Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Под редакцией Г.Л. Арша.   Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней

Расставание с тоталитаризмом

11 апреля 1985 г. скончался Энвер Ходжа, с именем которого связывался более чем 40-летний период жизни албанского общества.

Тысячи людей, съехавшиеся в Тирану со всех концов Албании, со слезами на глазах провожали в последний путь своего вождя. С ним уходила в прошлое целая эпоха — эпоха тоталитаризма.

С ноября 1941 г. находился Э. Ходжа на руководящих постах в партии и государстве. Его личный вклад в создание албанского варианта сталинской административно-командной системы не подлежит сомнению. Он был непосредственно в ответе за то, что происходило в стране и в обществе, выступая инициатором разного рода идеологических кампаний и прикрывая силой авторитета на первых порах, а затем авторитетом силы неблаговидные дела, вершившиеся карательными органами по его указаниям.

Энвер Ходжа и Мехмет Шеху, идеолог и практик казарменного коммунизма, — они более четверти века шли в одной связке, скрепленные одной цепью. Их тандем распался в 1981 г. Слишком самоуверенно и прямолинейно Мехмет Шеху делал заявку на место абсолютного диктатора, которым он рассчитывал стать после смерти Э. Ходжи. Глава правительства, контролировавший через своих родственников и преданных себе людей армию и органы государственной безопасности, т. е. человек, обладавший реальной властью в стране, Мехмет Шеху совершил оплошность, согласившись на брак своего сына с девушкой, имевшей родственников за рубежом, в стане противников режима.

Некий «сознательный труженик» обратился с недоуменным письмом в ЦК АПТ, по сути дела обвинив премьера в утере классового чутья, в предательстве классовых интересов. Сигналу был дан ход, и еще совсем недавно всесильному премьеру стало угрожать разбирательство его «вопроса» на Политбюро ЦК АПТ. Один из активных создателей системы внезапно превращался в ее жертву. Реально сознавая неизбежность конца, понимая надуманность предлога, которым воспользовались его многолетние соратники по партии, 17 декабря 1981 г. М. Шеху покончил жизнь самоубийством «в момент нервного кризиса». Прошло полгода, и официальная албанская пропаганда стала называть его «полиагентом империализма, югославского ревизионизма и советского социал-империализма», ни на мгновение не задумываясь о том, как могло так произойти, что на протяжении всего послевоенного периода страной руководили в основном враги народа, а она тем не менее успешно продвигалась к социализму, как говорилось во всех партийных документах.

В 1986 г. Институт марксизма-ленинизма при ЦК АПТ издал красочный альбом, посвященный памяти Э. Ходжи. Последняя фотография датирована апрелем 1985 г. Через пять дней его не станет. Он сидит в инвалидном кресле. Весеннее солнце слепит глаза, и он щурит их, глядя поверх объектива в неведомое. За спинку кресла держится верная спутница его жизни, делившая с ним невзгоды партизанского быта и непростой политической карьеры, все еще красивая, несмотря на прожитые годы, Неджмие. Зелень кустов роз, лаковый блеск листьев огромных магнолий, буйство каких-то диковинных цветов, усыпавших пока еще голые ветви деревьев. Исхудавшая рука с тонкими пальцами касается безвольного подбородка. По лицу разлито спокойствие: он оставлял дело всей своей жизни в надежных руках Рамиза Алии, члена Политбюро ЦК АПТ, секретаря ЦК по идеологическим вопросам, ставшего вторым человеком в партийной иерархии.

После устранения М. Шеху с политической арены, а его ближайших сторонников из партийно-государственного аппарата в албанских номенклатурных верхах не осталось реального претендента на пост преемника Э. Ходжи, и Р. Алия почти автоматически стал первым секретарем сразу же после кончины вождя.

Рамиз Алия родился 18 октября 1925 г. в Шкодре. С юношеских лет он включился в национально-освободительное движение, вступив в возрасте 17 лет в Компартию Албании. Был комиссаром 5-й ударной дивизии, которая вместе с югославской партизанской армией сражалась против немецко-фашистских войск. На 1-м конгрессе Антифашистского союза молодежи Албании он вошел в секретариат ЦК, а на объединительном молодежном съезде 1949 г. стал первым секретарем Союза народной молодежи Албании. На 1-м съезде АПТ в 1948 г. Рамиза Алию избрали членом ЦК АПТ. После окончания московской ВПШ в 1954 г. он до 1958 г. занимал пост министра просвещения и культуры. В 1956 г. стал кандидатом в члены Политбюро, а в 1961 г. — секретарем ЦК АПТ и членом Политбюро. Его первые шаги в качестве секретаря ЦК по идеологии был замечены. Западногерманский публицист Г. Хамм, посетивший Албанию в 1961 г. и после этого выпустивший книгу путевых заметок «Восставшие против Москвы», отметил его как восходящую звезду на горизонте албанской политической жизни. Р. Алия стабильно занимал высокое место в верхах партии, обеспечивая идейно-теоретическое обоснование ее линии. Поэтому естественным стало избрание в 1982 г. Рамиза Алии также и на высшую государственную должность председателя Президиума Народного собрания НСРА вместо мирно ушедшего на пенсию Хаджи Лэши, занимавшего этот пост с 1953 г.

Понимание необходимости перемен стало постепенно, но прочно входить в сознание албанских руководителей, получивших в свои руки тяжелое наследие. Застойные явления в экономике обсуждались на декабрьском 1985 г. и мартовском 1986 г. пленумах ЦК АПТ. Было признано, что трудности в народном хозяйстве имеют в основе внутренние причины, а не являются исключительно следствием «капиталистическо-ревизионистской блокады», как это утверждалось ранее. В качестве одной из причин указывалось на недооценку экономических методов хозяйствования и насаждение уравниловки в оплате труда. Встал вопрос о необходимости изменений в экономическом мышлении кадров, обращено внимание на застой в экономической науке, в частности в разработке проблем ценообразования как регулятора производства, материальных стимулов и организации труда, рационального планирования развития народного хозяйства. Наряду с этим было выдвинуто требование укрепления дисциплины и порядка во всех звеньях хозяйственного аппарата и усиления различных форм контроля за его деятельностью.

Необходимость обновления экономической политики признавалось и на 9-м съезде АПТ (ноябрь 1986 г.).

Однако все эти поиски новых методов решения назревших социально-экономических проблем не выходили за рамки старых идеологических установок. Тем не менее 9-й съезд АПТ стал заметным явлением в развитии албанского общества, обозначившим определенный рубеж во внутренней и внешней политике страны.

Съезд прошел под знаком преемственности политики, верности духу и букве учения Э. Ходжи. Не было подвергнуто сомнению ни одного принципа создававшейся долгие годы политической и социально-экономической системы. В области экономики подтверждались три основополагающие начала: опора главным образом на свои силы, запрещение иностранных кредитов, строго сбалансированная внешняя торговля. Обычная, укреплявшаяся многие годы антиимпериалистическая и антиревизионистская риторика пронизывала все материалы съезда. На нем не было ничего такого, что выходило бы за рамки процессов, присущих албанскому варианту сложившейся административно-командной системы.

Вместе с тем пусть даже строго дозированная критика слабостей и ошибок в области экономики явилась отражением накопившихся внутренних трудностей. На повестку дня ставилась задача поисков прагматических решений, открывавших перспективы улучшения условий жизни народа. Прозвучал призыв обратиться к «экономической логике», т. е. к «более активному и сознательному использованию экономических категорий в целях роста производства, увеличения производительности труда, снижения расходов на производство». Большее внимание уделялось материальному стимулированию трудящихся. В сельском хозяйстве это выразилось в признании возможности, правда в очень осторожной форме, иметь на крестьянском подворье некоторое количество скота и птицы.

Внешнеполитическая часть доклада выглядела вполне традиционной, в духе прежней позиции непримиримости к империалистическим и ревизионистским странам. Но именно во внешней политике сразу же после съезда был сделан первый осязаемый шаг на пути к освобождению от старых догм. Им стало установление дипломатических отношений с ФРГ, о чем было объявлено 2 октября 1987 г. Приблизительно через 20 дней после этого председатель Президиума Народного собрания НСРА Рамиз Алия в беседе с министром иностранных дел ФРГ Гансом Дитрихом Геншером выразил надежду «на сближение и дружбу между двумя странами и народами». К тому времени Албания поддерживала отношения более чем со 100 государствами, активно участвовала в работе ряда международных организаций. Одним словом, об изолированности страны от внешнего мира не могло быть речи. Но во многом это сотрудничество было дозированным, осуществлялось в строго ограниченных пределах. В целом же общество продолжало оставаться закрытым.

Установление отношений с ФРГ свидетельствовало о снятии табу с одной из стран, с которой, по установившейся в пропаганде терминологии, «никогда-никогда не могли быть налажены какие-либо виды связей». Несколько позднее из министерства иностранных дел НСРА вышло сообщение о намерении принять участие во встрече министров иностранных дел балканских государств в Белграде в феврале 1988 г. Совещание состоялось с участием албанских представителей, и с этого времени началось постепенное вхождение Албании в общеевропейский процесс.

Наметились позитивные сдвиги во внутренней политике. Обнаружилось, что звучавшие несколько декларативно положения о повороте государственной политики к человеку обрели конкретное содержание. В 1987 г. Совет министров НСРА принял важные постановления «О стимулировании роста производства при помощи заработной платы», «О более правильном использовании дополнительных материальных стимулов и специальных фондов», «О критериях оценки финансово-экономической деятельности социальных предприятий». Цель этих постановлений — использование экономических рычагов для стимулирования трудящихся прежде всего в отраслях, имеющих первостепенное значение для народного хозяйства. Аналогичные тенденции, но более медленно стали проявляться и в сельском хозяйстве.

В феврале 1987 г. в официальной албанской пропаганде постоянно появляются призывы к развитию «прогрессивного нового мышления и новых революционных идей», что противопоставлялось «бюрократическим проявлениям» и «инертности мышления». В административном аппарате и в какой-то степени в партии стали развиваться процессы омоложения кадров. По результатам выборов в Народное собрание 1987 г. оно обновилось почти на 32 %, причем около половины его депутатов составляли люди моложе 40 лет. В последующие полтора-два года эти процессы начали набирать силу.

Обычная для албанских условий практика планирования, когда приоритет отдавался развитию отраслей промышленности группы «А», была нарушена при утверждении планов на 1989 и 1990 гг. Их скорректировали в сторону поощрения промышленности, производящей товары народного потребления при гарантировании стабильности цен на товары первой необходимости.

С 1989 г. в сельскохозяйственных кооперативах и госхозах была введена новая система оплаты труда. Устанавливались дополнительные надбавки к оплате на трудодни за производство всей сверхплановой продукции в размере до 50 %. Одновременно бригадам, не выполнившим плановые задания из-за недоброкачественной работы, вознаграждение могло быть снижено также на 50 %. Заработная плата руководящим работникам и специалистам также устанавливалась в зависимости от конечного результата.

В порядке очередного эксперимента в 1989 г. сельскохозяйственным кооперативам девяти районов предоставлялась большая чем прежде, самостоятельность, значительно сокращалась директивная регламентация их деятельности. Им было также разрешено реализовывать сверхплановую продукцию на рынке, за исключением зерновых и технических культур. С 1990 г. такие принципы стимулирования производства и реализации продукции распространились на все сельскохозяйственные кооперативы страны.

Так постепенно, по инициативе сверху началось очищение системы организации народного хозяйства от воспринятых в 60—70-е годы волюнтаристских внеэкономических наслоений. Государственно-партийные структуры сохранялись в неизменности, но в их рамках и в строго регламентируемых пределах стала допускаться хозяйственная самостоятельность «низов» и даже критика среднего административного звена. Шло как бы обновление и совершенствование социалистических отношений. Слова «реформа» и «деформации социализма» еще не появились в политическом лексиконе албанских лидеров, считавших эту терминологию присущей исключительно восточноевропейским и советским ревизионистам. В Албании же продолжалась провозглашенная еще Э. Ходжей «революционизация всех сторон жизни».

Стимулом дальнейшей и весьма существенной корректировки всех направлений внешней и особенно внутренней политики Албании явились бурные события осени 1989 г. в Центральной и Юго-Восточной Европе. Правящие коммунистические партии столкнулись с одними и теми же проблемами, главная из которых заключалась в том, как реформировать систему, не потеряв власти.

Лихорадочные поиски путей выхода из кризиса привели в лучшем случае к добровольно-вынужденному отказу от руководящей роли при условии перераспределения властных функций между всеми политическими партиями и движениями, а в худшем — к полной потере политического веса и авторитета в стране и в обществе, к расколу и даже к самороспуску. Расставание с казарменным социализмом проходило по-разному. Албания пошла по эволюционному пути.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин.
Всадники войны. Кавалерия Европы

М. А. Заборов.
Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)

И. М. Кулишер.
История экономического быта Западной Европы.Том 1

Жорж Дюби.
История Франции. Средние века

Аделаида Сванидзе.
Ремесло и ремесленники средневековой Швеции (XIV—XV вв.)
e-mail: historylib@yandex.ru