Было и еще одно событие, в честь которого священная ладья Амона снималась с якоря. Это было празднество Долины. На этот раз она пересекала Нил, «влекомая богами». Это выражение некоторые ученые истолковывают в том смысле, что ладью вели на буксире люди в одеяниях и масках богов наподобие колдунов в Экваториальной Африке. Но такое объяснение слишком уже примитивно. С тем же успехом можно утверждать, что врачи, повитухи, сиделки и кормилицы, которые ухаживали за царицей и ее новорожденным, одевались богами, чьи изображения мы видим на стенах Луксора и Дейр-эль-Бахри. Эти изображения показывают, что боги внимательно следили за всем, что касалось фараона, и были ему благодарны за все труды и заботы, которые он проявил, украшая священный град Амона.
Праздник Долины не столь долгий, как праздник Опета: он длился всего десять дней. Фараон выходил из дворца в таком же парадном одеянии в сопровождении носителей зонта и слуг. Перед тем как войти в храм, он надевал роскошную набедренную повязку и один из самых богатых головных уборов, который состоял из солнечного диска, перьев, уреев, рогов быка и рогов барана. Он приглашал Амона посетить храмы левого берега. Главным его местом отдохновения будет гипостильный зал Рамсесеума. Там к царю богов явятся боги – покровители мертвых. Например, жрецы, окруженные служителями с зонтами и опахалами, приносили на носилках статую обожествленного фараона Аменхотепа I из его храма. Священная ладья дожидалась его на ближайшем канале, чтобы отвезти к великой ладье Амона под названием усирхет. Когда боги встречались, совершались церемонии во славу бесчисленных мертвых, покоящихся в каменных гробницах в «горах Запада».
|