Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Валерий Гуляев.   Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории

Священный участок Ура

   Мы медленно поднимаемся по широкой лестнице из ста ступеней на плоскую вершину ступенчатой башни зиккурата – самого высокого здания города. Жарко и душно. Сквозь желтую завесу пыли нестерпимо печет полуденное солнце. Но зато отсюда, почти с двадцатиметровой высоты, открывается великолепный вид на всю территорию городища. Справа, у подножья зиккурата, хорошо видны фундаменты и стены дворцового комплекса правителя Шульги, жившего в конце III тыс. до н. э. Неподалеку – глубокий котлован старого раскопа Л. Вулли и район исследованных им же царских гробниц. А дальше, уже за пределами ритуально-административного центра Ура, или «священного участка» (теме-носа), чуть заметной желтой массой выступают лабиринты жилых кварталов. Все видимые нами сейчас постройки относятся к разным эпохам: здесь и III и II тыс. до н. э. Но большинство датируется концом III тыс. до н. э. – эпохой наивысшего расцвета Ура в период правления его III династии.

   В течение столетия, с 2106 по 2003 гг. до н. э. Ур стал столицей обширного и могучего государства, включавшего в свои пределы почти всю Месопотамию и ряд соседних с ней областей. Сюда стекались захваченные в войнах богатства, а искусные мастера без устали возводили все новые храмы, дворцы и монументы. Правда, честь такого строительства всегда приписывали себе цари, и особенно самый известный из них – Ур-Намму: «Во славу владычицы своей Нингаль, Ур-Намму, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг сей великолепный Гипар», – читаем мы на глиняном конусе клинописное посвящение в честь закладки нового храма. Его дело продолжали и другие представители III династии.

   Поэтому не приходится удивляться, что к концу III тыс. до н. э. Ур был буквально заполнен великолепными архитектурными ансамблями. Надписи сообщают также, что Ур-Намму воздвиг стены Ура, «подобные желтой горе». В то время город представлял собой в плане овал длиной около километра и шириной до 700 м. Его окружала глинобитная стена с внешним откосом из кирпича-сырца. Воды Евфрата омывали эти стены с запада и севера, а восточную сторону защищал глубокий и широкий канал. Таким образом, с трех сторон Ур окружала вода и подойти к нему по суше можно было только с юга.

   Но каковы же были истинные размеры Ура в эпоху его расцвета в конце III тыс. до н. э.? Вся городская площадь в пределах стен занимала примерно 80 га. В пределах городского овала, по Л. Вулли, приходилось до 4250 домов, в которых, по его словам, жило до 35 000 человек (в действительности, возможно, и больше). Какое-то представление о количестве жителей Ура дают и размеры главных святилищ города, где в торжественных случаях собиралось почти все взрослое (мужское) население. Двор для верующих при большом храме бога Нанны, божества-покровителя Ура, имел площадь порядка 4000 кв. м. Другой двор – перед зиккуратом. Даже если считать по два человека на квадратный метр, эти два двора едва ли могли вместить более 10 000 человек. Учитывая, что дети, старики и часть женщин не приходили на праздник, я думаю, мы не ошибемся, полагая, что общее население Ура в III – начале II тыс. до н. э. не превышало 50 000 человек.

   Центр города занимал огромный священный участок, обнесенный стеной, с храмами и святилищами бога Луны Нанны, покровителя Ура, и его супруги Нинлиль. Вокруг храмов теснились жилища жрецов, склады, кладовые, мастерские и дворцы правителей. А уже вокруг теменоса концентрировались жилые кварталы. На севере и западе города, близ Евфрата, находились главные торговые пункты города – Северная и Западная гавани.



   Илл. 58. План города Ура:

   1. Северная гавань; 2. Западная гавань; 3. Теменос – священный участок (черный квадрат слева – зиккурат Ур-Намму); 4. Дворец и храм; 5. Жилые кварталы (Ур III и позже); 6. Храм Энки; 7. Участок царских гробниц



   «Гавань и пространство вокруг нее называлось кар (карум), и это же слово означало „рынок" и „купеческую организацию" с ее управлением (вероятно, самоуправлением). Около главного урского карума — почти единственного места в городе, где была пресная вода, если не считать отдельных колодцев, – располагался принадлежавший храму сад с финиковыми насаждениями. На пристани карума, видимо, происходила торговля, мелкая и крупная; здесь же толклись „блудницы" – они назывались кар-кид-(д)а — „шляющаяся по рынку"».

   Внутреннее устройство священного участка Ура во многом менялось от поколения к поколению.

   Как обычно, он занимал в Уре наиболее древнюю и потому наиболее высокую часть города. Священный участок представлял собой, по-видимому, площадь в виде не совсем правильного прямоугольника длиной около 300 м и шириной около 200 м. Впоследствии несколько ворот с башнями и помещениями при входе охраняли священный участок; но от ворот II тыс. до н. э., времени Ларсы, сохранились только одни – когда-то высокие, с башней, ведшие за ограду многоярусного ступенчатого храма – зиккурата Э-теменнигуру.

   В пределах ограждающей стены, образующей как бы крепость, находился главный храм городской общины – Э-кишнугаль, посвященный богу Луны, Нанне, или Наннару (он же Суэн, или Син). Позади него возвышалась громада зиккурата. Около него располагалась священная кухня на открытом воздухе – Гирмах, где жарились жертвенные ягнята, с колодцем и глиняным столом для разделки туш. С другой стороны была расположена пекарня. А между ними со входом из «Верхнего двора» помещался приемный и пиршественный зал бога Нанны, через который осуществлялся вход на двор зиккурата. Близ зиккурата Э-теменнигуру находился «нижний храм», Э-кишнугаль, и здесь-то совершались основные моления и стояли статуи и эмблемы не только Нанны, но и других божеств и царей, украшенные серебром, золотом и лазуритом. В «верхнем храме», наверху зиккурата, куда, вероятно, допускались только некоторые наиболее доверенные храмовые чины, бог, как считалось, иногда самолично спускался с небес.

   Между тем, пока я рассматривая с высоты зиккурата руины Ура, предаваясь размышлениям, погода окончательно изменилась в худшую сторону. Юго-западный ветер принес тучи мельчайшей пыли и песка. Солнце пропало в мутной дымке, но жара и духота от этого лишь усилились. Видимость резко сократилась. Вот уж действительно «буря… накрыла Ур словно платком, окутала его словно саваном…», как и писал об этом пять тысяч лет назад безымянный шумерский поэт.



   Илл. 59. Голова богини Нинлиль – жены бога Луны

   Нанна, покровителя Ура



   Внизу, у подножья лестницы зиккурата, слышны призывные крики нашего добровольного гида – Ахмеда. Он торопится: пока буря не набрала силу, нужно успеть показать нам хотя бы самые главные объекты. Спотыкаясь о куски сухой глины и обломки кирпичей, мы спешим к местным достопримечательностям. Ветер больно сечет лицо мелким песком, забивает пылью глаза, уши, рот.

   На участке дворцов и храмов близ зиккурата видны лишь куцые обрубки низа глинобитных стен да недавно залитые укрепляющим раствором прямоугольные и квадратные полы бесчисленных комнат и помещений. Самые внушительные постройки также относятся ко времени III династии Ура. Здесь же были обнаружены апартаменты царей и жрецов. Отсюда осуществлялось руководство всей жизнью страны, награждались отличившиеся, наказывались виновные, принимались решения о войне и мире. И все это во имя великого Нанны и его супруги Нинлиль.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Елена Жадько.
100 великих династий

Алексей Шишов.
100 великих казаков

Николай Непомнящий.
100 великих загадок русской истории

Юлия Белочкина.
Данило Галицкий

Валерий Гуляев.
Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
e-mail: historylib@yandex.ru