Наконец многотрудное путешествие закончено, и участники процсесии собрались у входа в гробницу. Здесь тоже были разбиты небольшие палатки, внутри суетились люди, разжигавшие курильницы с длинными рукоятками и переливавшие воду в специальные кувшины, чтобы она дольше оставалась прохладной. Саркофаг вытаскивали из катафалка и прислоняли к стеле, а женщины падали перед ним на колени и обнимали его. Плакальщицы, дети и близкие умершего рыдали и колотили себя по голове с удвоенной силой. Жрецам же еще предстояло выполнить ряд важных церемоний. Они уже разложили на столе хлеб и поставили кувшины с пивом, а также целый набор замысловатых инструментов: скобель, изогнутый нож в форме страусиного пера, искусственный кусок мяса и палитру с загнутыми в форме свитков краями.
Плакальщицы (Дейвис. Гробница визиря Рамоса)
Эти предметы помогут вернуть умершему власть над его членами и отсутствующими органами: он снова сможет видеть, открывать рот и говорить, есть, шевелить руками и ногами.
Приближался момент расставания. Скорбь присутствующих достигает предела. Жена умершего кричала: «О господин мой, жена твоя, Меритра, говорит с тобой. Не покидай меня! Неужели тебе угодно расстаться со мной? Если не я, то кто же последует за тобой. Раньше ты бывал весел со мной, теперь же молчишь и не проронишь ни слова». Другие женщины отвечали ей криками: «Горе, горе, горе, трижды говорю я, пусть же не смолкают рыдания! Добрый пастырь отправляется в Землю Вечности. Здесь останутся люди, пришедшие проститься с тобой, а ты останешься в земле, которая любит уединение. Тебя, любившего гулять, ныне крепко связывают ленты. Ты, чьи хранилища полны были прекраснейших одеяний, ныне спишь во вчерашних пеленах».
Теперь оставалось лишь отнести саркофаг в гробницу и расставить там предметы, сопутствующие погребению. Жрецы отвозили пустой катафалк в город, где его уже ждали новые клиенты. Саркофаг в форме мумии помещали в прямоугольный футляр, высеченный и украшенный надписями еще при жизни умершего. Вокруг тела раскладывали трости, оружие, иногда амулеты. Затем футляр закрывали тяжелой каменной крышкой. Рядом стоял сундук с канопами, шкатулки со статуэтками ушебти, столы и стулья.
Кувшин с лотосом (Ньюберри. Бени-Хасан, IV)
Особенно важно было не забыть о том, что понадобится умершему в первую очередь: еду и так называемые фигурки «прорастающего Осириса». Эти фигурки представляли собой деревянные рамки, повторяющие контуры тела лежащего бога, в них клали смесь песка с ячменем. В течение нескольких дней их регулярно поливали, пока ячмень не начинал прорастать сквозь песок. Когда он достигал высоты двух-трех футов, ему давали засохнуть и затем заворачивали в льняную материю. Таким образом египтяне надеялись приблизить момент воскрешения умершего, поскольку сам Осирис точно так же прорастал сквозь землю, пока не воскрес. В более древние времена в гробницу клали сосуды, состоящие из двух частей, разделенных поперечной перегородкой с отверстием посередине: в нижнее отделение наливали воду, а в верхнее клали луковицу лотоса. Она пускала корни, которые через отверстие опускались в воду. Вверх через одно или два узких горлышка тянулся стебель, и лотос расцветал. Эта практика была распространена в эпоху Среднего царства, однако, после того как в моду вошли «прорастающие Осирисы» из ячменя, от нее постепенно отказались. Лотос считался растением Ра, и этот переход стал отражением недавней победы культа Осириса над древним культом солнца.
|