Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Под редакцией Г.Л. Арша.   Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней

Наум Векильхарджи — первый национальный идеолог и просветитель

Несмотря на поражение, антиосманские восстания 30—40-х годов XIX в. внесли вклад в дело национального освобождения Албании. Албанская историография закономерно считает их начальным этапом албанского национального Возрождения — большого политического, общественного и культурного движения, увенчавшегося в 1912 г. провозглашением независимости страны. В ходе восстаний время от времени звучали призывы к единству всех албанцев и освобождению родины. Раскрыв значительный потенциал освободительной борьбы у албанского народа, восстания в то же время свидетельствовали о региональной разобщенности в Албании, отсутствии общей политической программы и координации между отдельными освободительными выступлениями. Сказывалось отсутствие национального движения в прямом смысле этого понятия. Однако именно в 40-е годы XIX в. начала формироваться идеология албанского национального движения. При отсталости общественных и культурных условий в самой Албании базой движения албанцев за национальное освобождение стали первоначально, как это было с аналогичными движениями на Балканах, эмигрантские колонии.

Первым идеологом албанского Возрождения является Наум Векильхарджи (1797—1854). Будущий деятель национального движения родился в Виткуче, торгово-ремесленном городе Южной Албании, в купеческой семье. У себя на родине он получил образование в одной из греческих школ — единственно доступных тогда для православного населения Албании. Юноша рос в семье, где преобладали антиосманские настроения и вера в освободительную миссию России, что было характерно в то время для многих православных жителей Балкан. Настроения эти проявились в конкретных поступках. Как показывают недавно обнаруженные в советских архивах документы, отец Наума Панайот Векильхарджи, находясь в 1807—1809 гг. в должности векильхарча1 при турецком паше в осажденном русскими войсками Измаиле, взял на себя роль добровольного осведомителя русского командования.

О сношениях Панайота с русскими стало известно турецким властям, и на эту семью обрушились жестокие репрессии. Был казнен брат Панайота, самому же ему удалось бежать и найти убежище вместе с семьей в портовом городе Галаце в Молдавии. Здесь семью Векильхарджи застали события 1821 г. — национально-освободительное восстание, начатое в Молдавии вождем греческих революционеров Александром Ипсиланти. Наум Векильхарджи и его 15-летний брат Константин примкнули к повстанцам, причем первый стал одним из повстанческих командиров. После поражения восстания братья, как и другие члены этой албанской семьи, вместе с тысячами беженцев из Дунайских княжеств укрылись от репрессий турецких карателей в Бессарабии.

Участие в национально-освободительном восстании в Дунайских княжествах и жизнь в эмиграции в Бессарабии очень много значили для политического и национального воспитания Векильхарджи. Среди повстанцев, нашедших убежище в Бессарабии, были выходцы из Греции, Болгарии, Сербии, Валахии, Молдавии и других балканских стран. Значительную прослойку среди них составляли и соотечественники Векильхарджи — албанцы. Представители разных национальностей объединили силы в борьбе за свержение османского ига. Именно им Греция в немалой степени обязана успехом своей национально-освободительной революции 1821—1829 гг. В то же время, как показали события 1821 г. в Дунайских княжествах, не только у греков, но и у других балканских народов имелось желание добиться национальной самостоятельности.

В 1830 г. Векильхарджи переехал в Валахию и 15 лет прожил в дунайском городе-порту Брэиле, занимаясь торговлей и адвокатской практикой. Последующие годы его жизни связаны с Бухарестом. Этот город являлся тогда не только общественным и культурным центром Валахии, но и средоточием значительной балканской эмиграции. С одним из эмигрантов — болгарским просветителем И. Селиминским — Векильхарджи находился в дружеских отношениях. Среди его друзей были румынские просветители и публицисты, в частности И. Элиаде-Рэдулеску. В Бухаресте началась патриотическая просветительская деятельность и самого Векильхарджи. Он встал на этот путь не только под воздействием национальных движений в различных балканских странах, но прежде всего под влиянием вестей с родины, где в 30—40-е годы XIX в. одно за другим происходили мощные антиосманские восстания.

Политика ассимиляции и эллинизации, проводившаяся Портой и Константинопольской патриархией, ставила под угрозу национальную самобытность албанцев и политическую будущность страны. Заслуга Наума Векильхарджи заключалась в том, что он первым из албанских патриотов начал борьбу за национальный язык и национальную школу. Прежде, как уже говорилось, для письма на албанском языке использовались арабский, греческий или латинский алфавиты. Но ни один из них не соответствовал в конечном счете фонетическим особенностям албанского языка, и, что еще более существенно, все они служили средством распространения чужой идеологии и культуры. Векильхарджи разработал специальный алфавит для албанского языка из 32 букв, который мог быть использован для обучения албанцев родному языку. На этом алфавите просветитель опубликовал в 1844 г. в Дунайских княжествах первый албанский букварь. Книга распространялась в городах Южной Албании и вызвала большой интерес у земляков Векильхарджи, что побудило его выпустить в 1845 г. еще один букварь, значительно более полный. Впрочем, алфавит Векильхарджи, оказавшийся трудным для использования, не решил проблемы создания общенационального албанского алфавита.

Векильхарджи вошел в историю не только как первый албанский просветитель, но и как первый идеолог национального движения. Одновременно с выпуском букварей он подготовил и разослал циркулярное письмо ко «всем состоятельным и образованным православным албанцам». В письме и некоторых других произведениях албанский патриот изложил свои представления об Албании — народе и стране. Албанский народ, подчеркивал Векильхарджи, един, несмотря на распространение в стране трех религий; он имеет собственную территорию, язык, нравы и обычаи и возник в то же время, что и другие народы. У албанцев долгая и трудная история: века мифологические, героические, политические и религиозные. Эти идеи просветителя имели большое значение для развития национального самосознания албанского народа и объединения его сил в борьбе против османского ига.

Произведения Векильхарджи проникнуты глубокой верой в лучшее будущее своей страны. Она основывалась на его представлении о непрерывности исторического прогресса, который связывался им прежде всего с распространением образования и культуры, с деятельностью просвещенных законодателей и реформаторов. Среди исторических деятелей, открывших новую эпоху для своих государств, Векильхарджи называл, в частности, русского царя Петра I. Албанский мыслитель убеждал соотечественников не падать духом, несмотря на тяжелое положение отчизны, а «посеять хорошее семя», и тогда «грядущее поколение соберет прекрасные и очень сладкие плоды».

Национальная программа Векильхарджи носила чисто просветительский характер. Краеугольным камнем ее было распространение просвещения на албанском языке. Вопрос о борьбе за свержение иноземного ига в Албании непосредственно не ставился. Есть основания предполагать, что албанский идеолог, имея в виду эту конечную цель национального движения, считал, что условия для завоевания независимости его страной пока не созрели.

Патриотические произведения Векильхарджи стали первым программным документом албанского национального Возрождения. С изданием букварей и написанием циркулярного письма национально-просветительская деятельность Векильхарджи не прекратилась. Он подготовил рукописи еще нескольких книг на албанском языке для будущих национальных школ. Некоторые купцы и интеллигенты торгово-ремесленного города Корча выразили готовность помочь учреждению таких школ и организации албанской типографии. Однако планам этим не суждено было осуществиться.

Социально-политические условия и духовный климат Албании середины прошлого столетия мало благоприятствовали осуществлению национально-просветительской программы Векильхарджи. Развитию национального самосознания православных жителей Южной Албании — арены просветительской деятельности Векильхарджи — противодействовала политика Константинопольской патриархии, рассматривавшей все православное население Балкан, находившееся под ее духовной властью, как «греков». Под влиянием этой идеи ряд богатых албанских купцов, к которым обратился Векильхарджи, отказали ему в поддержке, предпочитая давать деньги на греческие училища в Албании. Сама же Константинопольская патриархия не могла не отнестись враждебно к деятельности пропагандиста албанской национальной культуры, представлявшей угрозу духовному господству патриархии над православными албанцами. В смерти первого своего просветителя албанцы обвиняли Константинопольскую патриархию. Согласно традиционной версии, восходящей к албанским патриотическим кругам конца XIX в., Векильхарджи был заманен агентами патриархии в Стамбул и там отравлен.

Идеи Векильхарджи нашли определенный отклик не только у православных албанцев, но и у албанцев-мусульман. Однако и в этой среде распространение национальной идеологии наталкивалось на сильнейшее сопротивление. Развитию национального самосознания среди мусульманской части населения Албании препятствовала проводившаяся Портой религиозная пропаганда, имевшая панисламистскую окраску. Порта, как и Константинопольская патриархия, всячески препятствовала развитию албанской национальной культуры. В 1861 г. российский консул в Янине А.С. Ионин писал, что «турки, с одной стороны, и патриархия — с другой, упорно отказывались дать албанцам грамотность, создать для них алфавит, перевести несколько книг на их язык». Проводниками чужого идеологического и культурного вляния в мусульманской среде в Албании были «туркоманы» — крупные чифлигары, богатые купцы, связанные с турецким рынком, а также мусульманское духовенство. Эти круги не только являлись опорой Порты в Албании, в случае необходимости они готовы были прийти ей на помощь в борьбе с освободительным движением других балканских народов.



1 Векильхарч (тур.) - управляющий, эконом. От названия этой должности произошла и фамилия этой семьи - Векильхарджи (в албанском произношении).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Я. С. Гросул.
Карпато-Дунайские земли в Средние века

Марджори Роулинг.
Европа в Средние века. Быт, религия, культура

И. М. Кулишер.
История экономического быта Западной Европы.Том 1

Любовь Котельникова.
Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках
e-mail: historylib@yandex.ru