Тенденции художественного развития на южном побережье Балтики
Тенденции стилистического развития, подобные скандинавским, выявляются и в землях к югу от Балтийского моря, хотя и не в тождественных формах, и, пожалуй, не в таком объеме. В орнаментике западнославянской области между Кильской бухтой и низовьями Вислы на протяжении столетий господствуют те же мотивы ленточного плетения и растительных «усиков», происходящие, несомненно, в равной степени как из византийских, так и из скандинавских и западноевропейских источников. Как и в Скандинавии, до начала христианизации и влияния церковного искусства в орнаментике преобладали условные, схематизированные образы53. Заметную роль играли змеиные мотивы, изображения коня. Несомненно, создавались сравнительно крупные художественные произведения, деревянные скульптуры в человеческий рост и более (цв. илл. 25); об этом говорят многие хронисты. При исследовании археологических памятников, однако, обнаруживаются сравнительно немногочисенные образцы, сохранившиеся в воде, как это было в Любеке, Берен-Любшине, Нойбранденбурге, Волине, Щецине, Гданьске, Ополье, Ладоге и Новгороде; высокий уровень грунтовых вод законсервировал в этих городах органические остатки, в том числе дерево. У балтов, финно-угорских племен и восточных славян звериные мотивы встречаются в отделке одежды и в украшении тканей, в вышивке. И здесь наблюдается тенденция к развитию звериного стиля54. Наконец, у пруссов в юго-восточной Прибалтике существовал обычай высекать каменные изваяния. Смысл их не всегда ясен, так же как и датировка. Они могут относиться как к IX–XI вв., так и ко времени монгольского нашествия. Вследствие этой неопределенности остается нерешенным и вопрос о происхождении некоторых каменных изваяний Поморья и рюгенских славян, которые могли появиться под влиянием либо прусской традиции, либо романского искусства Центральной Европы, может быть опосредствованного Данией55. Славянские каменные статуи относятся ко второй половине XII в.
Несмотря на многочисленность влияний и стилистические заимствования, искусство и культура на юге Балтики характеризуются специфическими, своеобразными чертами, которые видоизменяются у разных племен. Это можно проследить по различным видам височных колец в славянских землях. Так, полые кольца «поморского типа» особенно наглядно и отчетливо характеризуют самобытное стилистическое направление, строго ограниченное областью между реками Парсентой и Пене, то есть территорией зарождающегося поморянского государства. Вторичный по отношению к нему центр производства «поморских колец» возник в среднем течении реки Хафель. Этнические, политические, культурные и экономические отношения, таким образом, предопределяли область распространения различных украшений. То же относится и к скандинавскому искусству. Художественный стиль эпохи викингов в Упланде и на Готланде, в Ютландии или западной Норвегии имеет особые, отличительные от соседних областей черты. 53 Abramowicz A. Studia nad genezą polskiej kultury artystysznej. Lodź – Warszawa, 1962. 54 Рыбаков Б. А. Прикладное искусство и скульптура. – В кн.: История культуры Древней Руси, т. II, M. – JI., 1951, с. 400–416. 55 А. Хольтц отстаивает монгольское происхождение прусских идолов и романское–рюгенских, а также, видимо, и поморянских. См.: Holtz A. Die pommerschen Bildsteine. – Baltische Studien, NF., 1966, Bd. 52, S. 7. |
загрузка...