§ 2. Три направления изучения греческой колонизации
Как явствует из обзора историографии, изучение древнегреческой колонизации велось в основном по двум направлениям: 1) решение общих теоретических вопросов (характер, сущность, ход, причины, движущие силы, цели, последствия колонизации); 2) исследование частных, локальных вопросов (конкретная история колонизации той или иной местности). Однако существует еще один аспект — исследование собственно колонизационного процесса.
На протяжении двух столетий истории Великой греческой колонизации была выработана система норм и канонов во взаимоотношениях между колонией и метрополией, которую уже греки V в. до н. э. называли παλίπος νόμος1. Согласно этим «древним обычаям», колонисты и их потомки должны были, в частности, на общенародных празднествах воздавать метрополии «положенные почести» (τά γέρα τά νοιηζόμενα), при жертвоприношениях предоставлять первенство ее жителям, а при основании колонии приглашать из нее ойкиста2. Система общепринятых обычаев сложилась не только в сфере взаимоотношений между колонией и метрополией, но имела место и на предыдущих этапах — в сфере общих норм вывода и основания колоний (ср. τά νομιζόΐλενα у Геродота)3. Таким образом, колонизационный процесс состоит из трех последовательных стадий: выведение колонистов, основание полиса, отношения колонии с метрополией. В то время как последняя стадия подвергалась фундаментальному исследованию в упомянутых работах Я. Зайберта и А. Дж. Грэйэма, предыдущие стадии колонизационного процесса изучались спорадически и в довольно небольшом объеме. Но нескольку страниц им уделено внимание в общем курсе но греческим государственным древностям Г. Гильберта, в статье О. Гвинна и в последней книге Ж. Берара. Общий очерк, содержащийся в известном компендиуме Г. Бузольта и Г. Свободы и по сей день является наиболее полным собранием реалий, относящихся к выводу колонистов и основанию полиса4. Авторы компендиума рассматривают типологию греческих колоний (апойкия, эпойкия, клерухия) и соответствующие категории колонистов, а также обрисовали роль института ойкистов. Далее трактуются вопросы, связанные с набором колонистов и основанием ими города: раздел земли, выделение клеров и теменов, политическая организация. Вкратце характеризуется также система норм и традиции во взаимоотношениях между колониями и метрополиями. Особый раздел посвящен афинским клерухиям — он содержит материалы об их истории, органах управления, праве, культовых отправлениях. При всей своей обстоятельности очерк Бузольта и Свободы довольно краток и, естественно, не покрывает все доступные нам источники, относящиеся к данной проблеме. Восполнить этот пробел и призвана предлагаемая работа, посвященная реконструкции системы норм и обычаев в сфере вывода колонистов и основания полиса, иначе говоря, выявлению общих и частных норм эллинской колонизационной практики. 1 Time, I, 24, 2. 2 Ibid., ср.: I, 25, 4. 3 HdL, V, 42, 2. 4 Busolt С, Swoboda II. Griechische Slaatskuudc. Miinchon, 1926, 2, S. 1264-1279. |
загрузка...