В начале XVII столетия, те английские ложи, о которых остались какие-либо данные, состояли всецело или почти всецело из людей, ничего общего не имеющих со строительным искусством.
Преобразование лож, совершившееся в конце XVII и в начале XVIII века было тесно связано с умственным движением, которое происходило в ту же эпоху в Англии.
«Последним и бесспорно решительным фактором, — говорит историк масонства Финдель, — был английский деизм, — он отвергал откровение, отрицал догмат и вел все за собой под знаменем разума и критики».
Писатели нападали на притязания церкви захватить руководство над мыслью человечества и отстаивали права разума. Беспощадной систематической критике подвергалась теория божественного происхождения власти и на первое место выдвигалось право нации, т. е. суверенитет народа.
Первое место в ряду английских вольнодумцев надо отвести Локку (1632–1704). Локк доказывал, что источником всего человеческого знания является способность нашего ума познавать свою собственную деятельность, но вместе с тем всякое познание основывается на опыте и индукции, познание же сверхчувственное есть результат деятельности нашего духа; ошибки и ложные толкования часто происходят лишь вследствие недостаточного знания языка и значения отдельных слов.
В нескольких сочинениях, посвященных религиозным вопросам, Локк оспаривает доктрины епископальной церкви. Он пытается доказать, что в религии откровения нет ничего, чтобы противоречило разуму. Локк провозглашает с горячей убедительностью идею широкой веротерпимости, доказывает необходимость разделения церкви от государства.
Он дает понятия народного суверенитета и доказывает, что государство возникло из взаимного договора между правителем и подданными, договора, имеющего целью благо и безопасность каждого отдельного лица и охраняемыми определенными обязательными для обеих сторон законами. В своем учении о государстве Локк объявил право народа на установление той или иной формы правления. По его мнению, власть законодательная является верховной в государстве, а все остальные зависимы от нее; власть исполнительная должна быть подчинена законодательной. Законодательный корпус, — учит Локк, имеет право собираться во всякое время, но большею частью он ограничен определенным временем в году или в силу своей верховной власти может себя распустить на известное время. Исполнительная власть не может воспрепятствовать законодательному корпусу собираться; если она делает это, то вступает в войну с народом, у которого остается единственное средство защиты — сила.
Английские деисты оказывали большое влияние на членов масонских лож, которые выступали в качестве организаторов и руководителей общественного движения.
Вождь деистов Джон Толланд был сам масоном и своей писательской деятельностью оказывал громадное содействие пропаганде масонских идей. Одно из его сочинений «Христианство без тайн», произведение еретического характера, было уничтожено рукой палача и самому ему пришлось спасаться бегством. В другой своей книге «Пантеизм», появившейся в 1720 г., он описывает тайное общество, члены которого исповедуют другую, более чистую религию, нежели религия, основанная на авторитете.
Идеи Локка развивали Шэфтсбери, Коллинс, Тиндаль, Болингброк и другие. Они призывали общество на борьбу с сложившимися историческими понятиями.
Толланд, Коллинс, Тиндаль и другие деисты видели сущность положительной религии в двух положениях: вера в Бога, любовь к ближнему. Такая религия получает откровение в разуме человека. По сравнению с естественной религией все остальное только историческое наслоение, а потому есть лишняя и вредная прибавка и составляет дело дальновидных и хитрых жрецов.
Джон Толланд провозглашает боевой лозунг: «Не нужно догматического христианства»,
Болингброк выступает, как воинствующий атеист, старается с необыкновенным цинизмом и дерзостью подорвать самые основы христианской веры и приходит к выводу: «Вообще не нужно христианства»
|