Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Ричард С. Данн.   Эпоха религиозных войн. 1559—1689

Испания

   Испанский театр переживал свой золотой век в то же время, когда в Англии расцветал елизаветинский театр, – с 1560 до 1640 г. Как и в Англии, средневековая испанская драма состояла из религиозных пьес (autos sacramentales), разыгрываемых различными труппами на праздник Воскресения Христова. Также существовала гуманистическая драма XVI в., написанная пасторальными авторами, которая ставилась в домах знати. Первые профессиональные театры, открывшиеся в Мадриде и Севилье в 1570 г., управлялись компаниями, сходными с английскими, хотя пьесы по характеру очень отличались от елизаветинских. В испанских театрах ставили пьесы, написанные ведущим новеллистом Сервантесом и прочими авторами, бравшими за образец произведения Сенеки или Плавта. Но испанская публика, как и английская, жаждала романтики и развлечений. Лопе де Вега начал писать для театра в 1580 г. и вскоре приобрел известность, которую иные драматурги едва ли смогли превзойти.

   Испанская комедия состояла из трех актов, включала баллады и танцы и потому была более зрелищной, чем в Англии. И, в отличие от последней, в Испании женщины были допущены на сцену, а также танцевали между актами. Если для елизаветинского театра был характерен чистый слог, то испанские драматурги использовали смешанный стиль, чтобы придать комедиям эффект спонтанности. Комедия была чем-то вроде современного телевизионного ролика. Ее первой задачей было показать актеров, чья внешность была впечатляющей, и, как телевизионный сценарий, комедия не повторялась по многу раз. Поэтому испанский театр требовал большего количества пьес, чем елизаветинский. Обычно драматурги получали намного меньше денег, а актеры – больше. Среди тысяч испанских комедий не было особенно выдающихся произведений искусства, хотя многие были интересны. Список тем был разнообразен: комедии, трагедии, история, мифология, жизнь при дворе, жизнь крестьян, горожан, жития святых. Романтическая любовь была одной из основных тем. Драма была интровертна, но не интроспективна. Даже более восторженно, чем елизаветинские драматурги, Лопе де Вега и его сподвижники восхваляли испанский стиль жизни.

   В целом общество сходило с ума по театру. Мадрид был центром театральной активности, но, будучи меньше Лондона, смог поддерживать только два театральных дома. Как бы то ни было, каждый большой город имел свой собственный театральный дом, даже Мехико в Америке, где представлялись самые последние испанские пьесы. Труппы бродячих актеров разыгрывали свои представления в тавернах и деревнях. Не обходилось и без казусов, и некоторые из них были достойны сцен из «Дон Кихота». Когда одна из трупп играла «Лазаря», актер, исполняющий роль Христа, воскликнул несколько раз: «Поднимись, Лазарь», но ничего не произошло. Актер, играющий Лазаря, тайком выбрался из своего гроба и убежал. Руководитель труппы был в ярости, потому что вместе с актером исчез и его костюм, но крестьяне были в восторге, поверив, что Лазарь действительно был вознесен на небеса. В Мадриде угодить публике было сложнее, аудитория была очень привередлива. Филипп II ничего не сделал, чтобы популяризировать театр, но публика буквально ломилась в оба театра, которые были построены по образцу «Глобуса». Если публике нравилась пьеса, они кричали: «Триумф! Триумф!» Если нет, то они свистели, а женщины забрасывали актеров фруктами. Начинающим драматургам советовали писать пьесы, рассказывающие о жизни святых, поскольку они пользовались неизменным успехом у аудитории. Религиозные темы были намного более популярны в Испании, чем в Англии. Причина этого ясна: население здесь было католическим, преданным святым, верящим в чудеса и привычным к постановкам в церквях. Традиционные autos sacramentales в XVII в. стали очень популярны. Теперь они создавались известными драматургами, такими как Лопе де Вега, и исполнялись профессиональными актерами.

   Лопе де Вега (1562—1635) был испанским Уильямом Шекспиром. У него было схожее происхождение, чуть лучшее образование и более яркий характер. Он имел много пылких романов, в основном с замужними дамами, с последней он встречался уже после того, как стал священником. Он был очень плодовитым писателем. Менее чем за 50 лет он создал полторы тысячи пьес, примерно 500 из которых по-прежнему актуальны. В свои 60 лет он писал по две пьесы в неделю. Но он ценил свои пьесы намного меньше, чем забытые теперь романы. «Если кто-то придерется к моим пьесам, – написал он однажды, – и решит, что я написал их, чтобы стать известным, скажите ему, что я писал их для денег». В отличие от Шекспира Лопе де Вега издал большую часть своих пьес. То, что многие из них практически не оплачивались, объясняет, почему он их так быстро писал. Первый акт был введением в действие, во втором закручивалась интрига, третий акт подводил к развязке настолько долго, как только было возможно. Как-то раз с одной из его пьес произошел курьезный случай: публика догадалась, к чему все ведет, и все просто ушли. В «Открытии Нового Света Христофором Колумбом» демонстрируется вся магия его драматического искусства. В первом акте Колумб заручается поддержкой Изабеллы и Фердинанда для своего путешествия – согласно драматургу, в 1492 г. он отправился на поиски Нового Света, а не пути в Индию. Поскольку было невозможно сохранить интригу – нашел он Новый Свет или нет, – Лопе отправляет испанцев в Западную Индию в начале второго акта и концентрирует внимание на их отношениях с индейцами, детьми природы. В третьем акте напряжение достигает пика и демон, направляемый индейцами, должен убить жадных до золота испанцев и низвергнуть их крест. В итоге новый крест возносится над страной – и чужестранцы принимают христианство. Каждая сцена и каждый разговор имеют аналоги в реальной жизни. Прочие драматурги показывали бы моральную сторону этой пьесы; Лопе де Вега старался поразить зрителей красотой романтической истории.

   К 1630 г. испанская сцена стала приходить в упадок по нескольким причинам. Ни один драматург после Лопе де Вега не смог достичь такого же уровня – проблемы в экономике не позволяли так поддерживать театр. Духовенство, как и пуритане в Лондоне, критиковало актеров и актрис и требовало закрыть театры. На протяжении правления Филиппа IV (1621—1665) эта критика не возымела результата, поскольку он был ярым поклонником театра.

   Он превратил театр в вид королевского досуга, построил королевский театр и так аккуратно выстраивал свою политику, что ведущие актерские компании перешли под его патронаж. Король мог нарушить распорядок пьес в иных театрах, вызвав актеров или актрис для участия в пьесах в его королевском театре!

   Измененный характер театра отразился в пьесах Педро Кальдерона (1600—1681), ведущего испанского драматурга после Лопе де Вега. Лопе писал для людей, Кальдерон – для королевского двора. Будучи молодым, он писал комедии о влюбленных грандах, завоевывающих сердца своих красавиц, и трагедии о ревнивых мужьях, преследующих любовников их молодых жен. Его пьесы были более утонченными и замысловатыми, чем у Лопе, но менее вариативными. Все базировалось на аристократическом кодексе доблести, которым испанцы прикрывали проблемы в политике и потерю престижа. Кальдерон одобрял дуэли и убийство прекрасных жен-изменщиц. На протяжении кризиса 1640 г., когда Каталония и Португалия были охвачены восстаниями и волнениями, вся театральная активность погасла. Кальдерон последние 30 лет своей жизни писал только религиозные пьесы и сценки для двора. У него не было преемников. К концу века профессиональный театр в Испании умер, в отличие от Англии, где театру помогли удержаться на плаву.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Генрих Шлиман.
Троя

Валерий Демин, Юрий Абрамов.
100 великих книг

Геогрий Чернявский.
Лев Троцкий. Революционер. 1879–1917

Игорь Мусский.
100 великих актеров

Михаил Козырев.
Реактивная авиация Второй мировой войны
e-mail: historylib@yandex.ru