Словарь
Алиф — первая буква арабского алфавита, обозначающая звук «а». Акциденция — случайное, преходящее свойство вещи. Аль-мукабала — буквально «противопоставление»; алгебра и аль-мукабала (аль-джабр ва-ль-мукабала) — первоначальное название алгебры. Слова аль-джабр (буквально «восполнение») и аль-мукабала означают две простейшие алгебраические операции — перенесение вычитаемых членов уравнения в другую часть в виде прибавляемых членов и взаимное уничтожение равных членов уравнения в левой и правой частях. Антропоморфизм — теологическая доктрина, уподобляющая бога человеку; одно из наиболее консервативных течений в исламе. Атабек — высокопоставленный опекун (дядька) при малолетнем эмире или наследнике престола у Сельджукидов. Ашариты — последователи основоположника калама аль-Ашари. Аят — стих Корана. Газневиды — династия тюркского происхождения, правившая в Газневидском государстве (X—XII вв.), основанном в 962 году саманидским полководцем Алп-Тегином. Наибольшего могущества государство Газневидов достигло при Махмуде Газневи, когда в его состав входили территории современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии и Индии. Гедонизм — учение в философии, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению — принципом поведения. Герменевтика — наука о языковом выражении мысли; в более широком смысле — наука о понимании посредством языковых конструкций. Гузы, или огузы — объединения тюркских кочевых племен, ведущих свое начало от легендарного предводителя Огуза. Гулямы — постоянная конная гвардия, личная охрана аббасидских халифов, эмиров, султанов. Набирались в основном из молодых рабов — тюрков. Дервиш — бродячий суфий; обычно член суфийской общины или ордена. Джабраил — коранический прототип архангела Гавриила. [313] Джемшид — легендарный царь древнего иранского эпоса, обладавший чашей, в которой отражался весь мир. Джериб — мера площади; около 1952 квадратных метров. Диван — (букв.) «Собрание». 1) Высший совет при султане; 2) Сборник, собрание стихотворений. Динар — наиболее распространенное название золотой монеты в странах мусульманского мира. Впервые начала чеканиться в VII веке; содержала около 2,4 грамма золота. Дирхем — серебряная монета. Впервые начала чеканиться с 695 года. Содержала 2,97 грамма чистого серебра. Дихканин — первоначально землевладелец в Персии и Мавераннахре. Зороастризм — религия, господствовавшая в Иране до арабского завоевания и названная по имени пророка Зороастра. Имам — духовное звание, главный служитель мечети, руководитель религиозной общины. Имамиты — представители крупнейшего шиитского умеренного направления в исламе. Исмаилизм — радикальная шиитская секта в исламе. Исмаилиты называли себя также талимитами (таълим — обучение) и батынитами. Кааба — священный черный камень в мечети аль-Харам в Мекке. По представлениям мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, изгнанный вместе с ним из рая. Каба — вид мужской одежды. Кавсер — легендарный источник в раю. Кади — судья. Калам — система ортодоксальной схоластики в исламе, основанная богословом аль-Ашари. Так же называется инструмент для письма — тростинка, которую макают в чернила. Камал — мера высоты, около 1,85 метра. Караханиды — династия, происходившая из знати тюркских племен Семиречья. Правила после Саманидов в Мавераннахре (ок. 932—1165 гг.). Карматы — представители радикального, антифеодального течения в исмаилизме. Каррамиты — последователи секты каррамийя, от имени Абу Абдаллаха Мухаммеда ибн Каррама. Каррамитов считали антропоморфистами. Секта была очень влиятельна в Хорасане в X—XI веках. Маарифат — один из этапов суфийского пути к просветлению. Маздак — зороастрийский жрец; руководитель широкого социального движения в империи сасанидов V—VI веков. Исходил из принципа всеобщего равенства, «данного богом». Мазхаб — богословско-юридическая школа в исламе. Наиболее распространены четыре мазхаба: ханифитский, ханбалитский, шафиитский, маликитский. Майсир — домусульманская арабская азартная игра. Маликиты — сторонники маликитского мазхаба, основанного имамом Маликом ибн Анасом. Медитация — глубокая мысленная и чувственная концентрация; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием [314] эмоциональных проявлении, отрешенностью от внешних объектов. Медресе — богословская школа, где изучались и светские науки. Минбар — возвышенная кафедра в мечети для имама и проповедника. Михраб — ниша в мечети (квадратная, полукруглая или многогранная), ориентированная в сторону Мекки. Мутазилиты — представители рационалистического течения в исламе, появившиеся в начале IX века. Мустамли — помощник учителя в медресе. Муфтий — толкователь вопросов мусульманского права на основе шариата. Мухаддис — собиратель и толкователь хадисов. Мухтасиб — базарный надзиратель; в широком смысле — блюститель нравов. Мюрид — дословно: «желающий» — человек, вступивший под начало духовного суфийского наставника-шейха, вручивший ему свою волю; последователь. Намаз — ритуальная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день. Омейяды — династия в истории халифата (661—750 гг.). Онтология — учение о бытии как таковом, независимо от субъекта и его деятельности. Пантеизм — философское учение, объединяющее бога и мир или отождествляющее их. Пир — духовный наставник в суфизме. Предикат — один из двух терминов суждения в логике, а именно тот, что «сказывается» (говорится) о другом, о так называемом предмете речи (субъекте). Рабад — ремесленно-торговое предместье в городах Средней Азии и Персии в VII—VIII веках. Примыкал к шахристану. В IX—X веках рабад становится центром экономической и политической жизни восточного мусульманского города. Раис — городской голова, городской начальник. Рамазан — название девятого месяца арабского лунного года, в течение которого правоверные мусульмане обязаны соблюдать пост от восхода до захода солнца. Рафизит — в широком смысле слова «еретик»; термин, применявшийся ортодоксальными мусульманами в отношении исмаилитов. Реджеб — седьмой месяц мусульманского лунного календаря. Релятивизм — теоретическая концепция, согласно которой все в мире только относительно. Саманиды — раннефеодальное государство IX—X веков, расположенное в основном на территории Хорасана. Сельджуки — объединение огузо-туркменских племен, ведущих род от легендарного вождя — Сельджука. Силлогизм — форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний определенной структуры следует новое высказывание той же логической структуры. Например: «Всякое А есть В; всякое С есть А; следовательно, всякое С есть В». Субстанция — неизменная основа вещи; объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего [315] единства, безотносительно ко всем тем бесконечным многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует. Сунна — дословно «предание». Мусульманская сунна основана на множестве хадисов. Суннизм — основная, ортодоксальная форма ислама, которой придерживается большинство мусульман. Суп — топчан на дворе. Сура — глава Корана. Суфизм — социальное и интеллектуально-пантеистическое течение в исламе, ориентированное на достижение той или иной формы единства с божеством. Тандыр — печь для выпечки хлеба. Тарикат — суфийский путь просветления; последовательный путь суфия к достижению единения с божеством. Факих — мусульманский ученый-правовед; ортодоксальный знаток шариата. Фана — достижение и ощущение полного единства с божеством; конечная цель тариката у большинства суфийских школ. Фарраш — в широком смысле: слуга. Фарсах — мера длины; около 6-7 километров. Фатимиды — династия арабских халифов (909—1171), официальной идеологией которых был исмаилизм. Фатимиды претендовали на происхождение непосредственно от пророка: Фатима была дочерью Мухаммада. Фикх — богословское законоведение. Хадж — паломничество мусульманина в Мекку. Совершается в двенадцатом месяце мусульманского лунного года. Xадис — предание о речах и поступках пророка Мухаммада или его сподвижников. Xакан — один из титулов караханидских правителей. Хакикат — последняя стадия суфийского познания. Дословно «подлинное бытие». Халиф — духовный вождь мусульман; руководитель халифата — мусульманской общины в широком смысле слова. С X века за халифами сохранялась лишь религиозная власть главы мусульманской общины. Xаль — кратковременное состояние, настроение у суфиев, проходящих путь самосовершенствования. Ощущение единства с богом-миром, форма экстаза. Xанака — обитель суфийских послушников (мюридов) и дервишей. Ханбалиты — сторонники мазхаба имама Ахмеда ибн Ханбаля (умер в 855 году). Ханифиты — сторонники мазхаба, основанного имамом Абу Ханифой (около 696—767 г.). Хариджиты — сторонники одного из первых течений в исламе, возникшего в 50-х годах VII века. Выступали за равенство всех мусульман независимо от их происхождения и цвета кожи. По учению хариджитов, халифом может быть любой последователь ислама, избранный мусульманской общиной. Хорасан — область, расположенная на восток и юго-восток от Каспийского моря. Xутба — род молитвы за правящего государя и за всю общину [316] правоверных. Включение имени властителя в хутбу равносильно признанию его власти. Обычно хутба читалась во время пятничного богослужения. Чарсу — полотняный купол городского рынка или площади. Шабан — восьмой месяц мусульманского лунного календаря. Шавваль — десятый месяц мусульманского лунного календаря (следует за рамазаном). Шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман. Основан на Коране и Сунне. Шафииты — сторонники мазхаба имама Мухаммеда ибн Идриса аль-Шафи’и (умер в 820 году.). Шахристан — исторический центр мусульманского города. Шейх — духовное звание в исламе; наставник в суфизме. Шиизм — второе основное (после суннизма) направление в исламе. Шииты признают Коран «божественным откровением», однако считают, что в Османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али. Эзотерическое — здесь: внутренняя сущностная доктрина исмаилизма в отличие от внешней — экзотерической доктрины. Эманации — формы проявления (истечения) безличного божества (абсолютной истины) в пантеизме и в учениях, примыкавших к пантеизму. Эмир — титул светского властелина, феодала. Эпистемология — термин, употребляемый для обозначения теории познания. [317] |