Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

В. В. Самаркин.   Историческая география Западной Европы в средние века

Некоторые черты географии средневековой культуры

В период раннего средневековья культура и образование находились в глубоком упадке. Монополию на них захватила церковь, и естественно, что центрами относительной образованности в то время были монастыри: при них существовали церковные школы, дававшие начатки грамотности, и так называемые скриптории — мастерские по переписке рукописей. Наиболее известные скриптории в VII—VIII вв. находились в монастырях Луксейском (Бургундия), Корби (Северо-Восточная Галлия) и Флери (в округе Орлеана). Большой известностью пользовались также ирландские монастыри и Монте-Кассино (Южная Италия). В каролингскую эпоху наибольшую славу приобрел Турский монастырь св. Мартина, а также Фульда, Лоршский, Сен-Гален и Боббио; сохраняли свои традиции Корби и Флери.

В период развитого средневековья крупнейшими центрами образованности становятся города. В некоторых из них появляются нецерковные школы, а позже и университеты. Хотя древнейшие из университетов уходят [112] своими корнями в XII столетие, в основном процесс возникновения университетов в Западной Европе относится к XIII—XIV вв. В это время расцветают университеты в Италии (Болонья, Падуя, Неаполь, Перуджа, Сиена, Флоренция и др.), во Франции (парижская Сорбонна, Монпелье, Тулуза, Орлеан и др.), в Англии (Оксфорд и Кембридж). Не менее известными были пиренейские университеты — в Коимбре, Саламанке, Вальядолиде, Лериде. В Германии первые университеты возникли в окраинных землях Империи — в Праге, Кракове, Вене; лишь в конце XIV в. были учреждены университеты в Гейдельберге, Кельне, Кульме и Эрфурте. Из других центров образованности в развитое средневековье следует отметить арабские города Средиземноморья — Кордову, Севилью, Палермо и др., сыгравшие большую роль в развитии европейской средневековой науки и философии.


Средневековые университеты и их ведущие факультеты: 1 — теологический; 2 — права; 3 — медицины; 4 — особая направленность отсутствует; 5 — дата основания университета [113]


Территориальное размещение календарных стилей в Западной Европе (ок. 1350 г.):
1 — начало года с 1 января (современный); 2 — с первого марта (венецианский); 3 — с 25 марта (от «воплощения»); 4 — с первого дня пасхи (пасхальный); 5 — с 1 сентября (византийский); 6 — с 25 декабря (от «Рождества»)

Мощный толчок образованности дало изобретение книгопечатания. Возникшее в немецких городах в 50-х годах XV в., оно в течение нескольких десятилетий завоевало почти все европейские страны: если до 1470 г. кроме Германии книгопечатание знали только Италия, Голландия, Швейцария и Франция, то к концу века оно было уже распространено в Англии, Испании, Португалии, Дании, Швеции, Польше и Венгрии. В 1500 г. в Западной Европе функционировало свыше 200 типографий, расположенных в 69 городах; всего же в XV в. действовало около 1100 типографских мастерских в 246 городах Западной Европы (многие из них существовали небольшой промежуток времени). Наиболее известным было [114] предприятие венецианца Альда Мануция, издательскую деятельность которого отличали как тщательнейшие отбор и выверка текстов (главным образом античных авторов), так и чрезвычайно высокое по тем временам художественно-техническое оформление. Им за 1495—1515 гг. было издано свыше 150 книг, каждая из которых представляла собой образец издательского дела. Венеция в XV в. вообще была крупнейшим центром европейского книгопечатания; здесь работало свыше ста печатников, выпускавших не только внушительные светские и богословские труды, но также иллюстрированные книги и гравюры, пользовавшиеся широким спросом. Соперником Венеции по объему (но не качеству исполнения) продукции выступали в этом столетии Париж, Лион и Нюрнберг. Кроме них были широко известны издания Аугсбурга, Ульма, Флоренции, Лейпцига, Брюгге, Лондона, Сарагоссы и других городов.

С точки зрения региональных особенностей средневековой культуры большой интерес представляет география различных календарных стилей, применявшихся в разных областях. Наиболее распространенным стилем средневековья была «христианская эра», ведущая свое начало от «рождества Христова»,  т.е. с 1 г. н. э. Но она имела множество вариантов, различавшихся сроками начала года. Чаще всего год начинался с рождества,  т.е. 25 декабря, однако были еще стили «от воплощения» (25 марта), византийский (1 сентября), современный (1 января) и пасхальный (с первого дня пасхи). В землях, находившихся под влиянием Восточной Римской империи, была распространена византийская эра, начинавшая счет лет с «сотворения мира», с 5508 г. до н. э. Кроме них иногда счет годов велся по олимпиадам, по Диоклетиану (с 29 августа 284 г.) и почти повсеместно — по церковным индикциям,  т.е. 15-летним отрезкам времени.

Территориальное распределение календарных стилей было следующим. Во Франции с эпохи Каролингов применялся стиль «от рождества», который в королевских землях при Капетингах стал сменяться пасхальным стилем, господствовавшим до XVI в. Постепенно пасхальный стиль утвердился и в других областях страны: в Бургундии он сменил начало года «от рождества», в Дофине — «от воплощения», в Лангедоке и Пуату — и тот и другой. Правда, тенденция развития иногда прерывалась; [115] так, в Аквитании стиль «от воплощения», вытесненный в XII в. пасхальным, в XIV в. возобладал снова. В других же областях (Нормандия, Шампань) пасхальный стиль возник одновременно с его утверждением в Иль-де-Франсе и господствовал практически почти все средневековье.

Гораздо более сложным было положение в Италии. Здесь наряду с «христианской» эрой употреблялась в ряде районов и византийская и во многих местах господствовал византийский стиль начала года (в Бари, например, до XVI в.). Что же касается «христианской» эры, то она имела разновидностей еще больше, чем на континенте. Кроме стиля «от рождества» (Болонья, Генуя, Милан, Павия) и «от воплощения» (Флоренция, Кремона, Неаполь, Равенна), здесь также использовались венецианский (начало года с 1 марта) и пизанский (24 марта) стили. Положение усложнялось и безнадежно запутывалось тем, что нередко в одном и том же городе в разного типа документах ставились даты по разным видам календаря; кроме того, смена одной хронологии другой также была довольно частым явлением.

В Англии с англосаксонских времен установился стиль «от рождества», который после норманского завоевания сосуществовал с другими стилями ( «от воплощения» и пасхальным). В XIII столетии снова установилось единообразие, однако теперь уже на базе стиля «от воплощения».

В Германии со времен Каролингов (а может быть и раньше) утвердился стиль «от рождества», который господствовал во всех немецких землях вплоть до эпохи Реформации.

Иным было положение в Испании и Португалии. Здесь существовала особая эра, ведущая начало летоисчисления от завоевания Испании Августом (38 год до н. э.), а год начинался с 1 января. Эта эра была распространена на всем Иберийском полуострове, в Африке и в южных, вестготских провинциях Франции и сохраняла свое значение в течение всего средневековья (в Кастилии и Арагоне она была отменена в XIV в., а в Португалии — в XV в., будучи заменена «христианской» эрой в рождественском варианте).[116]

загрузка...
Другие книги по данной тематике

С.Д. Сказкин.
Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века

Анри Пиренн.
Средневековые города и возрождение торговли

Мишель Пастуро.
Символическая история европейского средневековья

под ред. Л. И. Гольмана.
История Ирландии

Лев Карсавин.
Монашество в средние века
e-mail: historylib@yandex.ru