Славяне на территории Албании
С середины I тыс. на Балканский полуостров стали проникать славянские племена. В отличие от предыдущих «варваров», совершавших грабительские набеги, славяне медленно продвигались по южным пространствам, оседали на землях, создавали свои государства. По косвенным данным албанские историки установили, что в пределах будущей Албании славяне появились в самом конце VI — начале VII в.
О расселении славян на территории современной Албании ученые судят по данным топонимики. Наибольшее число славянских названий рек, гор, населенных пунктов сконцентрировано в Средней и Южной Албании: Дибра (что означает «обрыв», «ущелье»), Голоборде («гора, лишенная растительности»), Поградец, Корча (от славянского варианта — Горица), Берат (от славянского — Белиград), река Бистрица и т. д. Славяне расселялись в долинах рек, на близко к реке лежащих холмах, вдоль древних римских дорог. Это были места, благоприятные для земледелия, — традиционного занятия славян; особенно хорошо подходили долины рек Вьосы, Семана, Девола. В Северной Албании славянских топонимов значительно меньше: горные и высокогорные области славян не интересовали. Равным образом не была пригодна для земледелия сильно заболоченная приморская полоса. Топонимы довольно густо появляются в районе Шкодринского озера: здесь и Велиполя (большая равнина в нижнем течении реки Буны), и Задрима (равнина, расположенная за рекой Дрином) и многие подобные названия. Иллирийцы и славяне не только жили рядом: они, безусловно, вступали между собой в многообразные контакты, обменивались опытом ведения традиционного хозяйства. Не случайно названия сельскохозяйственных культур и другие слова, связанные с земледельческой практикой, в албанском словаре имеют славянское происхождение. Некоторые формы традиционного албанского плуга идентичны тем, которыми пользовались в прошлом болгары и сербы. Античный сосуд из Диррахия. III в. до н.э. Аполлония. Мозаика. II-III вв. до н.э. Анализ славянских элементов в албанском языке помогает установить пути, которыми славяне проникали к Адриатическому побережью. Оказывается, что на албанских землях преобладали племена юго-восточной группы, а именно те, которые сформировали со временем болгарский этнос. Следовательно, поток их шел с востока. На севере албанской этнической территории ощутимо влияние племен, давших начало сербскому этносу, т. е. распространявшихся с севера. В последующие столетия славянский этнический элемент постепенно растворялся, вливался в формировавшийся на приморских землях албанский этнос. Среди специалистов суждения о степени славянского влияния на культуру и язык албанского этноса различны. Ученые XIX — первой половины XX в. Й. Фальмерайер, В. Макушев, А.М. Селищев полагали, что это влияние было велико, видели в славянах один из субстратов албанского этноса и указывали на широкую полосу двуязычия и албано-славянского культурного взаимодействия. Албанские ученые (А. Буда и др.) находят, что названные авторы роль славянского элемента сильно преувеличивали. О следах длительного албано-славянского взаимодействия свидетельствуют упоминавшаяся уже топонимия, лексический материал и некоторые атрибуты культуры, например, возможно, поясная одежда — несшитая женская юбка из двух полотнищ, закрепленных на поясе, известная в местности Опар и ряде других. В то время как в северо-западных, центральных и восточных областях Балканского полуострова в сложном этническом составе их населения в результате многосторонних политических и культурных процессов возобладали славянские этносы и сложились славянские государства, в албанском и греческом ареалах, напротив, славяне включались в преобладающие этносы, ассимилировались ими. Следует полагать, что поток переселенцев по мере продвижения к югу иссякал в силу существенной причины: естественно-географические условия жизни в предгорных и горных зонах формировали иные культурные навыки, далекие от традиционного земледелия славян. |
загрузка...