Представим себе египетское войско, собравшееся на равнинах Дельты и готовое двинуться в поход. Сначала египтянам предстоит пройти по мосту Силе над озером, кишащим крокодилами, которое так прекрасно изображено на рельефе времен Сети I на храмовой стене в Карнаке. В Мединет-Абу мы видим выступление в поход войска Рамсеса III. Во главе колонны рядами по семь человек идет отряд пехотинцев. За ними шагают трубачи, вернее, музыканты с длинными прямыми горнами из меди или серебра длиной около восемнадцати дюймов, из которых можно извлечь лишь несколько не очень воодушевляющих звуков. Барабаны к этому времени уже были изобретены, но мне никогда не приходилось видеть барабанщиков в сценах, изображающих царские походы, – только в сценах сбора новобранцев или празднеств. Похоже, воины вообще не использовали барабаны во время военных действий.
Далее следуют военачальники из личной охраны фараона, а за ними – колесница со штандартом священного барана, увенчанного солнечным диском, который обеспечивал войску покровительство великого бога Фив. За этой колесницей шла другая группа полководцев. И наконец, за двумя пешими носильщиками опахала следовала колесница Рамсеса, управляемая им самим. Рядом с конями шел лев без поводка. Следом двигается основная часть армии: пехотинцы всех родов войск, колесницы, эшелоны снабжения со своими ослами, навьюченными мешками и кувшинами, или повозками, запряженными шестью быками. Пустыня велика, а Палестина – земля бедная. Египтяне давно убедились на горьком опыте, что войско может рассчитывать только на то, что возьмет с собой.
Наконец, колонна пеших воинов и колесниц, бесконечно растянувшаяся по дороге, достигает первого источника под названием Хупана, вблизи от водоема и крепости под названием «Львиное укрепление». В зависимости от маршрута войско шло, передвигаясь от одного источника к другому, либо в Беэр-Шеву и Хеврон, либо в Газу на морском берегу. Оно проходило по побережьям, песчаным дюнам и пальмовым рощам вплоть до Мегиддо, где местность становится гористой, а дороги – каменистыми. Сады Тира и Сидона позволяли усталым воинам хорошенько передохнуть. На равнинах вокруг Берита (совр. Бейрут) тоже можно было найти свежие фрукты. Дальше открывался вид на снежные вершины гор со склонами, поросшими соснами и елями. Еще один переход, и войско достигает быстрого ледяного потока, где Рамсес II установил свои стелы с надписями. Пройдя через деревушки рыбаков, лесорубов и пахарей, войско подходит к берегу реки, очень напоминавшей предыдущую. Воды ее каждый год были красны от крови бога (река Адониса – Нахр-Ибрагим, – с которой связана легенда об Адонисе и Астарте). Необходимо было пройти через горные перевалы, но если идти вдоль морского побережья, то после короткого перехода вы попадали в священный город Капни (Библ), где жили ловкие и корыстолюбивые торговцы, всегда находившие случай выгодно продать египтянам лес или сдать внаем корабли. Поистине стоило задержаться в этом месте и испросить покровительство здешней богини, которая, как сестра, походила на Хатхор из Мемфиса и на Иунит. Покрытые снегом кряжи, если смотреть на них с побережья, казались примерно одного размера с пирамидами, видимыми из Мемфиса. Измученное войско чувствовало, наконец, дуновение прохладного ветра. Плато оканчивалось крутым спуском вниз, преодолев который воины оказывались на зеленой равнине с прекрасно возделанными полями, многочисленными селениями и оросительными каналами. Теперь все знали, что до Кадеша совсем близко.
|