Глава 5. Восстановление. Ранние славянские поселения на Украине и в России
Начиная примерно с 500 г. н. э. мы можем с полным правом использовать термины «славяне», «славянские поселения» и «славянские захоронения». Именно с конца V в. археологические данные безусловно подтверждают существование славянских поселений, задолго до того времени, когда названия и места обитания славянских племен начинают упоминаться в сочинениях историков.
Начиная с конца V в., в VI и VII вв. н. э. в поселениях встречаются небольшие квадратные землянки и изготовленная вручную керамика, которые принято обозначать как «древнеславянские». Их распространение ограничено лесостепной зоной Западной Украины. Как правило, поселения располагаются в районах, покрытых лесами. Ясно, что, опасаясь нападений, древние славяне избегали селиться на открытых местах, в частности в степи. Славяне предпочитали земли, которые можно было обработать плугом, предназначенным для легких земель. Почвы степной и черноземной зон не подходили для их земледельческих орудий. Находки, относящиеся к раннему этапу истории восточных славян, впервые описал чешский археолог И. Борковский, назвавший культуру пражской. Позднее ее разделили на западную и восточную группы, представленные культурами пражско-корчакского и пражско-пеньковского типов. Корчакские поселения расположены к западу от Днепра в бассейне реки Тетерев вокруг города Житомир на Волыни и простираются на восток до Юго-Западной Польши (поэтому эту культуру иногда именуют житомирской). Пеньковские поселения сгруппировались на территории Днепровских порогов и разбросаны между Днепром и средним Прутом в Молдавии. Именно из этих территорий славяне распространились на север, юг и запад. Пражско-Корчакская (Житомирская) культура Прежде всего она известна по селищам, расположенным на прибрежных террасах или на склонах песчаных дюн в некотором отдалении от рек. Деревни окружены небольшими защитными сооружениями, предназначенными исключительно для оборонительных целей. Едва заметные культурные слои в этих населенных пунктах указывают на то, что поселение просуществовало здесь недолгий срок. Дома были небольшого размера и не требовали значительных усилий для возведения.
Рассмотрим поселение, обнаруженное близ села Корчак, расположенное на прибрежной террасе реки Тетерев. Оно состоит из полуподземных квадратных в плане домов, беспорядочно разбросанных на площади примерно 100?30 метров. Раскопанные археологами 12 домов на 10–15 метров отстоят друг от друга и примерно на 1 метр углублены в землю. В северо-западном углу каждого дома расположен открытый очаг, сложенный из больших камней. В одном жилище обнаружили следы от шестов, поставленных двумя рядами для поддержания наклонной крыши. В других жилищах были отверстия от опорных столбов, расположенные по углам или вдоль стен. У некоторых хижин имелись входы со ступеньками. Около поселений расположены могильники с кремационными захоронениями. Среди них встречались бескурганные погребения, которые, видимо, относятся к более раннему времени, чем курганные, вытянувшиеся вдоль речных берегов. Они располагаются группами от десяти до тридцати низких курганов, высотой не более 1 метра. В раскопанных жилищах и в захоронениях встречается изготовленная без гончарного круга керамика, причем в составе глины есть песок и раздавленные части насекомых. Это горшки высотой до 20 сантиметров, расширяющиеся к вершине с закругленными выступами и вертикальными или перевернутыми насечками. Данный тип керамики известен под разными названиями – житомирская, корчакская или пражская.
Поселения, раскопанные в Житомирском регионе, чрезвычайно похожи на селища, расположенные в Верхнем Приднестровье и восточной части бассейна реки Буг, на Волыни и в Юго-Восточной Польше. Прекрасные находки обнаружены в результате систематических раскопок деревни Рипнев, расположенной на берегу реки Буг в Львовской области, и селения Незвиско на верхнем Днестре. В обоих поселениях встречаются небольшие квадратные землянки с глиняными или каменными очагами. Внутри жилищ была найдена изготовленная вручную керамика. Аналогичные предметы встречаются в Молдавии, Чехии и даже в Центральной Германии (как отмечается в следующей главе, посвященной миграциям славян). Несколько жилищ в поселении Репнев построены на культурном слое позднего Черняховского типа, датируемого по фибуле IV или началом V в. Следовательно, приходится считать, что данные славянские кладбища использовались в V и особенно в VI в. Лучше всего сохранилось раннеславянское погребение, находящееся в небольшом укреплении Зимно на Волыни. Там обнаружены круглые бронзовые тарелки, пряжки от ремней, браслеты и византийская монета времен правления императора Юстина I (518–527) или Юстиниана (527–565).
Комплекс, относящийся к немного более позднему времени, примерно к рубежу VIII–IX вв., расположен близ селения Лука Райковецкая в Житомирской области. Он состоит из нескольких открытых поселений и укрепленного городища. В VIII в. появились мощные укрепления, их строительство продолжалось и в дальнейшем, вплоть до появления славянских государств. Аналогичные сооружения, относящиеся к данному времени (периоду укреплений), характерны для Балкан и Центральной Европы. В это время отмечается появление керамики, изготовленной на гончарных кругах, которая использовалась наряду с керамикой, изготовленной вручную. Керамика украшалась резьбой или волнистыми линиями с помощью инструмента, похожего на расческу. Изготовленные вручную горшки обычно были высокими. Единственным украшением таких горшков были неглубокие вдавления на ободке или ряд точек, нанесенных около горлышка. Ободки на горшках VIII и IX вв. более выпуклые, чем те, что делались в VI и VII вв.
Расположенные на высоких берегах рек в относительно неприступных местах укрепления занимали площадь от 1000 до 3000 квадратных метров. Возможно, они служили местом поселения племенных вождей, поскольку их всегда окружали поселения открытого типа. Одним из наиболее богатых и лучше всего исследованных укреплений считается Хотомельское, расположенное на берегу реки Горынь в Брестской области. Оно было круглой формы и укреплено двойными крепостными валами и рвами с напольной стороны (противоположной реке). Из своей центральной зоны житомирский комплекс распространялся на юг, запад и север, подтверждая вывод о том, что это была территория первоначального расселения славян. Постепенно на данной территории возникли племена полян, древлян и дреговичей. В IX–X вв. племя дреговичей двинулось на север вдоль реки Припять в глубь балтийских земель и распространилось вплоть до Западной Двины (Даугавы).
На основании отрывочных упоминаний в трудах Иордана, Прокопия, Маврикия Стратега и Менандра начиная с VI в. можно реконструировать время появления, обычаи, особенности хозяйственного уклада «склавинов». Согласно Иордану, их земли простирались далеко на север, они были труднодоступны из-за густых лесов, множества диких животных и огромного количества рек. Деревни располагались в основном вдоль рек на небольшом расстоянии друг от друга. Дома в основном были бедными, больше напоминали хижины, беспорядочно разбросанные по территории, их местоположение часто менялось. При появлении врагов все жители прятались в лесах и болотах, заманивая туда нападавших как в ловушку. Византийский автор VI в. Маврикий Стратег сообщает, что славяне «обладали большим количеством различного скота и их дома были набиты зерном, в основном пшеницей и просом». Различные авторы отмечают, что славяне были физически сильными людьми: они легко переносили жару, холод или дождь и были способны противостоять неблагоприятным жизненным условиям лучше, чем франки, лангобарды и другие люди со светлыми волосами. Пеньковская группа Основные поселения славян данной группы расположены вокруг города Черкассы к северо-западу от Кременчуга между Днепропетровском и Запорожьем и в среднем течении Южного Буга.
Название происходит от деревни Пеньковка, на реке Тясмин в Кировоградской области. В этой деревне в 50-х гг. Д.Т. Березовец раскопал пять поселений. В последующие годы другие исследователи обнаружили и описали более шестидесяти поселений пеньковского типа. Поселения пеньковского типа всегда размещались вблизи источника воды, на низких берегах или первичных речных террасах. Как и для корчакской культуры, для них характерна небольшая толщина культурного слоя, указывающая на короткий срок существования поселений. В одном поселении насчитывалось не более десяти землянок, только примерно пять или шесть из них существовали постоянно. Жилища, обнаруженные в Пеньковке, представляли собой небольшие квадратные дома-землянки, их длина редко превышала три метра, обычно в одном из углов размещался каменный очаг или печь-каменка. В некоторых домах обнаружены остатки деревянных досок, использовавшиеся для укрепления земляных стен. Крыши были преимущественно двускатными и состояли из жердей, перекрытых слоем утрамбованной глины. Обнаружены и дома с центральным опорным столбом, имевшие четырехскатную крышу.
Для поддержания досок и крыши использовались деревянные столбы. Тщательное изучение стратиграфии ранних славянских землянок, построенных на Украине, показывает, что они существовали недолго. Д.Т. Березовец установил, что землянки могли простоять не более 15–20 лет, а каждые 6–7 лет им был необходим капитальный ремонт. В каждом жилище могли разместиться семьи не более чем из шести или семи человек, как только число жильцов увеличивалось, приходилось строить новое жилище. По-видимому, гнезда поселений составляли территориальные общины, а группы домов на поселениях – патриархальную семью. Вокруг пеньковских поселений обнаружено всего несколько погребений. В основном практиковалась кремация, пепел в закрытых горшках помещали в урны или ямы. Самое большое кладбище на территории Пеньковки состоит из 37 урн и 14 ям. Курганов над могилами не насыпали.
Корчакскую и пеньковскую группы можно рассматривать как две региональные разновидности одной и той же культуры. Устройство поселений было практически идентичным, экономический уклад и общественные отношения также имели много общего. В то же время нельзя не отметить и некоторые различия между ними прежде всего в качестве керамических изделий. Пеньковская керамика представлена большими округлобокими или биконическими сосудами, изготовленными без помощи гончарного круга, которые не встречаются в корчакских поселениях. Кроме них обнаружены выпуклобокие или почти шаровидные горшки, двуконусные кубки с легкими перевернутыми насечками или одноручные кувшины с лощеной поверхностью. Некоторые горшки имеют орнамент, выдавленный вокруг горла. Самой известной находкой пеньковской группы считается клад из железных инструментов и оружия, обнаруженный Березовским в 1956 г. в одном из домов на Макаровском острове. Изготовленные из железа резаки, серпы, долота, топоры, наконечники для бороны и копий, ручки для деревянных ведер позволяют представить повседневную хозяйственную утварь земледельцев, живших в VIII–IX вв. н. э. Видимо, данное поселение появилось позже окружающих его деревень, поскольку в нем обнаружена керамика, изготовленная на гончарном круге. Форма некоторых инструментов, в частности серпов и лемехов, сохранилась и в период Киевской Руси, причем изделия похожих форм встречаются на территориях, заселенных южными и западными славянами. Пеньковские поселения представляют собой основную часть культуры восточных славян, возможно антов. Данная территория была заселена племенами уличей и тиверцев. Поселения Восточного Приднепровья. Волынцево и Ромны
Распространение пеньковской культуры к востоку от Днепра подтверждается существованием поселений VI–VII вв. типа волынцевского селища и группы укрепленных городищ VIII–IX вв., обнаруженных близ города Ромны, на территории, которую ранние историки указывали как район расселения племени северян.
Основную информацию, связанную с бытованием ранней славянской культуры в этом районе, дает исследование селищ, обнаруженных вблизи поселка Волынцево в долине реки Сейм около Путивля в Сумской области. Оно располагается на пологом речном берегу в непосредственной близости от воды. Видимо, выбор данного места определялся тем, что с трех сторон поселение было защищено почти непроходимыми болотами. В три ряда располагались землянки, некоторые квадратные в плане, 6?6 метров. В центре территории находилось огромное сооружение с тремя очагами в центре, возможно, это была мастерская. По своей конструкции дома встречались двух типов: одни строились из горизонтально расположенных бревен, другие из вертикально расположенных столбов, которые поддерживали стены, изготовленные из прутьев, обмазанных глиной. В поселении обнаружен один сгоревший дом. В нем видны явные следы пожара, но основные части – бревенчатые стены и фрагменты остроконечной крыши, сложенной из круглых бревен, – сохранились хорошо. Строительство дома начинали с рытья ямы, немного превышавшей по размерам саму бревенчатую постройку. Углубление прекращали, как только доходили до песка. На него насыпали и утрамбовывали глинобитный пол. В северо-восточном углу находился открытый очаг, построенный из пористой местной глины. У дома была плоская крыша, труба отсутствовала. Иногда площадь очага отделялась от основной части дома стеной, построенной из гладко выструганных досок. Конические или грушевидные ямы для хранения продуктов имели глиняные оштукатуренные стены. Некоторые ямы были покрыты деревянными настилами. Мастерские и амбары размещались в специальных помещениях, в некоторых мастерских было три очага. В деревнях обнаружены железные ножи для плугов, серпы и точильные камни. Рядом с деревней размещалось кладбище, занимавшее площадь 1,6 гектара. Могилы были плоскими, пепел после сожжения помещали в урны. В большинстве могил находятся дополнительные вазы. Кроме того, в могилах встречаются стеклянные и пастовые бусины, браслеты с утолщенными концами, железные ножи и кольца. Кремация происходила вне мест для погребения. В погребениях, обнаруженных близ города Сосницы в Черниговской области, раскопаны две площадки для сожжения размером 1,2?1,85 метра. Они окружены стенами из толстых деревянных бревен, укрепленных по углам вертикальными столбами. Внутри находился слой угля и пепел, смешанный с фрагментами сгоревших погребальных принадлежностей. Начало IX в. отмечено появлением укрепленных общинных деревень, расположенных на крутых речных мысах и укрепленных рвами и валами. Волынцевские поселения, обнаруженные в разных районах, характеризуются набором устойчивых особенностей как в архитектуре, так и в хозяйственном укладе. Поселения, обнаруженные по побережьям рек Десны, Сейма, Псела, Сулы и Ворсклы, называются роменскими от одноименного укрепленного городища, раскопанного в 1901 г. близ города Ромны. Возможно, его обитатели принадлежали к племени северян, о котором в «Повести временных лет» говорится: «седоша по Десне, по Семи и по Суле и нарекошася северъ». Другая группа аналогично укрепленных поселений была найдена на верхнем Доне вокруг города Воронежа. По одному из первых исследованных городищ и кладбища, обнаруженных близ села Боршево Воронежской области, они были названы боршевскими. Историческое постоянство поселений в этом районе позволяет приписать боршевские поселения к племени вятичей. Население волынцевских и роменских поселений выращивало скот, лошадей, коз, овец и свиней, ловило рыбу в близлежащих реках. От диких пчел получали мед и воск. В доме, раскопанном в городище Вишневая Гора, обнаружен сосуд, внутри которого находится деревянная чаша, наполненная желтоватым веществом. Химический анализ показал, что это мед и воск. Хорошо развивались ремесла. Изделия из железа не отличаются от периода Киевской Руси, но кроме них встречаются медные, серебряные и золотые предметы. В кладах обнаружены разнообразные ювелирные изделия, часто искусно сделанные. Некоторые клады, найденные на территории расселения восточных славян, содержат драгоценности и другие предметы, явно сделанные в подражание иностранным образцам готско-гепидского, кавказского, иранского (сасанидского) или византийского происхождения. Наиболее крупные клады VI–VII вв. – Мартыновский, Хацкинский и Новосуджанский. В них встречаются серебряные фибулы, массивные браслеты с утолщенными концами, антропоморфными и зооморфными фигурками, орнаментированные накладки для украшения поясов, аналогичные встречающимся на юго-востоке, звездчатые или бобовидные серьги, диадемы, подвески, изготовленные из серебряной проволоки по византийским образцам, а также блюда, серебряные ложки и украшения, привезенные из Византии. В погребении кремированного вождя, расположенном на берегу реки Сухой Ташлык, притока Южного Буга, были обнаружены золотые украшения, серебряные сосуды, упряжь и оружие. Большинство предметов, найденных в этой могиле, встречаются повсеместно и не могут быть определены как исключительно славянские. Однако некоторые предметы являются имитацией известных прототипов, причем в них заметны черты, внесенные местными мастерами, как северянами, так и из других племен. Например, в кладе, найденном в селе Харивка около Путивля, в Сумской области, в урне волынцевского типа находились золотые и серебряные предметы, фибулы, браслеты, серьги, подвески, ожерелья, украшения для пояса и другие предметы, изготовленные вручную. Они отличаются от украшений, ввезенных издалека. На протяжении нескольких веков на славянских территориях были широко распространены подвески, в которых имитировался византийский стиль. По образцам из византийского Средиземноморья серьги в форме звезды и в виде вертикальной полоски изготовлялись и на Украине и на Дунае. По мере миграций на юг, запад и север славяне приносили с собой типы ювелирных украшений, прежде всего серьги, подвески и пряжки для застежек. Данное обстоятельство объясняет распространение сходных типов изделий в Центральной Европе и на Балканском полуострове. Перемены, произошедшие в культуре восточных славян, в значительной степени стали результатом сильного влияния салтовской культуры, в которой соединились хазарские, булгарские и аланские черты. В районе распространения данной культуры – Причерноморье от низовий Дона и Донца, до Северного Кавказа, – была развитая торговля, большие города и установившаяся система феодальных отношений. Видимо, постоянная угроза нападения со стороны Хазарского каганата заставляла славян уделять особое внимание обороне. В «Повести временных лет» говорится, что восточнославянские племена платили дань хазарам. Следовательно, неудивительно, что салтовская культура оказывала влияние на славянскую территорию.
Хорошо укрепленные поселения могли служить как оплоты власти хазар, предназначенные и для получения дани с северян и полян. В этих обширных поселениях обнаружено огромное количество керамики, изготовленной на гончарных кругах, и драгоценности, которые имеют аналогии в салтовской культуре. Влияние хазар, видимо, заставило славян переместиться на север на балтийские территории. В «Повести временных лет» говорится, что радимичи расселились в низовьях реки Сож: «и седоста Радим на Соже и прозвашася радимичи», а также на его притоках Ипути и Беседе. Все относящиеся к этой территории славянские археологические материалы датируются только IX в. н. э., нет и ономастических данных. В то же время расселение племени дреговичей к северу от припятских болот и в балтийские земли ранее IX или X столетий подтверждается и летописями, и археологическими данными. Другие исторические племена, такие, как кривичи и славяне, жившие на территории современной Белоруссии и Северной Великороссии, возможно, отличались от западного славянского блока. В XI–XII вв. кривичи распространились от верховьев Немана на западе до верхней Волги (район Костромы) на востоке и от Чудского озера на севере до верховьев Сожа и Десны на юге. Самыми древними археологическими сооружениями кривичей являются длинные курганы, достигающие 60–80 метров в длину, с могилами кремационного типа. Их можно датировать периодом между VI и IX вв. В районе Смоленска, там, где расположены поздние поселения кривичей, все находки, относящиеся к славянам, датируются временем не ранее VIII в. В формировании кривичской культурной общности ведущую роль играли балтийский и финноугорский субстраты. Вплоть до X в. территория современной Белоруссии, на которой и сегодня говорят на одном из восточнославянских языков, была заселена восточными балтами (предками современных литовцев и латвийцев), причем балтийский этнический компонент сохранился даже после того, как там утвердились славяне. Упомянутое в Начальной русской летописи балтийское племя голядь (голинцы) жило в бассейне верхней Оки к юго-западу от Москвы вплоть до XII в. Медленную ассимиляцию балтов славянскими племенами подтверждают археологические находки и данные антропологических исследований. Погребальные обряды балтов, приемы изготовления одежды и украшений обнаруживаются в бассейне верхнего Днепра на протяжении X и даже начала XI в. Белорусский физический тип сходен с балтийским: долихоцефалический (удлиненный) лицевой тип со средним размером черепа не похож на мезоцефалический (широколицевой) тип людей, живших на Западной Украине. Различие можно объяснить тем, что местные жители некогда ассимилировали балтов. Отметим, что распространение балтийских названий рек, типов погребений и физического типа ограничивается границами Белоруссии. Пока не ясно, как славянские племена распространились так далеко на север. Лингвистические исследования позволяют предположить, что они пришли через Восточную Польшу и бассейн верхнего Немана, потому что в диалектах Псковской и Новгородской областей содержатся западнославянские элементы.
Вторжение славян в Россию не завершилось с началом IX в. На карте (рис. 42) показано распределение славянских племен в России на начало IX в. н. э. |
загрузка...