интенсивная строительная деятельность фараонов XVIII династии, воздвигших по всей стране множество роскошных и величественных храмов, среди которых выделяется монументальный полупещерный храм, построенный царицей Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри около Фив. Значительная часть этих богатств сосредоточивалась в храмах, что повлекло за собой дальнейшее развитие храмового хозяйства. Крупные материальные ценности скопились и в руках рабовладельческой аристократии, на что указывают рисунки, сохранившиеся на стенах фиванских гробниц знатных вельмож, развитию хозяйства в крупных храмовых и аристократических поместьях способствовал приток рабов, доставлявшихся из соседних стран в Египет. На это красноречиво указывают многочисленные надписи того времени. Так, в надписи Яхмоса, сына Иабаны, говорится: «Осаждали Шарухен в течение шести лет, и его величество взял его. [11] Затем я взял пленных там — двух женщин — и одну руку.*) Пожаловали мне «Золото Храбрости», дав мне военнопленных в качестве рабов».1) «После того как его величество разгромил азиатов ментиу-сатет, он поднялся по реке до Хент-хен-но-фера, для того чтобы уничтожить нубийские племена лучников иунтиу-сатет. Его величество произвел большое побоище среди них. Тогда там я взял в качестве добычи двух живых людей и три руки. Наградили меня золотом в двойном количестве, дав мне двух рабынь».2) С гордостью говорит автор этой надписи о том, как он был награжден царем: «Я был награжден золотом семь раз в присутствии всей страны рабами и рабынями поровну».3) В этой же надписи приведены имена девяти рабов и десяти рабынь, составивших военную добычу начальника гребцов Яхмоса, сына Иабаны.4) О захвате пленников неоднократно говорит в своей надписи также и Яхмос, сын Пен-нехбет: «Я следовал за царем Верхнего и Нижнего Египта Неб-пех-тет-Ра правогласным. Я захватил для него в Джахи одного живого пленника и одну руку».5) «Я следовал за царем Джесер-ка-Ра правогласным» и «взял в плен для него в стране Куш одного живого пленника».6) «Я служил царю Джесер-ка-Ра правогласному» и «взял в качестве добычи для него к северу от Иаму-Кехек три руки».7) «Я захватил для него двух живых пленников в стране Куш, помимо живых пленников, которых я доставил из страны Куш, не считая их».8) «Я служил царю Верхнего и Нижнего Египта Аа-хепер-ка-Ра, правогласному. Я захватил для него в чужеземной стране Нахарине 21 руку, одного коня и одну колесницу».9) «Я следовал за царем Верхнего и Нижнего Египта Аа-хепер-ен-Ра правогласным. Доставлено было из страны Шасу очень много пленников. Я не пересчитывал их».10) О захвате пленников говорится и в надписи Тутмоса II, в которой описывается его военный поход в Нубию: «Появился его величество на престоле, когда привели живых пленников, захваченных этим войском его величества».11) Наконец, на одном остраконе времени Тутмоса III содержится список имен 19 сирийских рабов, очевидно, захваченных в плен в Сирии.12) [12] Уже в период Древнего и Среднего царств египетские фараоны захватывали во время своих войн в соседних странах, главным образом в Нубии, а также отчасти в прилегающих областях Передней Азии, множество пленников, которых они, как правило, обращали в рабство. Во время XVIII династии размах завоевательной политики Египта в значительной степени увеличился. В «Анналах Тутмоса III» довольно часто говорится о захвате пленников; можно предполагать, что их уже стали исчислять не только сотнями, но и тысячами. Наконец, во время своего похода в Переднюю Азию Аменхотеп II взял в плен около 100 тыс. чел. Как показывает множество надписей и изображений, эти военнопленные, обращенные в рабство, широко использовались в царском, храмовом и аристократическом хозяйстве в качестве рабочей силы. Иногда эти военнопленные селились в специальных лагерях, образуя особую группу, очевидно, неполноправного и несомненно эксплуатируемого иноземного населения. Таким образом, приток военнопленных, обращенных в рабство, увеличивал количество рабов в Египте в этот период его истории.13) *) Древние египтяне обычно устанавливали число убитых врагов по количеству отрубленных рук. (В книге — подстраничное. HF) 1) Надпись Яхмоса, сына Иабаны, 14-16 (К. Sothe. Urkundender XVIII Dynastie. Leipzig, 1906, IV, 4-5). В 15-й строке этой надписи в тексте, помещенном у Лепсиуса, стоит «5» лет. Текст Шампольона и перевод Бругша дают «6». Брэстед проверил Берлинский эстампаж и нашел там ясную цифру «6» — — «в течение 6 лет». Применений предлога в значении прошедшего промежутка времени, т. е. «в течение», ср. надпись Бекнехопсу из Мюнхенского собрания. См. Piehl. — PSBA, XV, р. 258. Как полагает Брэстед, упорство осажденных и настойчивость Яхмоса указывают на то, что взятие Шарухена было расширением гиксосской войны. Гиксосы упорно сопротивлялись в Шарухене, который был их последним опорным пунктом (J. H. Breasted. Ancient Records of Egypt, vol. II. Chicago, 1906, p. 8). Брэстед считает, что этот первый поход Яхмоса I в Переднюю Азию имел целью оттеснить гиксосов «на безопасное расстояние от границы Дельты» (Д. Г. Брэстед. История Египта, т. I. М., 1915, стр. 237). По мнению Б. А. Тураева, взятие египтянами Шарухена и их продвижение при Яхмосе I вплоть до Финикии было лишь последним шагом «в деле освобождения Египта» (Б. А. Тураев. История древнего Востока, т. I. М., 1935, стр. 259). Однако было бы неправильным вслед за Брэстедом, Кормаком и Монтэ считать, что дальнейшие завоевательные походы фараонов XVIII династии были естественным продолжением походов Яхмоса I в Азию (Д. Г. Брэстед. История Египта, т. I, стр. 243; G. Cormасk. Egypt in Asia. London, 1908, p. 12, 71-72; P. Montet. Le drame d'Avaris. Paris, 1940, p. 96-97). На самом деле основной причиной этих завоевательных войн было развитие рабовладельческого хозяйства древнего Египта. 2) Надпись Яхмоса, сына Иабаны, 16-18 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 5), — Хент-хен-нофр, судя по детерминативу, «горная иноземная страна»,— очевидно, область, лежавшая в Северной Нубии, на правом берегу Нила от горной цепи близ нильского берега до страны Акити, может быть, уади к востоку от Нила ниже Семнэ. См. H. Brugsсh. Geographische Inschriften, l, S. 52-53, l, 2; S. 5-6; H. Brugsсh Die ägyptische Völkertafel. — «Verhandlungen des V-ten Orientalischen Kongresses», Bd. 2. Afrikanische Section, S. 57-59; G. Maspero. Histoire ancienne des peuples de l'Orient classique. Paris, 1895, [209] vol. I, p. 490; vol. II, 1897, p. 90. Название «Хент-хен-нофр» применялось для обозначения большей части Северной Нубии. См. Т. Sävе-Södеrbergh. Ägypten und Nubien. Lund, 1941, S. 144. 3) Надпись Яхмоса, сына Иабаны, 2-3 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 2). Интересно отметить, что это награждение Яхмоса происходит «в присутствии всей земли» — . Не является ли это собирательное «земля» синонимом для обозначения «всего народа», т. е. собрания воинов, военачальников и приближенных царя, как некий пережиток в языке времен военной демократии? Ср. отголоски таких же военных собраний в Урарту: «в третий месяц из дома укрепленного народа собрание — созыв в поле я сделал» (летопись Сардури, V, 2) — iGENS ġurandinili keli dubi («народное собрание в поле я устроил»). И. И. Мещанинов. Язык ванских клинописных надписей, т. I. Л., 1932, стр. 122; ср. Н. Я. Mapp и И. А. Оpбели. Археологическая экспедиция в 1916 г. в Ван. Пг., 1922, стр. 54. Ср. отголоски народно-военных ополчений в шумерийском языке: ug = народ (nîšu), ср. ugnim — войско? ugnim = (uknim?) = войско (ummânu) ugu = зачать, рождать (Fr. Delitzsсh. Sumerisches Glossar. Leipzig, 1914, S. 42-43). 4) К. Sethe. Urkunden.., IV, 11. Среди этих имен представляют интерес имена Аму и Иштар-и-ума, ясно указывающие на азиатское происхождение данных людей. См. Р. Montet. Le drame d'Avaris, p. 16. 5) К. Sethe. Urkunden.., IV, 35, 16-17. 6) К. Sethe. Urkunden.., IV, 36, 1-2. 7) К. Sethe. Urkunden.., IV, 36, 3-4. Возможно, что эти племена иаму-кехек были ливийскими племенами, жившими в местности, расположенной к западу от Дельты, может быть, в пустынных районах, прилегающих к оазису Юпитера-Амона, как предположил Г. Бругш, который сопоставил племенное название «иаму-кехек» с греческим названием племени иобакхов, упомянутых у Птолемея. H. Вrugsсh-Веу. Geschichte Ägyptens. Leipzig, 1877, S. 261-262. 8) К. Sethe. Urkunden.., IV, 36, 6-8. Брэстед эти слова из надписи Яхмоса Пен-Нехбет переводит таким образом: «beside three livingprisoners, whom I brought off in Kush without counting them» (J. H. Breasted. Ancient Records of Egypt, vol. II, p. 35). Однако данный текст не дает никаких оснований для того, чтобы обычный знак множественного числа принять за идеографическое начертание слова «три», которое могло бы быть обозначено фонетически = ḫmt (см. ÄZ. Bd. XLV, pl. VI, 12-13). Совершенно не обосновано Брэстедом и то толкование, которое он дает словам «не считая их». Брэстед думает, что это были военнопленные, не включенные в официальный подсчет («not included in the official count»), таким образом, слишком расширительно и произвольно толкуя данный текст. Гораздо проще и правдоподобнее было бы предположение, что Яхмос Пен-Нехбет в данном случае имел в виду лишь то, что он захватил и доставил из страны Куш столько пленников, что не имел возможности их даже подсчитать, или, как у нас принято говорить, «без счета». Это предположение подтверждается надписью Яхмоса, сына Иабаны, который, описывая этот поход, говорит, что в результате этой войны «их народ был доставлен в качестве живых пленников», т. е. все данное нубийское племя было обращено в рабство. Очевидно, этот нубийский поход Тутмоса I окончился полным разгромом нубийских племен. См. К. Sethe. Urkunden.., IV, 9, 2. 9) К. Sethe. Urkunden.., IV, 36, 9-11. Под словом «Нахарина» [210] понимались области Северной Сирии, примыкавшие к Евфрату, а также те, которые входили в состав Северо-Западной Месопотамии, образуя обширную «страну рек». Название «Нахарина» встречается в различных начертаниях и произношениях в египетском, ханаанском и аморитском языках. См. В. И. Авдиев. Военная история древнего Египта, т. I. М., 1948, стр. 256. 10) К. Sethe. Urkunden.., IV, 36, 12-14. 11) К. Sethe. Urkunden.., IV, 140, 15-16. 12) Остракон Лейпцигского музея. См. G. Steindorff. Eine ägyptische Liste syrischer Sklaven. — ÄZ, Bd. XXXVIII, S. 15-18. 13) См. В. В. Струве. Проблема зарождения, развития и разложения рабовладельческих обществ древнего Востока. — «Известия ГАИМК», 1934, вып. 77. По вопросу о рабстве в древнем Египте см. большую работу современного египетского египтолога: Abd el-Mohsen Bakir. Slavery in pharaonic Egypt. Le Caire, 1952. |