Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монте.   Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

7. Осада

Иногда египтяне вели осадную войну, потому что неприятель не осмеливался сойтись с египетским войском в чистом поле или же потому, что после битвы у него еще оставалось довольно воинов для обороны. Крепости обычно строили на возвышениях, иногда даже на вершинах крутых гор, и обносили рвом с водой и палисадом. В соседнем лесу могли укрыться беглецы или те, кто не успел добраться до крепостных стен прежде, чем ворота закрыли. В лес также сгоняли стада быков, предпочитая, чтобы они достались медведям, чем египтянам. Как правило, крепость окружали возделанные поля, склоны были покрыты виноградниками и фиговыми деревьями, вдоль дорог цвели кустарники. Область, непосредственно окружающая крепость, обычно возделывал ась, склоны были покрыты виноградом и фиговыми деревьями, а вдоль дорог цвели кустарники. Прежде чем возвращаться домой, египетские воины никогда не забывали вырубать все ценные деревья, как требовал обычай.

Сирийские крепости состояли из высоких зубчатых башен с нависающей платформой и стен по всему периметру возвышенности с воротами и окнами. Нередко город защищали два или даже три ряда стен. Иногда над нижней башней стояла вторая, над ней – третья. Над самой верхней башней развевалось знамя. На храмовых рельефах, изображающих сцены осады, мы видим, как египтяне осыпают стены стрелами и гонят перед собой беглецов. Одни из тех, кто уже находится внутри, нагибаются и втягивают на руках запоздавших, другие мечут стрелы, дротики и камни, третьи стоят наготове с мечом в руке. Жрец возжигает смолистые курения на жаровне с ручкой, похожей на египетские курильницы ах, прося защиты у богов города, и воздевает руки, как Моисей в битве с амалекитянами. Иногда он перегибается через зубцы, ободряя защитников нижнего этажа. Но все средства обороны оказываются недейственными. Подступы к крепости усеяны трупами. Защитники убиты на своих боевых постах. Египтяне приближаются к подножию стены, высаживают ворота, приставляют лестницы к стенам, и вот уже первая линия взята.

Когда осада доходила до этого момента, осажденным, если они дорожили жизнью, оставалось только прекратить сопротивление и постараться с помощью даров смягчить жестоких победителей. Вождь страны Амор протягивает свою курильницу Рамсесу III и левой рукой униженно приветствует его: «Дай нам дыхание жизни, чтобы могли от сына к сыну вдыхать от твоего могущества!» Побежденные военачальники появляются один за другим. Одни ползут на брюхе, другие несут вазы с искусственными цветами, амфоры с рельефными изображениями животных, драгоценности. Эти предметы очень ценились фараоном и великими жрецами, которые в конце концов заполучали их в свои храмы. Войско больше интересовали другие трофеи: зерно, вино, скот, оружие. Воинов ежедневно поили и кормили до отвала, как в дни великих праздников. Сирийские города славились своими лошадьми. Цвет их воинства сражался на колесницах. Тутмос III только в одном Мегиддо захватил 892 обшитые золотом колесницы «подлых» врагов. Правда, в данном случае царь Кадеша организовал против Египта целую коалицию. К нему стекались союзники даже с берегов Евфрата. Этих чужеземных царьков Тутмос III отправил по домам, посадив их на ослов лицом к хвосту, – победа привела царя в хорошее расположение.

Горы Ливана покрывали леса. С незапамятных времен египтяне отправлялись в Библ за древесиной для своих священных кораблей, для высоких столбов с лентами, которые устанавливались перед пилонами храмов и использовались для самых разных целей, как религиозных, так и светских. Самым прекрасным деревом считалась пихта (аш), которую можно было заострить, как ячменный колос. Египтяне также ценили красную древесину кедра (мер), рожковое дерево (сеснеджем) и некое дерево, которое они называли ван, возможно можжевельник. Став хозяевами в Сирии, египтяне принялись расширять заготовку леса. По приказу Тутмоса III воины отправлялись в горы и валили деревья, а сирийцы на быках перетаскивали стволы к воде. Построенные здесь суда перевозили ливанских правителей с драгоценными дарами Божественной Земли в Египет. К Девятнадцатой династии Ливан перестал быть колонией, которую можно было эксплуатировать как хочешь. Во-первых, в спор за нее вступили хетты, а во-вторых, местные жители набрались сил и научились самостоятельно давать отпор захватчикам. Тем не менее и лес, и другие товары ежегодно доставлялись в Египет в больших количествах. Царь Сети I пользовался достаточной властью, чтобы принудить правителей страны валить пихты и переправлять в Египет, когда сочтет нужным.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы
e-mail: historylib@yandex.ru