§ 4. Тюркские племена и народы в X в.
После уничтожения киргизами уйгурского каганата огузы ушли из Центральной Азии. Часть огузов (от нескольких сотен тысяч до миллиона человек)171 мигрировала на северо-запад на территорию современной России и обитала между Волгой и Яиком (Уралом)172. Ранее здесь жили печенеги, но огузы, вступив в союз с хазарами, вытеснили печенегов и оккупировали их земли. Затем огузы переместились на запад и обосновались на правом берегу реки Дон. Поддержкой их конницы воспользовался в 985 г. князь Владимир, когда шел на болгар. Этот факт зафиксирован в русских летописях (летописи Нестора). Н.М. Карамзин, в частности, пишет: «Владимир, желая завладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян»173. Н.М. Карамзин, далее подчеркивает: «Здесь (т. е. в летописи. — В.З.) в первый раз упоминается о сем народе..., он кочевал в степях на юго-восточных границах России»174. Несомненный интерес в свете всего, изложенного выше, представляет тот факт, что древние русские именно огузов называли торками (это очень созвучно с тюрками, турками), хотя им были известны и другие тюркские (в широком смысле слова) племена. В конце X — начале XI вв. огузы (торки), двигаясь дальше на запад, переместились в приднестровские степи, которые в тот период были населены печенегами. В непрерывных столкновениях с печенегами погибло много огузов. Но наибольшие потери они несли от холода в морозные зимы, болезней и голода175. Тем не менее, через Дунай переправилось до 600 тысяч огузов176. Попав на Балканы, огузы были вынуждены сражаться с обитавшими в придунайских степях болгарами.
Неся большие потери, огузы двигались на юг и вступили на территорию Византийской империи, где смогли, наконец, найти убежище. Император Византии выделил огузам для проживания земли в Македонии. Часть из них была взята на военную службу в византийскую армию. Известно, что в войске Романа Диогена во время сражения с огузами-сельджуками при Малазгирте в 1071 г. находился значительный контингент огузов. Другая, в численном отношении большая, часть огузов мигрировала в Среднюю Азию. (Небольшие группы огузов начали проникать сюда значительно раньше). В X в. основная масса огузов проживала на землях, простиравшихся от северо-восточного побережья Каспийского моря до реки Сырдарья в ее среднем течении. Огузами были заселены полуостров Мангышлак, плато Устюрт, побережье Аральского моря. Большое число огузов было сосредоточено в окрестностях гор Карачук (от Исфиджаба до Сырдарьи). Соседями огузов на западе были хазары, на севере — кимеки, на востоке — карлуки. Все названные соседи огузов были тюрками. Кимеки и карлуки, так же как огузы, входили в Восточный тюркский каганат. Южнее мест обитания огузов начинался исламский мир, представленный, в основном, персами. В «Hudût al-‘Âlam» говорится, что граница между шаманистами огузами и мусульманами проходила по линии Гурган — Фараб — Исфиджаб177. В X в. в очерченном выше (весьма приблизительно) районе существовало государство огузов — т. н. огузский ябгулук. Неизвестно, когда и как оно образовалось. Мы полагаем, что вскоре после уничтожения киргизами уйгурского каганата, т. е. в середине или второй половине IX в. По мнению З.В. Тогана, огузы были вассалами хазарского кагана.178 Если согласиться с этой версией, то становится понятным, почему правитель огузов носил титул ябгу (как мы увидим ниже), а не каган. Вассальная зависимость от хазар могла существовать примерно до середины X в., т. к. Хазарский каганат (VI—X вв.) прекратил свое существование в 965 г. Ф. Сюмер считает, что в X в. огузский ябгулук был независимым и сильным государством179. Огузы были воинственным народом. Сюмер пишет, что «огузы были всегда вооружены, очень храбры и всегда готовы сражаться ,..»180. Площадь территории огузского ябгулука составляла около 9 млн квадратных километров, однако большую часть этой территории составляли пустыни Кызылкум и Каракум181. Правитель огузов имел титул ябгу. Вторым лицом в государстве был субаши — командующий армией. Вероятно, именно ему принадлежала реальная власть в государстве. Известно, что в случае необходимости послания из Багдада адресовались субаши, и именно он давал на них ответ182. В 922 г. огузский ябгулук посетило посольство багдадского халифа, которое следовало к волжским болгарам. Секретарем посольства был некто ибн Фадлан, который оставил свои воспоминания (весьма скудные) об огузском государстве. Ибн Фадлан не приводит имени огузского ябгу, но пишет, что субаши звали Этрэк сын Катагана183. (З.В. Тоган восстанавливает это имя, как сын Тогана Этрек184.) Население ябгулука составляли 24 огузских племени. Из них 12 племен имели общее название Бозоки. Они, в случае войны, должны были составлять правое крыло войска. Другие 12 племен были Учоками. Они образовывали левое крыло войска. Символохм (гербом) Бозоков был лук, а Учоков — три стрелы185. Согласно легенде, которую пересказывает Рашид-Эддин, у Огуз-хана (мифологическая личность — предок всех тюрок) было 6 сыновей (Гюн, Ай, Йылдыз, Гёк, Даг, Дениз). У каждого из них было по 4 сына. Каждое огузское племя названо по имени одного из внуков Огуз-хана. В состав Бозоков входили племена: Кайи, Байат, Алкаэвли, Караэвли, Языр, Додурга, Дёгер, Япарлы, Авшар, Кырык, Бегдили, Каркын. В состав Учоков — племена: Байындыр, Бичина, Чавулдур, Чепни, Салгур, Эймюр, Алаюнтлу, Юрегир, Игдир, Бюгдюз, Йива, Кынык186. Каждое племя имело свое клеймо, печать (damga). Это клейхмо ставилось на оружии, домашнем скоте, имуществе. В Османской империи вплоть до султана Сулеймана I на пушках ставилось клеймо племени Кайи, к которому принадлежал род Османа187. Численность племен была разной. Некоторые насчитывали сотни тысяч человек188. Общая численность населения ябгулука в X в. предположительно составляла 1 млн чел189. Известно, что в сегодняшней Турции несколько тысяч населенных пунктов носят имена огузских племен и, в первую очередь, тех, которые принимали участие взявоевании Малой Азии: Кынык, Авшар, Байат, Кырык, Чепни, Бегдили, Салгур, Каркын, Языр, Эймюр, Байиндыр, Додурга, Чавулдур и Кайи190. В огузском ябгулуке вожди, или беи, племен были богатыми людьми. Ибн Фадлан пишет, что видел среди огузов людей, владевших сотней тысяч баранов, десятью тысячами лошадей191. Огузский ябгулук вел оживленную торговлю с соседними исламскими государствами. Торговля осуществлялась, главным образом, в пограничном городе Сабран. Основным товаром огузов были овцы. Потребности в мясе населения Мавераннахра и Хорасана удовлетворяли огузы, а также карлуки. Они разводили особую породу овец, которой не знали в Хорасане и Мавераннахре. Поэтому мясо этой породы пользовалось особым спросом в этих краях. Кроме того, огузы продавали знаменитый в исламском мире войлок192. Мавераннахр торговал не только с огузами и карлуками, но и со многими другими народами, в том числе, и тюркскими. Поэтому через огузский ябгулук шли оживленные караванные пути. Самым важным из них был путь из Хорезма в район Волги. Ибн Фадлан пересек страну огузов в составе огромного каравана: число погонщиков и купцов достигало 5 тысяч человек. Свои караваны отправляли и огузские купцы. Они вели торговлю с исламским миром, а также с Индией и Китаем193. Достоверных сведений о том, когда и при каких обстоятельствах прекратил свое существование огузский ябгулук нет. Скорее всего, это произошло в начале XI в. Вероятно, к этому времени огузское государство было ослаблено внутренними распрями и могло быть уничтожено кыпчаками194. 171 öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt. İstanbul, 1964. S. 6. 172 Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей. IX—XIII вв. Киев, 1884. С. 45. 173 Карамзин Н.М. История Государства российского. Книга I. Тома I, II, III, IV. СПб., 1998. С. 139—140. 174 Там же. 175 Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей. IX—XIII вв... С. 47. 176 Öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt. İstanbul, 1964. S. 5. 177 Hudûd al-‘Âlam. The Regions of the World. A Persian geography 372 A.H. — 982 A.D... P. 312. 178 Togan, Z. V. Umumi Türk tarihine giriş. Cilt I. İstanbul. 1946. S. 175. 179 Sümer, F. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri - boy teşkilatı... S. 54. 180 Ibid. 181 Öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt... S. 10. 182 Togan, Z. V. Umumi Türk tarihine giriş. Cilt 1... S. 174.-175. 183 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков. 1956. С. 129. 184 Togan, Z, V. Umumi Türk tarihine giriş. Cilt I... S. 175. 185 Рашид-Эддин, Собрание летописей... С. 22. 186 Рашид-Эддин. Собрание летописей... С. 22—25. 187 Öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt... S. 15. 188 Ibid. 189 Ibid. S. 11. 190 Ibid. S. 15. 191 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу' в 921—922 гг. Харьков. 1956. С. 130. 192 Sümer, F. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri - boy teşkilatı... S. 43. 193 Sümer, F. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri - boy teşkilatı... S. 44. 194 Ibid. S. 58. |
загрузка...