Защита груди
Подобно тому как пластинчатый доспех развивался постепенно и первоначально лишь отдельные части тела защищались листовым железом, так и важнейшая его часть, защита груди, образовывалась из отдельных пластин, которые привязывали или наклепывали к лентнеру. Но обивка кожаной одежды большими или малыми пластинами из железа или иного металла заклепками еще не дала пластинчатого доспеха, т. к. железные пластинки соединялись мозаично, и любое растягивающее движение раскрывало щели, в которые могло проникнуть лезвие оружия противника. Лишь благодаря защите с помощью перекрывающихся вверх или вниз обручеобразных пластин, так называемого пластинчатого перекрытия, возник собственно пластинчатый доспех и, вместе с тем, его важнейшая составная часть — нагрудник (нем. Brust). Теперь железные пластины соединялись изнутри с помощью широких полос из сыромятной кожи, приклепанной к пластинам. Благодаря своей податливости и эластичности такой доспех создавал относительную свободу движений. Мастера-доспешники XV века искали и нашли природный образец новой системы наложения пластин, которая, собственно, и характеризует пластинчатый доспех. Это та же система покрытия, что и у ракообразных. Сходство, видимо, не случайно, ибо старые мастера так и называли пластинчатые нагрудники — рак (нем. Krebs) или рачья грудь. В Италии в 1380-х годах начали укреплять грудную часть лентнера пластиной, которая доходила до шеи. Позднее, начиная с 1430 года, это усиление состояло по крайней мере из двух частей, которые соединялись друг с другом с помощью ремней и пряжек. Затем нижняя часть составила вместе с верхней подвижную конструкцию. В то время нагрудники даже в Италии, на родине пластинчатого доспеха, были еще большой редкостью. К концу XIV века лентнер уже повсеместно усиливался горизонтальными, наклепанными на кожу металлическими пластинками шириной в 10-12 сантиметров, которые, однако, не перекрывали друг друга, а ставились встык. Форма нагрудника, его профиль и выпуклость позволяют судить о дате его изготовления, а при внимательном рассмотрении — даже о месте производства. Точно так же как и первые усиленные лентнеры приблизились к естественной форме груди, так и первые нагрудники повторяли ее очертания. С 1430 года грудь выпячивается шарообразно, поскольку сферической форме приписывали наибольшую сопротивляемость ударам. Нагрудники и наспинники 1450-х годов имели иногда чрезмерные рукавные вырезы: тогда был обычай вместо наручей пользоваться широкими рукавами, плотно набитыми шерстью. Такие набитые рукава особенно часто носили в Италии и Франции, а исчезли они лишь к 1480 году. Нижняя часть накладного нагрудника, к которой примыкает набрюшник или юбка, получила в XV веке название Bruech (вероятно, искажение фр. [74] braconnière, от ит. brache — кольчужные штаны). Когда подвижные нагрудники в конце XV века исчезли, название перенесли на усиливающую деталь нижней части нагрудника. К этому времени в Италии и Бургундии нагрудник стал более стройным, с острой кромкой, идущей по середине груди. Такие нагрудники, которые, впрочем, носили не всегда и большей частью только в соединении с подбородником и саладом, имели красивую, элегантную форму. Обычно их называют готическими, хотя скорее следует назвать флорентийскими нагрудниками, ибо их форма была заимствована из флорентийской одежды. Лишь около 1490 года нижняя часть накладного нагрудника постепенно распространилась вверх, так что верхняя наконец стала совсем ненужной. Верхняя кромка первоначально мало распахнута и слегка вогнута, иногда даже остро вырезана (рис. 87). В этой форме нагрудники встречаются до 1500 года, после чего не без влияния
Максимилиана I они претерпевают изменения: становятся короче, более шаровидными, приобретают на верхней кромке крупный витой шнур и угловатую пройму. Чтобы можно было свободнее размахивать руками, в вырезах рукавов появились подвижные накладки, которые пружинили и получили название подмышковой чешуи (нем. bewegliche Einsätze). Почти одновременно с гладкими шаровидными нагрудниками появляются введенные Максимилианом I гофрированные или рифленые нагрудники, о которых речь будет позже. Их называют максимилиановскими, ошибочно также миланскими (рис. 88). Начиная с 1520 года служившие в Италии ландскнехты преобразуют нагрудники по своему собственному вкусу, и сколь бы мода ни казалась вычурной, все же она не возникла без всякого расчета. Дело в том, что грудная часть в середине все больше выдвигалась вперед, так что к 1530 году постепенно сформировалось характерное острие. Называлось оно manyль (от ит. tappo — бугор). Ландскнехты считали, что любой удар и любая пуля должны соскальзывать с наклонно направленных сферических стенок. Эта форма нагрудника сохранялась до 1546 года (рис. 89). В кругах рыцарей этой модой простых солдат не увлекались чрезмерно. В 1520-х годах нагрудники на рыцарских доспехах даже предводителей ландскнехтов не имели явно выраженного тапуля, но, с другой стороны, в середине груди постепенно образовывалось ребро, и сама грудь легкой дугой все сильнее выдвигалась вперед. Проходившая сначала горизонтально верхняя кромка со временем стала опять доходить до шеи, получив небольшой шейный вырез (рис. 90). Такими еще в 1550 году были нагрудники работы [76] самых выдающихся мастеров. После этого выпуклость постепенно сползла вниз и к 1570 году достигла нижней кромки. Такие нагрудник называются гусиной грудью (нем. Gansbauch, рис. 91). У итальянских нагрудников гусиная грудь была особенно заострена. К началу XVII века нагрудник постепенно опять становился короче, но еще сохранял форму гусиной груди, а на нижней кромке образовался выступ. В 1620-х годах гусиная грудь исчезла, нагрудник со слабо выраженным ребром стал таким коротким, что еле достирал грудины.
Вырез на груди очень глубокий, и в середине XVII века нагрудник соединялся с наспинником уже на плечах. Две кожаные ленты, покрытые металлическими чешуйками, свисали с него вперед и застегивались на крючках на груди. Эти короткие нагрудники, достигавшие тем не менее иногда значительного веса, сохранились до периода рококо. Тут они стали длиннее, но сохранили свои застежки. Нагрудники кирасиров доходили в середине XVIII века до плеча, поэтому носить их было легче и надежнее. [77] В последующих рисунках показано изменение формы нагрудника с 1450 по 1640 год (рис. 92-99).
Уже в начале XV века появляются итальянские нагрудники, состоящие из горизонтально расположенных, налагаемых снизу вверх полос. Такое расположение предоставляло большую свободу движения, но за счет снижения надежности, поскольку налагаемые друг на друга элементы нагрудника обладали меньшей сопротивляемостью удару. Вероятно, по этой причине такие нагрудники не получили широкого распространения. Лишь к 1520 году подвижные нагрудники стали излюбленными в легкой кавалерии. Хотя их делали в Италии и Германии, называли венгерскими, потому [78] что там чаще всего носили. Если нагрудник был подвижным по всей своей поверхности, то его называли цельнорак (нем. ganzer Krebs, рис. 100), если же на нижней стороне лишь 3 или 4 пластины, то полурак (нем. halber Krebs, рис. 90). У цельного рака защита шеи всегда связана с грудью, т. е. подвижные планки продолжаются до края воротника. В жаркое время года нагрудник становился в тягость, и уже в начале XVI века предпринимались попытки облегчить его ношение. Пытались перфорировать нагрудники и другие части доспеха, но при этом терялась сопротивляемость удару.
В Италии придумали другой способ защиты, который доставлял облегчение по крайней мере на марше. В итальянской легкой кавалерии около [79] 1560 года появилось особое устройство нагрудников, которое позволяло открывать их спереди наподобие камзола. На наспиннике для этого на каждой стороне укреплялось по шарниру, а спереди в случае надобности застегивалось крючками (рис. 101). Они использовались до 1580 года и у немецкой конницы. Это устройство не было новым изобретением, а лишь возвратом к лентнеру, который тоже застегивался на груди, как мы увидим позже.
Пока конница была вооружена копьем, важной деталью нагрудника был опорный крюк (нем. Rtisthaken, Gerttst, фр. faucre) для копья. Он появился еще на лентнере, как показывают изображения на надгробиях. Но в Италии до 1460 года опорный крюк еще не получил распространения на пластинчатых доспехах. Самые старые крюки имели форму рога и первоначально приклепывались, а потом, чтобы их можно было снять, крепились к нагруднику с помощью болтов. Около 1480 года их устраивают на шарнире, с тем чтобы можно было при ненадобности откинуть их вверх. Рогообразные крюки, так называемые «стародавние», встречаются к 1500 году и на итальянских бригантинах (рис. 102). [80] Прямые опорные крюки появились впервые на доспехах императора Максимилиана I около 1510 года. Они состояли из преломленного под углом кронштейна, передний край которого в большинстве случаев имел зубчики, чтобы предотвратить соскальзывание древка копья. Такие опорные крюки были сперва неподвижными, но впоследствии их стали делать откидывающимися вверх. В последнем случае укрепленная внизу запорная пружина предотвращала случайный подъем крюка. Позже мы увидим, почему опорный крюк иногда имел покрытие из свинца или мягкой древесины (рис. 103). В конце XVI века, когда конница отказалась от копья, крюки с нагрудников исчезли. С 1580 года некоторые мастера-доспешники изготовляли нагрудники и наспинники вместе с воротником, что позволило отказаться от ожерелья. Такой латный воротник делался из двух частей, передняя из которых крепилась на нагруднике, а задняя на наспиннике.
Прежде чем обратиться к остальным принадлежащим к нагруднику деталям, упомянем еще об усилении нагрудника или двойном нагруднике (нем. Doppelbrust). Он надевался на основной и крепился в [81] центре с помощью клина и ремня вокруг тела (рис. 104). Форма его различна; иногда он закрывал лишь нижнюю половину (рис. 105), но обычно доходил до верхней кромки груди. На месте опорного крюка имелся вырез (рис. 104). Нередко доспешники изготовляли для знати доспехи ландскнехтов и в комплексе с ним прилагали усиление нагрудника с находящимся на нем опорным крюком, с тем чтобы доспех можно было использовать и для конного боя с копьем. Усиления нагрудников для турниров получали также набрюшники и жесткие набедренники, чем усиливались нижние однородные детали. Такие дополнительные нагрудники обычно имели справа наверху, где они примыкали к плечу, отбортовки, называемые низкими гребнями (нем. Stauchen), назначение которых — отводить удары копья противника от плеч. С начала XVI века они встречались также и у боевых доспехов. В середине века они встречались все реже и наконец совсем исчезли.
Непосредственно к нижнему краю нагрудника примыкала передняя часть юбки (нем. Bauchreifen). Она состояла из набора подвижных железных полос, которые у доспехов XV века доходили до таза, а у более поздних лишь до верхнего края кости таза и должны были, не снижая подвижности тела, защищать живот и не мешать всаднику в седле. Следовательно, чем короче был нагрудник, тем больше подвижных полос имела юбка. Однако эта защита считалась недостаточной, поэтому по бокам юбки пристегивали с помощью ремней подвижные пластины — набедренники (нем. Beintaschen), которые первоначально были снизу заострены и напоминали по форме черепицу. У самых ранних доспехов с наружных сторон висела лишь пара маленьких пластинок (рис. 92). Более поздние набедренники имели округлую форму и были либо жесткие, либо подвижные. Нередко набедренники продолжались, примыкая к юбке таким образом, что подвижные пластины охватывали бедра (рис. 88). Начиная с 1550 года, особенно у французского доспеха, появляются сильно раздутые юбки. Их делали такими, чтобы оставить место для модных в то время коротких и пышных испанских штанов, требовавших много места, особенно во Франции.[82] Около 1520 года в войсках ландскнехтов, чтобы по возможности упростить одевание доспеха, возникли полные набедренники (нем. Schösse — полы). В этом видно стремление соединить нагрудник и юбку непосредственно с набедренником. От набрюшника вдоль бедер продолжаются пластины, достигая либо половины бедра (в этом случае остальную часть бедра покрывал налядвенник), либо колен, где они завершаются наколенниками (в этом случае необходимость налядвенника отпадала). Последняя форма уже в начале своего появления нередко встречалась и у рыцарских доспехов.
У доспехов XV века внутренние края набедренников образовывали широкую дугу, для удобства размещения в седле. Далее у полных набедренников в районе нижней части живота имелся такой вырез. На доспехах начала XVI века нижние пластины юбки были выпячены, образовывая бугор, называвшийся срамной капсулой (нем. Schamkapsel). Позднее, когда эта капсула исчезла, на ее месте возникла изготовленная из кованого железа своеобразная деталь доспеха, которую следует расценивать лишь в аспекте истории культуры, гульфик или латц (от лат. latus). Собственно [83] говоря, гульфик явился результатом вычурного вкуса и вообще не имел практического значения. И все же он восходит к определенному устройству XV века. В то время кольчуга спереди имела мешкообразное удлинение, которое уже тогда называлось латц. Ранних латцов сохранилось лишь несколько экземпляров. Позднее он превратился в колпак из железа, соединяющийся с набрюшником при помощи одной или нескольких заклепок или иногда крепившийся петлей из цветных лент (рис. 106). Эта своеобразная мода возникла у швейцарцев, которые таким образом защищались от немецких ландскнехтов, часто коварно направлявших удары своих копий в незащищенный пах. Правда, это, возможно, было всего лишь оправданием распущенности. Однако мода быстро распространилась, и следовали ей не только мужланы, но и франты придворные, причем с подчеркнутым удовольствием, что позволяет нам оценить время, в котором человеческий дух слишком часто преступал границы приличия. Полностью оформленный гульфик впервые появился около 1520-го и исчез лишь около 1570 года.
Примерно в 1590 году набедренники выходят из употребления, и их место занимают полные набедренники. Чем короче становились грудные пластины, тем больших размеров достигали подвижные пластины полных набедренников. Из-за того что в моду вошли доходившие до колен шаровары, которые оказывались под полными набедренниками, последние оказались раздутыми и стали напоминать бочки. Широкий вырез в передней части исчезает полностью, внутренние концы пластин в районе половых органов смыкаются. Около 1680 года, когда модными стали длинные камзолы, полные набедренники у знати тоже вышли из употребления и сохранялись еще несколько десятилетий в кирасирских полках и среди всадников войск Восточной Европы. В начала XVIII века они исчезли полностью. В Италии еще в средние века украшали не только оружие нападения, но и другие элементы снаряжения воина. В XIV веке наддоспешная одежда стала предметом художественного украшения. Ее обивали шелком и штофом, богато вышивали серебром и золотом, так что создавалось впечатление богатого костюма. Декоративные мотивы первоначально брались из геральдики. Когда лентнер усилили более крупными железными пластинами, дворянин не захотел лишиться эффекта богато украшенной одежды. Поэтому первые такие образцы были открывающимися спереди, а пластины — [84]
обтянуты богатыми тканями, укрепляющимися на металле с помощью позолоченных заклепок. Но все же жесткий нагрудник, равно как и наспинник для употребления в городе были слишком неудобными, поэтому то и другое заменили так называемой бригантиной (нем. Brigantine), которая состояла из системы мелких железных пластинок. Эти пластинки располагались наподобие черепицы, нашивались на кожу или прочное полотно, а сверху обтягивались бархатом или шелком. Таким образом, в бригантине защитный металл находится на внутренней стороне. Если пластинки или чешуйки нашиваются на внешней стороне, то такой доспех называется корациной (нем. Korazin, ит. corazzino, рис. 107). В Италии и Франции кольчуги, состоящие из мелких, расплющенных в месте склепывания [85] железных колечек, назывались яцеринами (нем. Jazerins от ст. ит. ghiazzerino — сеть, кольчуга, рис. 157). Примерно до 1530 года бригантины — полукостюмы, полудоспехи — кроили так, что закрывались они на середине груди (рис. 108). У всадников они нередко снабжены «стародавними» опорными крюками. Позже нагрудник и наспинник стали отдельными деталями, которые связывались по бокам. Корацин и бригантина стали излюбленной «одеждой» знати в Италии, Испании, Франции и всех дворян других наций, подвергшихся влиянию итальянского Возрождения. В более простом исполнении они широко использовались лучниками и арбалетчиками указанных стран.
На Востоке защита груди развивалась от кожаной куртки с наклепанными железными колечками или бляхами до состоящего из сплошных железных пластин нагрудников и наспинников, но требования восточных народов к их эффективности не простирались так далеко, как у европейцев, стремившихся к абсолютному прикрытию даже от ручного огнестрельного оружия. Кажется, индусы, а после них и персы первыми воспользовались нагрудниками и наспинниками, состоявшими из тонких железных пластинок и чрезвычайно твердой стали и соединенными друг с другом узкими полосами кольчужного плетения. Эти пластинки, четырехугольные23) у персов и большей частью круглые24) у индусов и арабов, обычно украшены [86] золотом и снабжены арабесками и письменами. Восточный доспех (рис. 109) сравнительно легкий, предоставляет, благодаря качеству материала, надежную защиту от удара и укола и имеет то преимущество, которое восточный человек ценит больше всего: он не мешает быстрому движению в бою.
23) Автор имеет в виду два типа доспехов, носящих в русском языке названия: бахтерец, состоящий из мелких четырехугольных пластин, соединенных кольчугой, и юшман, состоящий из более крупных прямоугольных пластин (прим. ред.). 24) Имеется в виду доспех из пластинок разной формы с центральной круглой пластиной на груди — зерцало (прим. ред.). |