Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Вендален Бехайм.   Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в историческом развитии)

Защита шеи

Когда вошли в употребление шлемы типа большой бацинет (рис. 159, 160) — приблизительно в середине XV века, шея защищалась нижней частью шлема, который достигал груди и верхней части спины. Это доставляло воину значительное неудобство, т. к. он был не в состоянии поднимать и опускать голову. Данный недостаток, уже обнаруживший себя в практике военных действий, и обусловил распространение шлема типа салад. Первыми этот относительно удобный шлем начали использовать итальянские кондотьеры. Теперь шея защищалась крепившимся к нагруднику [54] подбородником, верхний край которого достигал уровня глаз. Лишь с появлением бургундского армета существенную роль начинала играть система защиты шеи, которая стала отныне составной частью доспеха и приспосабливалась под любые виды шлемов. Таким образом, эта часть доспеха возникла из подбородника. Передняя его часть претерпела изменения, она защищала теперь только шею, в высоком верхнем крае уже не было надобности, поскольку шлем сам стал снабжаться подбородником и забралом. Появилась задняя часть, которая крепилась замковым соединением с передней. Таким образом сформировался латный воротник (нем. Kragen), самые старые образцы которого крепились поверх грудных лат на крючьях или иным способом (рис. 56). Но вскоре порядок облачения изменился. Сначала надевали латный воротник, который теперь получил название ожерелье, а затем уже нагрудник и наспинник. Около 1630 года вернулись к первоначальному способу, и шейное прикрытие снова стало надеваться поверх кирасы.


Рис. 56. Воротник, один из старейших образцов доспешного воротника; украшен гравировкой и позолотой; спереди — знак ордена Золотого Руна; наплечники крепятся ремнями. От доспеха императора Максимилиана I. Немецкая работа, ок. 1508 г.
Рис. 57. Ожерелье, верхний край сделан в форме отложного воротничка. От доспеха, обычно неправильно приписываемого Альбрехту III Ахиллесу Бранденбургскому (1414—1486). Ок. 1510 г.

Ожерелье состоит из двух больших металлических пластин, накладываемых на грудь и верхнюю часть спины и точно подгоняемых по фигуре. К этим пластинам на уровне шеи присоединяются три-четыре подвижные пластины, составляющие горловину. Ее передняя и задняя части разделены, с левой стороны они скрепляются шарнирами, а с правой — посредством запонки (рис. 57).

Необходимо пояснить, что, собственно, следует понимать под горловиной и в чем ее особенность. Доспех — это система из жестких металлических [55] пластин, настолько сковывающих движения, что иначе как разделением их на несколько частей не добиться подвижности защищаемого ими тела. В силу этого и возникли различные части доспеха, предназначенные для определенных участков тела. Их подвижное взаимодействие достигалось конструкцией из отдельных пластин металла, так называемых полос, или рядов, которые располагались горизонтально, слегка перекрывая друг друга. С внутренней стороны они соединялись полосками сыромятной кожи, прикрепляемыми плоскими заклепками. Нельзя сказать, чтобы кожаное соединение получило повсеместное распространение, напротив, немало было примеров другого способа соединения. Например, на одной из полос закрепляли заклепки, а на другой, сопряженной с ней, под эти заклепки делали вытянутые отверстия со шлицами, В результате полосы получали возможность смещаться друг относительно друга. Такая конструкция часто встречается в итальянских доспехах и называется скользящими заклепками (нем. eiserne Geschübe). В силу минимальных достоинств широкого применения они не получили. В зависимости от того, верхние полосы перекрывали нижние или наоборот, их именовали полосами верхнего и нижнего шага. Таким образом обретали подвижность горловина ожерелья, иногда — крылья наплечников, наручи с налокотником, рукавицы, набрюшник и все, что защищало ноги. Как мы увидим ниже, нагрудник и наспинник также составлялись полностью или частично посредством подвижных частей. В конском доспехе они применялись чаще всего в шейном прикрытии. Края рядов или чешуек для лучшего скольжения подпиливались в виде клинышков и назывались запилами (нем. Fürfeilen).


Рис. 58. Ожерелье, с пружинными штифтами для крепления наплечников; гравировка выполнена в стиле верхненемецких миниатюристов. Часть ландскнехтского доспеха Себастьяна Шертлина Бутренбахского (1495—1577). Ок. 1545 г.

Если ожерелье рассчитано на бургундский армет, то верхняя его полоса отковывалась как полый жгут (нем. Rand) и служила полозом для пустотелого утолщения нижнего края шлема, который мог, таким образом, свободно поворачиваться в разные стороны или — как говорили в старину — «ездить по нашейнику». Все другие формы шлема и доспеха имеют ожерелье с равномерно утолщенным краем, часто откованным в виде витого жгута — так называемый «шнуровой» обод в отличие от «гладкого» (рис. 58). Нередко на задней части немецких шлемов делали выступы, соответствующие рельефу ободка ожерелья, предназначенные для соединения шлема с ожерельем. Поверх ожерелья надеваются сначала нагрудник и наспинник, а затем — наплечники и наручи. Немаловажное значение ожерелья состояло в том, что к его бокам с помощью пружинных штифтов или ремней крепились наплечники. Около [56] 1540 года появились такие ожерелья с подвижными наплечниками. Это было вызвано стремлением уменьшить давление плечевых ремней18). Такая форма просуществовала до середины XVI века (рис. 59).

Подобного рода соединение с наплечниками обнаруживало свои недостатки в боевых действиях хотя бы уже тем, что облачение в доспех, состоящий из множества частей, требовало непозволительно много времени. Необходимость упростить порядок подготовки к бою заставила ввести в войсках наемников особую форму доспеха, отличную от «рыцарского». Своеобразие этого так называемого ландскнехтского доспеха (нем. Landsknechtharnisch) состоит прежде всего в особой форме шейного прикрытия и наручей, что делало его более приспособленным к практике боя. Доспех носили не только наемные всадники, но во время войны — и рыцарское сословие. Эта форма широко распространяется в наемных войсках, а от них переходит к итальянской легкой кавалерии, аркебузьерам, Черным рейтарам и т. д., а затем — и к легкой кавалерии Испании и Нидерландов. Позднее ее переняли французы и немцы.


Рис. 59. Ожерелье с наплечниками, украшено полосой с травлением и чернением. От полного доспеха Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонского (1503—1554). Возможно, работа немецкого мастера Матиаса Герунга, ок. 1545 г.

Новшество, начало коему положило видоизменение ожерелья, нельзя недооценивать. Тяжелые грудная и спинная пластины были облегчены, они стали меньших размеров и теперь своими утончающимися краями доходили лишь до уровня второго ребра, все равно защищая значительную часть тела. К обеим сторонам ожерелья крепились наплечники, имеющие свободу движения из восьми или десяти рядов и лишенные крыльев. Такое устройство оплечий именовалось шпангрель (нем. Spangrels). Название его происходит от итальянского spalla-gola (плечо-горло). Наплечники, достигавшие локтевого сустава, не соединялись с наручами. В большинстве случаев руки защищались просто кольчужными рукавами, а кисти — рукавицами, краги которых доходили до локтя.

Такое изменение боевого доспеха наемника началось примерно в 1530-м и закончилось к 1570 году. Начало ему было положено в Италии, где этот доспех получил название allegiate, во Франции и Англии — allecrets. [57]

Для удобства одевания шпангреля, ожерелье соединяли с правой стороны с наплечником ремнем, второй ремень, слева, застегивали уже после того, как доспех был надет, этот ремень с помощью наконечника продевался в отверстие, находившееся на пластине, прикрывавшей горло. Более знатные воины носили еще и наручи, которые крепились к наплечникам кожаными ремнями и кроме того часто подвешивались диски для защиты подмышковых впадин (рис. 60).

С 1570 года ожерелье рыцарского доспеха под влиянием моды несколько видоизменилось: оно стало более вытянутым вверх. Над его ободком появился сначала узкий, а позднее непомерно широкий и высокий, белый складчатый воротник из тонкого полотна. В своих крайних формах такой воротник получил название «мельничного жернова» (нем. «Mühlsteinkragen»). При рассмотрении нагрудника мы увидим, что ожерелье мыслится не только самостоятельной частью, но и в комбинации с нагрудником и наспинником.


Рис. 60. Ожерелье, вороненое, украшено травлением с чернением; шейная часть соединяется с узкими наплечниками, к правому из которых крепится подвижный диск. От трехчетвертного доспеха полевого полковника Генриха фон Ранцау (1526—1599). Немецкая работа, ок. 1570 г.


Рис. 61. Воротник, носился как дополнение к обычному костюму; чеканка по меди, местами — с позолотой; спереди — изображение Нептуна и Амфитриты с Эротом. Итальянская работа, нач. XVII в. Царскосельский арсенал.
Рис. 62. Воротник, богато украшен травлением и позолотой. От парадного доспеха графа Адольфа Шварценберга, имп. генерал-лейтенанта (погиб 1600). Работа миланского мастера Помпео делла Кьеза, ок. 1590 г.

Уже где-то в 1550 году среди итальянцев благородного происхождения, особенно в городах, входит в обычай носить не весь доспех, а только ожерелье, видимо, из тех соображений, чтобы при неожиданном нападении были защищены хотя бы жизненно важные артерии. Появляется так [58] называемый воротник19). Это обусловило и тягу к особому украшательству, и стремление добиться гармоничного сочетания цвета и орнамента камзола с украшениями воротника. К 1620 году такой доспех уже не имел подвижных сочленений, еще более опустился на грудь, и поскольку теперь он весь был на виду, то стал отличаться изящным фасоном (рис. 61, 62). Этот обычай, зародившийся сначала среди итальянских офицеров, распространился затем во всех армиях Европы и стал как бы знаком различия. В войсках Морица Оранского, боровшихся за освобождение Нидерландов, и во время Тридцатилетней войны уже почти все офицеры надевали воротник поверх кожаного колета (рис. 63). В эпоху рококо, когда изящество и утонченность ценились превыше всего, доспех лишился собственно шейной не самой удобной части и превратился в подковообразную нагрудную пластину, офицерский нагрудный знак (рис. 64), который и по сей день мы можем видеть во многих армиях.


Рис. 63. Воротник, узор травленый, с серебрением. От венгерского походного снаряжения Фердинанда Карла, эрцгерцога Тирольского (1632—1662 г.). 1650 г.
Рис. 64. Нагрудный знак прусского обер-офицера. Являлся элементом униформы и знаком различия. Ок. 1740 г.


18) Утверждение автора вызывает сомнение, т. к. основное давление все равно приходилось на нагрудную и наспинную пластины. Более вероятным является предположение, что эта конструкция еще более усиливала защиту плеч (прим. ред.).

19) Ожерелье — не самостоятельная часть доспеха. В отличие от латного воротника носилось под кирасой и надевалось на тело в первую очередь. Латный воротник носился поверх кирасы или как самостоятельная защитная деталь отдельно от лат. На некоторых образцах готического доспеха латный воротник был жестко соединен с нагрудником и наспинником (прим. ред.).

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сергей Тепляков.
Век Наполеона. Реконструкция эпохи

Наталья Юдина.
100 великих заповедников и парков

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 2. Древний Рим

Константин Рыжов.
100 великих изобретений

Чарлз Патрик Фицджералд.
История Китая
e-mail: historylib@yandex.ru