Вместо эпилога
Давно растаяли в воздухе дымы скифских кочевий. Давно замолкли звуки песен и танцев в честь военных побед и великих богов. Скифская цивилизация и ее носители – скифы – исчезли в бездне времен более 2300 лет назад. Можно считать, что многочисленные курганы скифов – это настоящее царство мертвых, гигантская гробница целого народа, навсегда унесшего с собой в небытие свои думы, чаяния, веру и живой язык.
«Неужели правда, что мы живем на земле?» – вопрошал когда-то в отчаянии древнемексиканский поэт XV в. Несауалькойотль. Человек не бессмертен. Умирают люди, исчезают целые народы, гибнут цивилизации. Но верно и то, что человек не уходит с лица земли бесследно, а продолжает жить в нетленных творениях рук своих. Значит, есть и надежда на воссоздание буквально из праха некогда ушедшей жизни. Сколько древних культур и цивилизаций, считавшихся навсегда исчезнувшими и вычеркнутыми из памяти человечества, открыли нам за последние десятилетия археологи? И среди этих научных достижений открытия в области скифской археологии занимают далеко не последнее место. Но есть еще на этом пути и немало трудностей. Дорогой читатель, вероятно, помнит, что еще в самом начале книги я особо отметил один парадоксальный факт: несмотря на более чем двухвековые широкие исследования нескольких поколений ученых, основные проблемы скифологии до сих пор остаются нерешенными. Увы, мне, к сожалению, придется повторить эту фразу и в конце своего повествования. Правда, налицо и ряд важных подвижек в изучении прошлого скифов. Я имею в виду, прежде всего, явный прогресс в решении вопроса о происхождении скифской культуры. Здесь в многолетнем споре чаша весов явно склоняется в сторону защитников центральноазиатской гипотезы, особенно после открытия таких принципиально важных археологических памятников, как курганы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве. В этих поистине царских по роскоши и величине гробницах ученые нашли и самые ранние проявления знаменитой скифской «триады» (предметы вооружения, конской сбруи и звериного стиля) IX–VIII вв. до н. э. (Аржан-1), и характерные изделия эпохи массовых передвижений конных скифских орд из своей азиатской прародины на запад в VII в. до н. э. (Аржан-2). Несмотря на то, что в степях Северного Причерноморья предшествующие племена киммерийцев хронологически тесно смыкаются со скифами и в какое-то время (на рубеже VIII и VII вв. до н. э.) даже вроде бы соприкасаются друг с другом, каждая из этих культур имеет свои четко выраженные индивидуальные черты буквально во всех своих проявлениях. Поэтому культуру скифского типа нельзя генетически выводить из киммерийской. Скифы – явные пришельцы в причерноморских степях, и распространение здесь скифской «триады» (и прочих характерных для скифов черт культуры) связано с новой миграционной волной ираноязычных кочевников из Азии. По другим важнейшим вопросам прошлого скифов согласия до сих пор в ученых кругах не найдено. Речь идет о таких проблемах, как точное понимание термина «скифы», о наличии у скифов государственности, о территории, которую занимали скифские и нескифские племена, упомянутые Геродотом, и, наконец, причины драматической и внезапной гибели могущественной Скифской державы в начале III в. до н. э. Загадки, проблемы, нерешенные вопросы – они встречаются в истории скифов буквально на каждом шагу. Таким образом, окончательное решение «скифской головоломки» – дело будущего. Нужны совместные усилия ученых многих специальностей – археологов, историков, этнографов, антропологов, лингвистов. Но, прежде всего, следует продолжать раскопки скифских древностей – курганов, поселений и городищ. Только заметное расширение фактической базы о прошлом скифов поможет решить, в конечном счете, многие загадки их истории. И сейчас есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее. Вопреки финансовым трудностям работы археологических экспедиций продолжаются как в России, так и на Украине. Новые изощренные методы антропологического анализа позволяют оспорить хорошо известные строки великого русского писателя и поэта Ивана Бунина – «молчат гробницы, мумии и кости…», поскольку сейчас уже смело можно утверждать: эти «молчавшие» до сих пор источники информации заговорили вдруг во весь голос. Кости, обыкновенные человеческие кости (правда, весьма почтенного возраста – более 2400 лет) дают нам теперь такие ценные сведения о скифах, как пол и возраст умерших, перенесенные ими болезни и физические нагрузки, рацион питания и т. д. Я не говорю уже о мумиях – подлинном «кладезе» сведений о наших далеких предшественниках. Правда, мумии скифского времени известны пока всего лишь в двух местах: на Горном Алтае («ледяные» гробницы Пазырыка и Укока) и в Синьцзяне (сухие и глубокие могилы на краю пустыни Такламакан в Северо-Западном Китае). Особенно хочу отметить здесь «феномен» алтайских мумий, которые были раскопаны на высокогорном плато Укок в 90-е гг. прошлого века новосибирскими археологами, а затем блестяще изучены, интерпретированы и введены в скифологию в содружестве с учеными самых разных специальностей, как российскими, так и зарубежными. Итак, новые успехи науки и техники и продолжающиеся во все возрастающих масштабах работы археологов вселяют уверенность, что в самом недалеком будущем основные проблемы скифской культуры удастся успешно решить и «скифская головоломка» станет тогда разгаданным кроссвордом. |
загрузка...