Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Вендален Бехайм.   Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в историческом развитии)

Технологии, применяемые при изготовлении оружия

Воронение — покрытие железных и стальных предметов защитной и декоративной окисной пленкой. Известно издавна, но широкое применение получило в Зап. Европе только в нач. XVI в., первоначально в Италии.

Чернение — заполнение углублений смесью серебра, меди, свинца, серы и буры с последующим прокаливанием. Чрезвычайно популярное украшение металлических поверхностей. В Зап. Европе с XVI в. почти не употребляется, на Востоке и Кавказе используется и по сей день.

Травление — рисунок, получаемый при разъедании металла кислотами, в местах, свободных от защитного покрытия. Узор мог быть углубленным или выпуклым, часто заполнявшимся чернью. Широко травление начало применяться с кон. XV в. обычно для защитного вооружения. В XVI в. Аугсбургские и Нюренбергские мастера добились непревзойденных успехов в изготовлении доспехов, покрытых травлением с позолотой. С XVII в. травление встречается на всем парадном вооружении, в том числе холодном оружии и огнестрельном.

Всечка, врезная инкрустация — зачеканивание проволоки, полосок или фрагментов из мягкого металла (обычно меди, латуни, золота и серебра) в канавки или гнезда, заполировывая до уровня основы или оставляя выпуклый рисунок.

Известная с древнейших времен, требовала большого мастерства, трудоемкости и достаточной толщины основы, обладая большой долговечностью.

Широко применялась и на Востоке, и на Западе, и на защитном вооружении, холодном и огнестрельном оружии.

В ранних мечах викингов надписи производились всечкой железной проволоки в стальную полосу.

Гравировка — нанесение на поверхность изделия рисунка или рельефа при помощи зерцов — штихелей. Существуют несколько способов гравировки: плоскостное, обронное (трехмерное) и под чернение (чернь).

Является древнейшим видом художественной обработки материалов. При плоскостном гравировании рисунок создается неглубокими линиями, при обронном же рисунок был трехмерным. Имелись две разновидности оброна — выпуклый, когда рисунок или рельеф были выше фона (фон углубляется); углубленный, когда рисунок или рельеф ниже фона.

Плоскостную гравировку использовали на предметах, имевших незначительную толщину, — части доспехов, детали механизмов, клинки холодного оружия и части огнестрельного.

Оброн применяли на предметах массивных, имевших большую толщину, когда глубокие линии не влияли на прочность — стволы, части замков, эфесы, иногда клинки.

Гравировку с XVI в. часто совмещали с травлением для облегчения работы и ускорения. Использовали ее совместно и с другими способами украшения изделий — врезкой, инкрустацией, чеканкой. [569]

Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов. Мог применяться и при обработке фона при абронной гравировке. Канфарение применялось и при насечке при подготовке поверхности.

Резьба — обработка специальными резцами, ножами и др. инструментом рельефного орнамента или объемных изображений из дерева, кости, рога, металла и др. материалов. Применялась в основном для украшения лож огнестрельного оружия, эфесов и замков.

Тиснение — нанесение узоров на поверхность изделий из кожи, пергамента и других аналогичных предметов с помощью особых пуансонов. Применялись в производстве колчанов, седел, щитов, пистолетных кобур, ножен и др.

Чеканка — художественная обработка изделий из листового металла при помощи чеканов.

Применялась с древнейших времен вместе с металлургией и ковкой. Использовалась в основном при украшении предметов защитного вооружения, состоящих из металлических пластин. В Западной Европе применялась с нач. XV в. и особых успехов достигла в XVI в. в Германии. Часто совмещалась с золочением, серебрением, гравировкой, травлением и поропением.

Наводка — русское название процесса покрытия металлических предметов драгоценными металлами — золотом и серебром.

Огневое золочение, или серебрение, заключалось в нанесении на специально подготовленную поверхность амальгаммы, состоявшей из раствора драг. металла в ртути с последующим прокаливанием. Механическая наводка включала всечку, при которой металлический узок вбивался в вырезанные желобки и гнезда, и насечку, когда металл набивался прямо на насеченную поверхность. Применяли на всех видах вооружения.

Насечка — механическое покрытие одного металла другим, при котором проволока, полоски и фрагменты из мягкого металла набивали на подготовленную поверхность основы (покрытую бороздками, штрихами и рубчиками), образуя узор или рисунок. Использовалась как упрощенный заменитель всечки, давая возможность выполнять очень тонкие узоры. Известна с древнейших времен, наибольшее развитие получила на Востоке. Применяли на всем разнообразии вооружения — и на пластинах доспеха, и на холодном и огнестрельном оружии. С помощью набивки производили и набивную позолоту, когда пластинку золота набивали на основу — более быстрое, дешевое и безопасное производство, чем огневое золочение, хотя и менее прочное.

Эмаль — украшение металлических предметов, заключавшихся в заполнении углублений на поверхности специальной мастикой, спекавшейся при прокаливании в стеклоподобную цветную массу. Существовали две разновидности эмалирования: выемчатая, когда эмаль заливали в углубления, выполненные в монолите металла; перегородчатая, когда углубления формируются с помощью специальных перегородок из проволоки, ленточек, полосок или филиграни, которые припаивали к основе.

Эмаль чрезвычайно хрупка, поэтому предметы, покрытые эмалью, нельзя применять там, где ожидаются сильные удары. Эмаль применяли при изготовлении парадных предметов вооружения — эфесов, ножен, накладок на кожаные предметы (колчаны, седла и др.) Изготавливались даже полностью эмалированные рыцарские доспехи. Использовали с древнейших времен, на Востоке чаще и с большим разнообразием. [570]

Инкрустация — врезка деталей узора из одного или нескольких материалов в монолит другого. При работе с органическими материалами основы — деревом и костью — имелось громадное разнообразие врезаемых материалов — цветных камней, стекла, древесины, кости, рога и металла и др. Применялось на ложах и прикладах, рукоятках холодного и огнестрельного оружия. При инкрустации металла металлом этот процесс называли по-разному — и таушировкой, и всечкой.

Булат — литая сталь, в которой в результате кристаллизации, проковки и полировки появляются естественные характерные узоры. Обладала непревзойденными режущими качествами, секреты ее изготовления были утеряны и частично восстановлены русским металлургом Аносовым в первой трети XIX в. Название «булат» произошло от персидского «пулад» (сталь) и используется только у славяноязычных народов. За рубежом часто не разделяют булат и дамаск, все вместе проводя под термином дамаск.

Происходит из Индии. Известен с древности и производился до XVIII в. Все оружие и доспехи, независимо от места изготовления, производились из заготовок — вутца, привозимого из Индии. Стоимость булатных предметов была необычно высока, что привело к попыткам изготовления оружия из искусственного булата дамаска.

Дамаск — многократно прокованная сталь из железных и стальных прутков, перекрученных, сложенных несколько раз. Являлась попыткой искусственно получить имитацию булатной стали, поэтому и называется искусственным булатом или дамаском.

Центром изготовления оружия из дамаскостони был город Дамаск в Сирии. Там же производили и имитацию булата. Поэтому за рубежом часто не делают различия между этими металлами, все именуя дамаском (иногда выделяя искусственный дамаск, что соответствует нашему дамаску, в то время когда натуральный дамаск соответствует булату).

Используемый в основном для клинков, с XVIII в. Дамаск стал излюбленным материалом для заказных стволов в Зап. Европе и на Руси. Это привело к производству имитаций дамасскового узора на стволах с помощью гравировки или травления — ложный дамаск.

Клинки японского оружия изготавливали из стали, аналогичной дамасской.

[571]

загрузка...
Другие книги по данной тематике

под ред. Р. Н. Мордвинова.
Русское военно-морское искусство. Сборник статей

Генрих Шлиман.
Илион. Город и страна троянцев. Том 2

Борис Соколов.
100 великих войн

Ирина Семашко.
100 великих женщин

Андрей Низовский.
100 великих археологических открытий
e-mail: historylib@yandex.ru