Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Шинни Питер.   Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Гончарные изделия

Из всех художественных изделий мероитской цивилизации более всего известны гончарные изделия. Они производились во многих селениях и описаны во множестве публикаций, при этом отмечается не только большое количество, в котором они были найдены, но и их высокие качества. Керамика представлена множеством разновидностей гончарного производства мира античности и наряду с более поздними и родственными им гончарными изделиями христианской Нубии образует основной вклад Древнего Судана в художественное наследие долины Нила.


Рис. 37. Мероитская керамика: изысканные изделия


В гончарных изделиях воплощены два элемента, постоянно присутствующих в мероитской культуре, благодаря которым четко видна грань между средиземноморскими и африканскими традициями, причем оба стиля, как было обнаружено, постоянно взаимодействуют друг с другом. В этих двух стилях присутствует также функциональная значимость. На протяжении всей истории Куша можно видеть, что почти во все времена присутствуют две совершенно различные традиции – гончарные изделия, изготовленные на гончарном круге, с ясно видимым северным влиянием, произведенные мужчинами, и выработанные ручным способом изделия, произведенные женщинами. Гончарные изделия, изготовленные на гончарном круге, демонстрируют множество вариантов и готовность сделавших их ремесленников откликнуться на стилистические изменения. В то же время выработанные женщинами изделия керамики демонстрируют заметный консерватизм форм и стиля. Изделия женской работы отражают глубоко укорененную африканскую традицию, в соответствии с которой подобные изделия и в наше время сохраняют тот же самый стиль, причем не только в Судане, но и во многих других регионах Африки.


Рис. 38. Мероитская керамика: обиходные изделия


Рис. 39. Мероитская керамика: полированные изделия


Вплоть до настоящего времени все коллекции керамики, о которых имелись публикации, были собраны во время раскопок кладбищ и происходили, за исключением самого Мероэ, из различных поселений Нижней Нубии. Очень мало известно о гончарных изделиях из южной части мероитского государства, и, поскольку заселение Нижней Нубии происходило со времени III столетия до н. э., то керамика более раннего периода совершенно неизвестна. Лишь в самое последнее время были проведены гораздо более детальные исследования мероитских гончарных изделий, а исследования Адамса пришли на смену более поверхностным ранним работам.

При исследовании керамики из северной части мероитского государства – как находок из погребений, так и найденных в немногих городских жилищах – Адамс расположил многочисленный найденный материал и классифицированные ранее его находки в определенном порядке, согласно культурным слоям, в которых они были обнаружены, что позволило ему установить начала хронологии. Единственная имевшаяся ранее попытка установления хронологии этой керамики основывалась на предложенной Гриффитом последовательности захоронений в Фарасе. Хронология эта была явно неудовлетворительной, поскольку одни и те же гончарные изделия были найдены во всех типах захоронений, за исключением самых поздних, уже постмероитской эпохи.

Согласно классификации Адамса, все гончарные изделия образуют пять основных групп: I – мероитская изысканная керамика, II – мероитская обиходная керамика, III – мероитская полированная керамика, IV – привозная греко-римская керамика, V – мероитская домашняя керамика. В группы I, II и III объединена керамика средиземноморского стиля, изготовленная на гончарном круге; в группе IV находятся все привозные изделия, в основном из Египта, хотя частью и из других регионов, в то время как в группу V включена изготовленная в африканской традиции керамика ручной работы.

Эти пять групп подразделяются на виды изделий; их можно подробно изучить по опубликованным работам Адамса, мы же рассмотрим только обобщенные их характеристики. На рисунках 37 – 41 изображены типичные формы горшков из различных групп. Группа I объединяет знаменитые изысканные изделия, зачастую расписанные узорами, а также различными зооморфными фигурами. Иногда они отделаны полосами украшений, нанесенных шаблоном. Сосуды в этой группе керамики невелики по размерам, их выделка отличается тонкостью работы и изысканностью рисунка. Этот стиль керамики появляется в самых ранних мероитских слоях Нижней Нубии и представляет собой нечто вроде художественной и хронологической проблемы, поскольку, как представляется, не имеет отчетливых предшественников. Неожиданно возникнув в конце IV или начале III столетия до н. э. как полностью сложившийся вид художественной керамики, чей закат, но никак не возникновение мы можем проследить, он продолжает оставаться загадкой. Каким бы ни было его происхождение, эта керамика имеет свой ярко выраженный самобытный характер, хотя во многих случаях ее мотивы восходят к Египту времен фараонов, что видно на примере изображенных на иллюстрации урея[44] и лотоса. Говоря словами Чарльстона, эти расписные гончарные изделия «демонстрируют адаптацию греко-римского стандарта, в котором классическая правильность уступает место энергичной и ритмичной работе кисти или настоянию прирожденного чувства формы» и представляют собой восхитительный и важный вклад в историю керамики (рис. 42).


Рис. 40. Привозная греко-римская керамика


Рис. 41. Мероитская керамика: домашние изделия


Керамика групп II и III представляет собой более грубые разновидности гончарных изделий местного производства, причем большинство сосудов крупнее, чем представленные в группе I. Они выполнены в той же традиции, их происхождение должно быть точно таким же. В качестве художественной росписи их украшают те же мотивы и сценки, те же фигуры животных и людей. Некоторые из этих живописных сцен основываются на местной тематике, как, например, на керамическом горшке, где лев пожирает человека выраженной африканской внешности. Хотя изысканная керамика группы I, как представляется, не производилась уже по окончании мероитского периода, но все же продолжала свое существование, постепенно сходя на нет, вплоть до конца I столетия н. э., причем все более и более грубые разновидности этой керамики продолжали оставаться в ходу, так как самые поздние из найденных образцов датируются уже концом мероитского периода.

Привозные изделия группы IV отличаются от местной керамики тяжелой основой розового цвета, формой и украшениями демонстрируя свое происхождение из районов, пребывавших под влиянием римской традиции в керамике. Предположительно они были сделаны по большей части в Египте, как провинциальные копии изделий метрополии, хотя самые лучшие образцы могут исходить из районов Римской империи, лежащих ближе к Риму. Эти изделия отличаются множественностью форм (рис. 40), за исключением амфор, форма которых чрезвычайно единообразна, где бы они ни изготовлялись. Основная часть сосудов отличается небольшими размерами. Большинство горшков этой группы не имеет росписи, хотя часто они украшены узкой полоской розового, кремового или красного цвета. Одна подгруппа этой керамики весьма напоминает древнеримские барботиновые[45] изделия, с расписными боками и росписью по краям. Есть подгруппа красной полированной керамики, предположительно сделанной также в Египте, представляющая собой ухудшенную копию древнеримской арретиновой[46] керамики. Примером изделия такой подгруппы является чаша из Фараса. Отдельные чисто итальянские или, по крайней мере, европейские изделия были найдены как в Мероэ, так и в Вад-бен-Наге. Из привозной керамики, не относящейся к этой группе, самым известным образцом является великолепный античный ритон[47], найденный в гробнице № S. 24 в Мероэ. Этот шедевр, носящий клеймо гончара Сотадеса, попал в гробницу, скорее всего сменив многих владельцев, поскольку известно, что Сотадес работал в Афинах в конце V столетия до н. э., а гробница датируется примерно 400 г. до н. э.


Рис. 42. Рисунки украшений на мероитской керамике


Керамика группы V совершенно отличается от всех других подобных изделий. Эти отличия касаются прежде всего способа ее производства, так как она лепилась руками без применения гончарного круга, а также из сырья, содержащего небольшие кусочки слюды и во множестве резаную солому и траву. Эта керамика менее прочна. Обжигалась она при невысокой температуре, скорее всего, не в специальных печах, как более изысканные изделия, а более простым способом, использующимся до наших дней, – сосуды помещаются в вырытое в земле углубление, заваливаются кизяком и другими горючими материалами, которые затем поджигаются. Подобная керамика обычно черного цвета, небольшие сосуды часто полируются; порой они украшаются небольшой полосой красного цвета, которая затем шлифуется. Такие гончарные изделия часто украшаются выдавленными до обжига узорами, заполняемыми белой или, несколько реже, красной краской. Их форма повторяет калебасы[48] и бурдюки – обычные емкости на большей части Африки, которые в основном и были предшественниками гончарных изделий и до сих пор используются кочевыми племенами, поскольку они менее хрупки и удобнее для кочевой жизни. В редких случаях некоторые из небольших сосудов имеют форму, близкую к форме металлических емкостей.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Мариан Белицкий.
Шумеры. Забытый мир

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru