Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Под редакцией Г.Л. Арша.   Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней

Глава XVII. Развитие культуры в послевоенной Албании. О.А. Колпакова

Довоенная Албания в социально-культурном плане была одной из самых отсталых стран Европы. Новая эпоха, которая наступила в истории албанского народа после освобождения страны от фашистских захватчиков, привела к коренным изменениям во всей системе общественных отношений и в первую очередь к ломке в общественном сознании.

Все послевоенное развитие строилось на резком противопоставлении двух социальных систем. Культурная политика, осуществляемая в Албании под руководством АПТ, нередко отражала это противоборство напрямую, упрощенно рассматривая принципы взаимоотношений идеологии и культуры. Вследствие этого, культурная политика зачастую подменялась идеологическим администрированием, политическим управлением, тотальным контролем над культурой.

С конца 40-х годов в общественном сознании Албании утверждался принцип подчиненной роли культуры по отношению к сфере материального производства. Литература и искусство рассматривались как метод «воспитания масс». АПТ, получив после войны власть, оказалась во многом неподготовленной к тому, каковым же должно быть содержание новой культуры, что привело на первых порах к заимствованию советского опыта, а в последующие годы — к копированию китайской культурной революции, нанесшей столь большой ущерб и образованию, и духовной жизни албанского общества.

Культурная политика АПТ в послевоенные десятилетия сводилась к руководству развитием культуры при помощи утверждения в ней «единственно правильных» идей и подходов, при этом «революционные методы» утверждения нового и низвержения старого неизбежно вели к давлению на культуру, к подавлению инакомыслия.

В 60—70-е годы, когда классовый подход утвердился как «единственно правильный», а нравственным в культуре стало все то, что служило «делу борьбы», подавление инакомыслия приобрело еще более жесткие формы. Следование политическому лозунгу «кто не с нами, тот против нас» привело к преследованиям в среде художественной интеллигенции, когда «неугодный или неугодивший» мог быть отлучен от работы, от творчества, наказан за стремление свободно мыслить.

Следствием классового подхода к культуре стало духовное оскудение, самоизоляция от мировой культуры. Все это не могло не привести к догматизму мировоззренческих ориентаций, к тенденциозности в отображении действительности в художественном творчестве. Особенно пагубным было привнесение догматических установок в сферу профессионального творчества — в литературу, сценическое и изобразительное искусство, в кинематографию, когда за основу эстетической оценки произведения принимались не художественные, а идеологические категории. Однако некоторые виды искусства, такие, например, как музыка, не сопряженные напрямую с идеологией, имели некоторую самостоятельность в своем развитии.

Утверждение в албанском обществе с конца 1990 г. многопартийности, развитие политического и идеологического плюрализма, поляризация политических сил неизбежно привели к отрыву культуры от излишне политизированных и идеологизированных позиций, оказывавших ранее столь мощное давление на развитие албанской культуры.

Процессы демократизации, полемика в печати, бурное развитие публицистики как художественного жанра, выявили необходимость переоценки пути, пройденного албанской культурой, критического переосмысления культурно-исторического процесса в целом. Проблема формирования новых подходов к культуре сталкивается, однако, со значительными трудностями, связанными с идейным противостоянием в албанском обществе, с различным восприятием тех или иных идеалов и ценностей, а также с определенной инерцией в мышлении и психологии. И все же можно утверждать, что на первый план в албанской культуре, литературе и искусстве выдвигаются сейчас общечеловеческие, нравственно-эстетические ценности, определяющие новые направления в развитии художественного творчества.

На первых порах критический подход к прошлому неизбежно связан с порицанием и даже отрицанием всего того, что было сделано ранее. Однако развитие культуры — это всегда приращение, всегда накопление. Культура во всем ее многообразии всегда шире и богаче любой идеологии. Поэтому было бы неправильным сводить нынешние процессы, связанные с переоценкой культурного развития Албании лишь к социально-политическим категориям, как было бы неверно отрицать и то позитивное, что при всех издержках и деформациях все же было достигнуто и требует объективной оценки.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Мишель Пастуро.
Символическая история европейского средневековья

А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич.
Россия времени Ивана Грозного

Под редакцией Г.Л. Арша.
Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней

А. Л. Мортон.
История Англии

Джуэтт Сара Орне.
Завоевание Англии норманнами
e-mail: historylib@yandex.ru
X