Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.   История Кореи. Том 2. Двадцатый век

Введение

Политическая система Южной Кореи зародилась после освобождения в период правления американской военной администрации (АВА) и последовательно развивалась в периоды правления Ли Сынмана, Чан Мёна, Пак Чонхи, Чон Духвана и Ро Дэу. Одновременно усиливалась и система раздела нации в политической, экономической, социальной и культурной областях. Важную роль в этом процессе играло образование. АВА реформировала существовавшую в Корее почти полвека колониальную систему образования на американский манер, как с точки зрения структуры, так и с точки зрения содержания. При Ли Сынмане важной составной частью образования стал антикоммунизм, а Пак Чонхи насаждал официозный национализм (минджок чучхесон), направленный на легитимизацию его диктатуры.

В связи с тем, что после создания сепаратных правительств и Корейской войны режим Ли Сынмана упорно следовал политике «воссоединения путем вторжения на Север», в области образования особый упор был сделан на антикоммунизм и военную подготовку. Режим Пак Чонхи, несмотря на его декларативный переход к политике «мирного объединения», закрепленный подписанием 4 июля 1972 г. «Совместного заявления Севера и Юга», укреплял антикоммунистическую составляющую образования (такие идеологические предметы, как «национальная этика» и «национальная история», а также начальную военную подготовку), проводя меры по переходу на «образование с национальным лицом» (кукчоги иннын кёюк: националистическая индоктринация), чтобы подчеркнуть легитимность своей власти.

Если сравнить то, как преподносилась история раздела нации и перспективы ее объединения при Ли Сынмане, который отстаивал идею «воссоединения путем вторжения на Север», и Пак Чонхи, на словах провозгласившего политику «мирного объединения», то между ними не было никакой разницы, за исключением того, что при Паке насаждение антикоммунизма и ненависти к КНДР только усилились. Реакционная и шовинистическая природа «образования с национальным лицом» Пак Чонхи работала на укрепление системы раздела, против национального воссоединения. В годы правления Чон Духвана и Ро Дэу, даже несмотря на то, что во всем мире шел активный процесс деидеологизации и приобретали новую ценность идеи мирного объединения страны, признанные и в официальных политических документах Южной Кореи, образовательная политика все же оставалась в старых рамках системы «холодной войны».

Конкретным примером являлось преподавание истории. Даже после провозглашения принципов мирного и самостоятельного объединения страны в «Совместном заявлении Севера и Юга» 1972 г. администрацией Пак Чонхи, «Проекта национального примирения и демократического объединения» режимом Чон Духвана (22 января 1981 г.), а также «Заявления 7 июля» (1988 г.) и «Плана воссоединения через создание корейского национального сообщества» режимом Ро Дэу (11 сентября 1989 г.), школьные курсы истории умалчивали об историческом значении движений за создание единого фронта левых и правых сил в колониальный период и за сотрудничество левых и правых сил в период после Освобождения, а также переговоров Севера и Юга 1948 г. и народных движений за объединение 1970-х — 1980-х годов.

Серьезные проблемы испытало после Освобождения рабочее движение, что в значительной степени было связано с разделом страны. Несмотря на то, что вследствие колонизации развитие капитализма в Корее началось с запозданием, рабочее движение было важной частью ее национально-освободительного движения, а корейские рабочие имели высокий уровень политического, социального и культурного сознания.

Рабочие были одними из наиболее активных участников национально-освободительного движения внутри страны, и в период после Освобождения существовал большой потенциал для дальнейшей активизации рабочего движения, поскольку в ходе развития капитализма многие бедствия колониального времени усугублялись, а условия трудового найма ухудшались. Однако в ситуации национального раздела и противостояния капиталистических и социалистических стран рабочие организации не смогли стать независимыми от властей и постепенно превращались в составную часть госструктур. В то же время укрепление симбиотических отношений между официальной профбюрократией и государством не могло помешать выступлениям наиболее сознательной части рабочих за свои права. Активны были также выступления и неорганизованного большинства рабочих. Тем не менее, вследствие ограничений, налагаемых противостоянием с КНДР и идеологией официального антикоммунизма, рабочее движение при Ли, Паке и Чоне оставалось в целом разобщенным и ограниченным.

Однако даже в условиях диктатуры в недрах рабочего движения таился скрытый потенциал, который прорывался наружу в короткие периоды политической «оттепели», например, во время Апрельской революции 1960 г. и особенно осенью 1987 г., после «Движения 10 июня» за демократизацию, когда рост независимых от властей демократических профсоюзов привел к созданию Ассоциации региональных профсоюзов (Чиёк нодон чохап хёбыйхве), а вслед за ней— Всекорейской ассоциации профсоюзов (Чонгук нодон чохап хёбыйхве).

Правительство и работодатели ответили на это репрессивными мерами, применив принцип «нет работы — нет оплаты»1 и систему «совокупной оплаты труда»2. Хотя с 1993 г. с военным правлением было покончено и к власти пришло гражданское правительство, эти вопросы пока так и остаются нерешенными.

Большие трудности в поисках путей своего развития испытала и национальная культура. Раздел нации привел к разделу и ее культурного потенциала и вызвал большие разногласия в понимании того, что собственно есть «национальная культура». Создание сепаратных режимов и Корейская война расколола деятелей культуры на две соперничающие группы, каждая из которых внесла свою лепту в усиление системы раздела. По мере ее углубления часть деятелей культуры приспособились к режиму противостояния с КНДР, в то время как другая часть стремилась в своих произведениях выразить вызванную разделом человеческую боль. Эта тенденция, в конце концов, развилась в новое культурное движение, ставившее целью приблизить национальное воссоединение.

Это новое течение было в основном литературным, но с 1980-х годов к писателям примкнули группы ученых и художников, также стремившихся преодолеть национальный раскол. В 1980-х годах литераторы реорганизовали созданную в 1970-х годах Ассоциацию писателей за осуществление гражданских свобод (Чаю силъчхон мунин хёбыйхве) в Национальную ассоциацию литераторов (Минджок мунхак чаша хвеый). В национальной литературе более четко обозначились элементы классовости и партийности. Возникли новые литературные теории: «национального освобождения» (минджок хэбан мунхакрон) и «освобождения труда» {нодон хэбан мунхакрон), а также «рабочего освобождения в искусстве» {нодон хэбан мунерон), — вызвавшие жаркие дискуссии. Появились поэты и новеллисты рабочего происхождения, создавшие превосходные произведения о реалиях жизни рабочих в Южной Корее. Это был особенный период в истории корейской литературы.

Другой характерной чертой 1980-х годов был подъем активности стоявших на прогрессивной и народной позициях деятелей культуры в самых разных областях: искусстве, музыке, кинематографе, драме, архитектуре, танце, фотографии. Впервые после Корейской войны эти деятели собрались вместе и создали Корейскую генеральную федерацию деятелей национального искусства (Хангук минджок есурин чхон ёнхап), солидаризировавшуюся с общенациональным и народным движениями.



1Отказ от каких бы то ни было выплат рабочим в период забастовок, в том числе и легальных.
2Чхонэк имгымдже — система, ограничивающая совокупную сумму годового заработка фиксированной суммой и тем самым не дающая профсоюзам возможности требовать увеличения премиальных или сверхурочной оплаты.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Ричард Теймс.
Япония. История страны.

Э. О. Берзин.
Юго-Восточная Азия в XIII - XVI веках

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

М. В. Воробьев.
Япония в III - VII вв.
e-mail: historylib@yandex.ru